Слово на Рождество Христово, 1874 г.

Слово на Рождество Христово, 1874 г.

Велия есть благочестия тайна:

Бог явися во плоти!

1Тим. 3:16

Явлением Бога во плоти Апостол называет Рождество Иисуса Христа, из года в год вот уже почти девятнадцать веков Православной Церковью торжественно воспоминаемое! Событие это, по Апостолу, есть тайна, и притом великая тайна благочестия христианского. И действительно; оно тайна не в том смысле, что утаивается, скрывается, боится света; и открытое, и изучаемое столько веков, оно и доселе остается такою же великою тайною, какою было и тогда, как покоилось в уме Триипостасного Бога! Оно тайно по непостижимости своей, по необъятности для ума сотворенного. Легко сказать: «Бог во плоти! Безначальный начинается! Слово воплощается! Сын Божий сын Девы бывает!» Слова понятны; но какой сотворенный ум поймет сущность этого события, различит отношения и взаимодействия конечного с бесконечным?

Умы пытливые, гордые своею силою, но не проникнутые послушанием веры останавливаются в недоумении перед этою тайною: их смущает величие Божие, уничижаемое воплощением. Говорят: для чего это? Для спасения человека? – А человек-то что такое? В ряду существ он едва заметная пылинка; в отношении же к Богу – ничто! и какое ничто? непослушное, нечистое, богоборное! Стоит ли он такого внимания, такого крайнего снисхождения? Даже прилично ли оно Существу Высочайшему? – От этих вопросов недалек переход к пререканиям, даже глумлению, – и вот в вифлеемском Богомладенце начинают видеть простого человека, правда, величайшего, гениального, совершеннейшего из людей, но все же только человека, а не Бога во плоти.

Святой Апостол предвидел затруднение, естественно возникающее в не укрепленном верою уме нашем при встрече его с тайною Бога во плоти. Сказав: Бог явися во плоти! Апостол непосредственно за сим прибавляет: оправдася в Дусе, показася Ангелом, проповедася во языцех, веровася в мире, вознесеся во славе. Очевидно, Апостол не поясняет существа, так сказать, содержание тайны (что было бы и бесполезно по неспособности ума нашего понять ее), но указывает на такие события, кои непререкаемо свидетельствуют о действительности явления именно Бога во плоти.

Оправдася в Дусе. Господь явление Свое во плоти оправдал, доказал действиями Святого Духа. О Рождении Спасителя святые пророки предвозвестили задолго до события (за несколько сот лет). Свет пророчеств и прообразований предуказал людям и место и время, и Матерь и другие обстоятельства рождения. Бывало ли что-либо подобное, когда ожидалось рождение гениального человека? Возмужав и явившись миру в качестве учителя веры, Господь совершал необыкновенные действия: словом, прикосновением врачевал всякие болезни, изгонял бесов, воскрешал мертвых, повелевал стихиями, ходил по воде, как бы по суше. Дела эти Он совершал всенародно, где придется и без приготовлений. Этого мало; Господь не только Сам творил чудеса, но власть и силу чудотворений дал и ученикам Своим, и слову их было все послушно. Враги Иисуса Христа не смели отвергать действительность совершавшихся чудес; только приписывали их силе князя бесовского, веельзевула. Вам известно, как Господь отразил этот извет.

«Если Я изгоняю бесов о князе бесовском, то сыны ваши, т. е. люди из их среды, Апостолы, они о чьем имени изгоняют бесов?» (Мф. 12:27). Вопрос этот остался без ответа, но ответ понятен: против очевидности спорить нельзя. Апостолы изгоняли бесов именем Иисуса! Производил что-либо подобное кто-нибудь из гениальных людей? Действия Духа Божия, совершавшиеся Иисусом Христом, были в таком обилии и так поразительны, что Божество Его ясно было видимо, проступало, просвечивало через плоть, как через легкое и прозрачное покрывало. По Вознесении Спасителя многие из верующих, пораженные силою и величеством чудес, пришли к такой странной мысли, будто Иисус Христос, будучи истинный Бог, не был истинным человеком, что Он имел только тело человеческое, и то не действительное, а призрачное, будто Он только казался человеком. Апостолам приходилось бороться с этою неправильною мыслью, убеждать, что Господь Иисус – истинный Бог есть вместе и истинный человек; что учение, не проповедующее об Иисусе Христе, что Он пришел во плоти, есть учение не от Бога (1Ин. 4:2).

