Слово на праздник Сретения Господня (о Страшном Суде). 15.02.2015 г.

Слово на праздник Сретения Господня (о Страшном Суде). 15.02.2015 г.

Сегодняшнее Сретение совпадает с Неделей о Страшном Суде. Сретение – это очень важный символ для нашего благочестия, потому что знаменует собой переход от ветхозаветного понимания бытия к новозаветному. И даже указывает, как осуществляется этот переход и почему. По закону духовному, которым руководствовался народ Израилев, Пресвятая Богородица и Иосиф принесли сорокадневного Младенца, чтобы Его посвятить Богу.

Это был очень важный обряд, который знаменовал, что человек должен жить не ради приумножения отцовских сбережений, или чтобы в дальнейшем создать семью, или достичь благополучия, или защищать Родину, или сделать какую-то там карьеру. Нет, для каждого младенца предназначалась роль гораздо большая, а именно – посвятить свою жизнь Богу. Каждый израильтянин с этого начинал свою жизнь.

Сам Господь установил через пророка этот закон, чтобы каждая семейная пара, поставляя ребенка перед Господом, осознавала, что это дар Божий, и он должен быть посвящен Богу. И его надо так учить, чтобы это посвящение отразилось в его жизни, а не просто, как у нас, ограничилось для большинства людей крещением. «Он у нас крещеный». Ну а что толку-то? Его маленьким крестили, он ни умом, ни сердцем в этом не участвовал, ему это все даже не нравилось, он орал.

И вот, нас сегодня Господь принес во храм. И здесь Он нам напоминает, каким будет Страшный Суд, что на этом Суде каждому из нас будет предъявлено. Потому что некогда каждый из здесь присутствующих тоже был посвящен Богу. Так как мы не израильтяне, у нас это происходит в форме Святого крещения. Я, когда еще был молодой и горячий, всегда спрашивал у родителей: «Зачем вы крестите ребенка?» – и не разу не получил ответ за десятилетия, пока крестил. Потом я уже перестал спрашивать.

Так вот о Суде Господь говорит Своим ученикам: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов -- по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 31-34). Конечно, овцы и козлы – это символы. Почему именно эти два символа? Ведь есть еще другие домашние животные? Для контраста. Овца очень покорная и совершенно беззащитная, даже вожак стада, баран, не в состоянии защитить свое стадо, которое за ним ходит. А вот козы совсем другие. Они и умней, у них и рога острее, и они упрямые. «Упрямый, как козел» – всем известно такое выражение. И вот так Господь намекает, что послушная, кроткая овца ближе к Царствию Небесному, и если мы такой кротостью, незлобием напоминаем овцу, то это и к нам относится.

Ибо алкал Я, и вы дали мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 25, 35-36). А этот список можно продолжать. В квартире требовался ремонт, и ты сделал это для своей жены, детям твоим нужно было что-то, и ты им дал, сосед тебя попросил подвезти больную мать до больницы, и ты, хотя был выходной, отвез. Этот список бесконечен, тут не надо изобретать. Но Господь избрал самое главное: хотел человек есть, накормили, хотел есть, напоили, и так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня. И так как вы не сделали этого одному ил сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25, 37-46).

Здесь тоже символ, потому что эта мука – только со стороны Господа, потому что Он не то что как-то будет истязать людей, как в Средневековье изображали картины пламени, всякие сковородки. Нет, конечно. В чем эта мука? В том, что здесь, живя на земле, мы получаем от Господа всяческие блага: солнце, снежок идет, или встречу с хорошими людьми, и это все утешает человека, а когда душа будет отвержена от Бога, никаких утешений там за гробом нет.

Разве Господь кого-то наказывает, судит? Нет, это образ. Никого не будет Господь собирать, никаких народов, никаких козлов от овец не будет отделять. Это символ. А что же будет? Человек всю жизнь проходит под Судом. И по тому, как он живет, он сам и выбирает себе суд. Хочешь – будешь среди овец, и Господь скажет: «Приди, благословенный, и наследуй Царство Небесное!». Как вот тот офицер Солнечников, который на гранату бросился и погиб, а солдатика спас. А офицер же дороже, чем солдат. Он даже как бы ущерб государству нанес, и погиб, и жена плачет, и дети у него. А только душа его отлетела, вылетела из его разорванной гранатой грудной клетки, а Господь ему сразу: «Приди ко Мне, благословенный, и наследуй Царство!».

Поэтому Господь и говорит – не надо никого наказывать, не надо никому мстить, Господь все видит, и каждый человек сам выбирает, где ему жить, с кем. Что тебе больше нравится: раненого лечить или прикладом позвоночник ломать и живым закапывать? Сам человек выбирает, конвенцию Женевскую выполнять или не выполнять. Это зависит только от одного: каково человеческое сердце, а именно – есть ли в нем любовь. Человек этот хочет выглядеть добреньким или же по своему существу такой? А если пока еще не такой, то хочет ли таким стать? Хочет ли он, чтоб были такими его дети? Как он их воспитывает? В чем человек находит себе радость? В том, что ближнему делает некое добро или, наоборот, когда на нем наживается?

И все. Вот он, Страшный Суд. Он идет с первой минуты твоего рождения, я бы даже сказал, зачатия. Потому что когда ребенок еще в утробе матери, он уже воспитывается и матерью, и отцом. Он слышит звуки, он воспринимает всякие нервические и, наоборот, спокойные ситуации, которые происходят в семье, он все впитывает, какая в семье атмосфера, какие отношения между родителями, между свекровью и невесткой, между тещей и зятем. И то, кем он в дальнейшем станет, в этом участвует вся семья. И весь подъезд, весь дом, весь город и весь народ. В твоем народе что принято: прощать или мстить? Если прощать, ты ближе к христианству. А если мстить? Тогда человек сам себя отделяет от стада Христова, то есть ему нравится быть жестоким. И он сам всю жизнь делает выбор, кем ему стать. Вот таков Страшный Суд.


Наверх