Слово на Рождество Христово 1919 г.

Слово на Рождество Христово 1919 г.

Воспоминаем, как почти две тысячи лет тому назад была возвещена великая радость всем людям, ибо родился нам в Вифлееме Спаситель наш, и ангелы воспели с неба: «Слава в вышних Богу, на земле мир, и в человеках благоволение« (Лк.2:14). Как дивно это все, и как далеко от нас. Увы, братие, мир и благоволение опять отлетели на небо от грешной земли! Вся страна наша в язвах, и сердце исчахло! От подошвы ног до темени головы нет у нас здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. «Земля наша опустошена, города сожжены огнем, поля в ваших глазах съедают чужие, все опустошено и все разорено!» (см.: Ис.1:5–7). И отчего всё это? И за что наказует нас Праведный Судия? Оттого что не родился в сердцах наших Христос, «не изобразился Он еще в нас« (см.: Гал.4:19). Великое дело искупления и спасения рода человеческого не мог совершить никто из людей, ни все человечество, а только Сам Сын Божий, соделавшись человеком. Но Бог не спасает человека без самого человека. Сей последний должен сам усвоить спасительный подвиг Искупителя. Для чего ему надлежит изобразить в себе Христа, воплотить Его в сердце Своем, в делах и в жизни, а не ограничиваться только одним названием христианина и одной внешней принадлежностью к Церкви Христовой. «Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное; но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех» (Мф.7:21). «Никогда не знал вас» (Лк.7:23). «Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор.13:2–3). «Что пользы, если имеете веру, а не имеете дел« (см.: Иак.2:14). «Дети Божии и дети дьявола узнаются так: всякий не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны» (1Ин.3:10–12). Испытайте же сердце свое, что в нем – любовь ли ко ближнему или же зависть, сварливость и ненависть? Не с этими ли последними чувствами приходите вы и пред Лице Господа, в храм Божий, на праздник? Чрез Исаию говорит Господь евреям: «Не могу терпеть ваших праздничных собраний« (см.: Ис.1:12).

Не применимо ли и к нам это обличение? И наши руки исполнены крови, особенно в последние годы. То вели мы ожесточенную брань с внешним врагом. А когда устали от сего, и казалось, надлежит переменить мечи на орала и копья – на серпы (см.: Ис.2:4), мы заменили внешнюю брань на еще более постыдную междоусобицу, братоубийство и классовую войну. И задыхаемся, и гибнем не столько от голода и холода, сколько от вражды, злобы и ненависти. К нам приложимы слова Господа Каину: «Что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли» (Быт.4:10). «Опомнитесь, очиститесь и омойтесь. Перестаньте делать зло, научитесь делать добро, ищите правды и спасайте угнетенного» (см.: Ис.1:16–17). И если мы не только мысленно будем воспоминать заповеди Христовы, если мы не только словом будем воздавать за все «слава Богу», но если в сердцах наших изобразится Христос, если Он благоволит возлещи в яслях душ наших, тогда и только тогда настанут давно желанные «мир на земле и в человецех благоволение».

Патриарх Тихон

БС№ 12 С. 302–304.



Наверх