Показася Ангелом. Мир ангельский в отношениях своих к Господу Иисусу держал себя почтительно, служебным образом. Ангел благовествует Деве Марии о бессемейном Ею зачатии и рождении Спасителя; в ночь Рождества Ангел является пастырям с известием о родившемся Спасителе, а вслед за тем множество других Ангелов в воздушном пространстве приветствуют Рожденного хвалебною песнею Богу (очевидно, на небе было большое торжество по сему случаю); Ангел заботится о безопасности младенца Иисуса, руководя святое семейство во Египет, а через два года оттуда в Назарет; после Крещения Спасителя, когда Он отразил искушение диавола, Ангелы приступили и служили Ему; Ангел служит Господу в саду Гефсиманском; по воскресении Ангелы являются на страже при гробе Господнем, как ближайшие слуги при опочивальне своего Царя; наконец Ангелы сопровождают Его на небо при вознесении! Везде и всегда со стороны Ангелов видим в отношении к Господу почтительную готовность исполнять волю Его. Имея в виду, что их силы умственные и нравственные выше, совершеннее, нежели у кого-либо из людей, что поэтому они удобнее могут отличить истину от лжи и, следовательно, не могут воздать Божеские почести простому человеку, хотя бы и необыкновенно даровитому, мы вправе, мы должны заключить, что вифлеемский Младенец есть Бог воплотившийся!

Проповедася во языцех. Проповедь апостольская в разных странах тогда известного мира действительно составляет ощутительный довод в пользу божественности Господа Иисуса. Кто были эти проповедники? Простые, неученые поселяне, промышлявшие преимущественно рыболовством. Три с половиною года слушали они учение от Господа. В такое короткое время, при неразвитости своей, они, естественно, многому научиться не могли. Да Господь в деле всемирной проповеди и не рассчитывал на их силы и способности. Апостол замечает, что Господь избрал именно немощное и не сущее, да сильное и сущее посрамит, да не похвалится всяка плоть пред Богом (1Кор. 1:27–29). Этих-то людей Господь посылает в мир весь проповедать Евангелие всей твари (Map. 16:15), и Апостолы – прияв силу, пашедшу Святому Духу на них (Деян. 1:8), в день Пятидесятницы сделались такими глубокими богословами, что изумляли всех, где приходилось им говорить, изумляли высотою неслыханного учения, силою слова, даром чудотворения, которым подкрепляли достоверность своей проповеди, и особенно способностию говорить на всех языках, не учась тому прежде. Полагаю, не будет ошибки, если скажем, что, кто дает такие могущественные средства к исполнению своих распоряжений, должен быть больше, нежели человек. Простецу, неученому мгновенно сообщить глубочайшее ведение Богословия, силу слова, дар чудотворения и способность говорить на всех языках – это такое чудо, какое не в силах сделать и совершеннейший из Ангелов: это может сделать только Бог.

Веровася в мире. Человеческими средствами трудно было убедить мир веровать во Христа и принять Его учение. Трудность заключалась в мировоззрении тогдашних людей, в их понятиях о жизни и деятельности, угодной Богу, понятиях совершенно противоположных учению Христову, особенно же в духовном расслаблении воли, порабощенной страстям. Но сила Христова восторжествовала над всеми препятствиями. Вера Христова распространилась в мире, несмотря и на гонения даже от предержащих властей. Это обстоятельство убеждает в божественности Основателя Христианской веры. Без Его могущественной охраны и помощи свет веры и жизнь церкви загасли бы при первом дуновении бури от вражды и злобы.

