Слово на Вход Господень в Иерусалим. Об Агнце Божием, детской вере, зависти и гордости

Слово на Вход Господень в Иерусалим. Об Агнце Божием, детской вере, зависти и гордости

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие во Христе братья и сестры!

Чистотою детских сердец подсказан сей радостный клич: «Осанна Сыну Давидову!». Чисты детские глаза, не знает сомнений их вера, искренняя их любовь, они живут в постоянном ожидании чуда, – и открываются им великие тайны Господни. Безгрешные дети узнали в Иисусе Сына Божия, Спасителя мира, – и возликовали. Младенческим разумом были посрамлены ученость и знания «слепых вождей народа». Воистину: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф.5:8).

Царь царствующих и Господь господствующих въезжал в Иерусалим не как земной властитель – не было у Него ни роскошных одежд, ни коня в пышной сбруе, ни вооруженной свиты. Иисус Христос ехал на молодом осле, смиренно и скромно, как простой паломник. Но небывало торжествен был вход Спасителя в Иерусалим. Впереди Него летела крылатая молва о явленных Им чудесах и знамениях, о воскрешенных Им мертвых. И множество народа, приветствуя величайшего Чудотворца и Праведника, славило Его и возглашало: Благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних (Лк.19:38). Об этом ликовании сказал Спаситель: если они умолкнут, то камни возопиют (Лк.19:40).

Однако среди встречавшего Иисуса народа попадались люди, оказавшиеся бесчувственнее камней. С отмененными сердцами взирали на торжество Сына Человеческого те, кому вверены были судьбы народа, хранение Закона и веры. Первосвященники и книжники люто завидовали Иисусу, уже составляли против Него заговор, готовили Единому Безгрешному гвозди и крест для распятия. Их перешептывание было подобно змеиному шипению, ядовитой струйкой вливавшемуся в простодушный хор ликующего народа.

«Корень убийства есть зависть, – говорит святитель Иоанн Златоуст. – Завистливый, желая погубить ближнего, самого себя погубляет». Смертоносная зависть, окаменившая души фарисеев и книжников, привела к разрушению великого города Иерусалима, гибели государства и плачевному рассеянию народа израильского по всему миру.

Пагуба зависти берет свое начало в гордыне диавольской и легче всего вселяется в сердца людей, наделенных многими дарованиями. Таковые, по словам святителя Тихона Задонского: «высоко мнят о себе, что они велики в мире сем, и, так мечтая о себе, унижают других, вменяя их за ничто». Земная премудрость, лишенная смирения и любви, – это страшное зло, могущее довести человека до богоотступничества и богоборчества.

Надмевающиеся своим умом фарисеи и книжники отреклись от Господа Иисуса, отвергая своего Спасителя. Увы, нечто подобное произошло и в истории нашего Отечества. Со времен Петра I и Екатерины II в высших слоях российского общества все более распространялись западный мистицизм, маловерие и безбожие. Многие дворяне и интеллигенты, призванные быть разумом народа и светочем на путях его, вместо того измышляли еретические учения, противились Церкви Христовой, призывали к революционному насилию. Страшные плоды их отступничества вызрели к началу XX столетия. В огне переворота 1917 года погибали и те, кто страстно ожидал его. Соблазненный же ими народ омыл слепую гордыню своих вождей потоками крови и слез.

Итак, вступая в Иерусалим, Спаситель, однако, вряд ли Сам разделял великую радость и ликование народа, как это делал бы кто-нибудь из сынов человеческих в подобной ситуации, ибо Он как Бог провидел ту мучительную участь, которую уготовили Ему человеческая зависть и гордыня. Иисус Христос знал о грядущем предательстве и посмеянии, терновом венце и распятии. Он шел на Жертву ради нашего спасения как Агнец. Но не о Себе скорбел шествующий на подвиг искупления Сын Божий. Любящий Господь оплакивал будущие бедствия народа: О, если бы и ты хотя в сей день узнал, что служит к миру твоему! но это сокрыто ныне от глаз твоих; Ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду. И разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего (Лк.19:42–44).

В этих словах милосердного Господа сокрыта скорбь не только о разрушении Иерусалима – Божиего града, но и обо всех бедствиях, неминуемо постигающих тех, кто не узнал своего Спасителя или отрекся от Него.

Возлюбленные во Христе братья и сестры!

Вот и ныне стоим мы со свечами и ветками вербы в руках, дабы встретить грядущего к нам Спасителя. Народ устилал путь входящего в Иерусалим Господа ветками пальмы, издревле бывшей символом мирного благоденствия. Так и мы призваны узнать, что служит к миру нашему (Лк.19:42).

Пальмовые ветви в нашем краю заменились ветками вербы, расцветающей по весне. Весенний ныне день Великого Поста и весна обновления природы снаружи нас и наших душ внутри, светлые лучи Христовой благодати да коснутся наших сердец, дабы растопить ледяную корку маловерия и возрастить всходы чистой надежды и радости от встречи со Спасителем. Будем уповать, что благодатная весна возрожденного во всей красоте Православия сменит мрачную зиму безбожия повсюду в Отечестве нашем.

Многие из тех, кто встречал Господа при входе в Иерусалим, срывали с себя верхние одежды и устилали ими путь Сына Божия. Совлечемся же и мы заскорузлых одежд греха, нечистыми лохмотьями облепляющих наши души, дабы смешались они с дорожной пылью и более не мешали нам следовать за Господом по светозарному Его пути. Отринем от себя всякую зависть и недоброжелательство к ближним нашим, уподобимся же детям – не по разуму, а по непосредственности и внутренней чистоте и непорочности, ибо как сказал Господь Иисус: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф.18:3), ибо таковых есть Царство Небесное (Мф.19:14).

В светлых ризах совершают ныне иереи богослужение, Святая Церковь радостно выходит навстречу Господу, предчувствуя близящееся празднество окончательного торжества Его в Светлом Воскресении. Так и все мы, очищая себя покаянием Великого Поста, да убедимся Кровью Агнца – Господа нашего Иисуса в Таинстве Святого Причащения, о важности которого в великом Откровении Евангелисту Иоанну Богослову мы читаем следующие строки, содержащие таинственные прозрения в будущее Царства Небесного:

После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!.. это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают [ныне] перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них; они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их (Откр.7:9-10, 14–17). Дай Бог оказаться нам всем вместе среди этих убелившихся с пальмовыми ветвями, и тогда, как и сейчас воспевать Христу Богу нашему:

«Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием, благословен Грядый во имя Господне!» Ибо Ему подобает всякое величание, слава, честь и поклонение во веки веков.

Аминь.

Наверх