Вознесеся во славе. О гениальных людях история не говорит, чтобы кто-нибудь из них вознесся на небо. В Священной истории есть два примера вознесения. Например, про Еноха пишется, что он взят к Богу и не обреташеся потому, что угодил Богу (Быт. 5:24); и другой угодник, пророк Илия тоже взят яко на небо (4Царст. 2:1 и 2:11). Не трудно, однако ж, приметить разницу в способе этих вознесений: те взяты; а Иисус Сам вознесся, как Владыка и Господь неба и земли! Вознесся во славе, в сопровождении Ангелов!

Присоединим к этому еще слово самого Господа. Он нередко Сам называл Себя Сыном Божиим (Мф. 26:64 и др.; Лук. 22:70; Ин. 9:35–37 и 10:36), и притом не только подобным Отцу Богу, но и единосущным: Я и Отец – одно (Иоан. 10:30), говорил Он, т. е. не два подобных, но именно одно Существо, так что видевший Сына видел уже и Отца (Ин. 14:9). И высоконравственный человек не дозволит себе утверждать неправду, особенно богохульства. Мог ли сказать и утверждать Свое единосущие с Богом Отцом Господь Иисус, если бы сказанное Им не было истинно?

Сводя все сказанное нами в одно, мы невольно должны признать в Иисусе-Младенце Бога во плоти. Тайна воплощения, конечно, остается такою же тайною, как и прежде. Но ввиду приведенных фактов ум не вправе отрицать истину только потому, что она ему непонятна. Ум может и должен отвергнуть положение, выдаваемое за истину, если это положение не оправдывается ни законами мышления, ни историей, ни жизнью. В тайне Богоявления этого не видно: она только превышает силы разума. В таком случае уму следует призвать на помощь веру. Вера для того и насаждена в душе нашей, чтоб помогать уму, руководить ею на всех степенях развития.

Если уму показалось, что Бог для спасения такого ничтожного существа, как человек, употребил средство слишком большое, Сам подвигся, уничижился даже до воплощения, то надо успокаивать его соображением, что и в мире материальном не все ценится по количеству массы: лот золота гораздо дороже сотни пудов грязи, в которой его находят. Человек – немаловажный предмет на земле. Материально он мал: есть много вещей массивнее его. Но он неизмеримо велик своею духовною стороною, своим умом. Изучив свойства и законы материи и силы физического мира, он распоряжается ими по своему усмотрению. На земле он в полном смысле слова владыка и господин! В отношении же к Богу он мал столько же, как и все прочее, потому что конечное и бесконечное несоизмеримы. Перед Богом все мало и все велико. Человек не мал уже потому, что создан и промыслительно охраняется. Чтоб яснее представить себе эту мысль, вообразим огромную машину, в которой есть всякие большие, малые, даже очень малые колеса. Можно ли о зубце какого-либо самого ничтожного по размеру колеса сказать, что он не важен, пустяки? Конечно, нет; он мал по объему, но велик по значению, он был в расчете у механика, он обусловливает правильный ход всей машины и целесообразность ее действий. Если б оказалась надобность исправить случайную порчу этого зубца, то удивились ли бы мы, если б сам мастер подвигся на этот труд? Не думаю! Личный труд мастера в этом случае показал бы только, что дело это некому поручить, что никому оно не под силу!

Благочестивее и сообразнее с видами Промысла Божия рассуждать об этом предмете без пытливости, принимать откровенное учение с благоговейною верою. Если на спасение человека Сам Бог подвигся, то это показывает – с одной стороны, Его бесконечную любовь к нам, а с другой – неизобразимо страшную беду, какой подвергся человек через свое ослушание.

Заключим наше слово словом Апостола: явися благодать Божия, спасительная для всех человеков, научая нас, чтоб, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в настоящем веке, с терпением ожидая исполнения блаженного упования, которое в свое время явит нам всеблагословенный Бог и Спаситель Иисус Христос (Тит. 2:11–13). Об этом преимущественно и позаботимся! Аминь.

Наверх