Слово на попразднство Вознесения Христова. О расставании и встрече

Слово на попразднство Вознесения Христова. О расставании и встрече

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие во Христе братья и сестры!

Сегодня мы с вами, вместе со всей нашей Православной Церковью, совершаем попразднство, или отдание великого праздника Вознесения Христова. Все предыдущие восемь дней мы, согласно традиции, установленной для великих праздников еще в ветхозаветное время, вспоминали день Вознесения в молитвах и песнопениях, читали отрывки из Писания, так или иначе говорящие об этом событии, радовались радостью духовной, как и в самый первый праздничный день. И вот теперь настал последний, девятый день празднования. Мы совершаем отдание – то есть отдаем, возвращаем праздничную радость Тому, Кто дал ее нам. Так же, как и апостолы, проведя всего несколько лет рядом со своим любимым Учителем, с Вочеловечившимся Сыном Божиим – в день Его вознесения могли лишь стоять и смотреть, как Он покидает их, возвращается на небеса Своей плотью, взятой Им на земле от Пресвятой Девы.

Так что же – неужели сегодня день грусти? Ведь, казалось бы, он – воспоминание о разлуке. Вспомните чувства, которые хотя бы раз в жизни переживал каждый из нас – расставаясь на вокзале с близким другом, приехавшим погостить всего на несколько дней и теперь уезжающим на другой край страны; покидая семью и родной дом, чтобы ехать работать куда-нибудь в совсем чужие и незнакомые места; провожая в последний путь родителей… Как это печально, как тяжело! Что же говорить о расставании святых апостолов с Сыном Человеческим? Ведь годы, проведенные рядом с Ним, несомненно были для апостолов наилучшими и счастливейшими во всей их земной жизни – а теперь, расставаясь с Учителем, они доподлинно знали, что увидят Его уже нескоро… Какова же должна была быть их печаль?

Но вот что удивительно, в евангельском повествовании о вознесении Господнем нет и намека на грусть и печаль! Напротив, рассказ об этом проникнут тихой, светлой радостью, подлинным сердечным ликованием. Да и церковные песнопения, посвященные этому празднику – те самые песнопения, которые мы с вами слышали в храме все эти дни – никак нельзя назвать печальными. Нет, Вознесение Господне для Православной Церкви – очевидно радостный праздник!

Чем же можно объяснить такое несоответствие? Почему сегодня, в день разлуки с праздником и с Самим Господом, уходящим от нас на небо, мы не грустим, а радуемся?

Ответ мы найдем все в тех же церковных песнопениях – например, в кондаке Вознесения Господня:

«Еже о нас исполнив смотрение,

и яже на земли соединив небесным,

вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,

никакоже отлучался, но пребываяй неотступно,

и вопия любящим Тя,

Аз есмь с вами, и никтоже на вы».

Или, в переложении на современный русский язык: «Исполнив весь замысел о нашем спасении и соединив земное с небесным, вознесся Ты во славе, Христе, Боже наш, никоим образом не покидая нас, но пребывая с нами неразлучно и взывая к любящим Тебя: “Я – с вами, и никто не одолеет вас!”».

Песнопения церковные, как известно, составляются не ради одной красоты богослужения, но прежде всего для того, чтобы растолковывать нам смысл святых праздников и всего Христова учения в целом. В полной мере справедливо это и для кондака Вознесения. В нем Святая Православная Церковь учит нас, что, даже вознесшись на небеса к Богу Отцу, Господь не покинул нас на земле одних, но и по вознесении продолжает неотлучно пребывать рядом с нами.

Пусть мы не можем видеть Господа телесными очами, как видели Его апостолы в дни пребывания Его с телом на земле – но Он, вездесущий и всеведущий Бог, все равно постоянно с нами, Он всегда слышит нас, хранит и поддерживает во всех наших благих начинаниях. Поэтому действительно, разве не ощущаем мы Его благодатное присутствие и помощь всякий раз, когда обращаемся к Нему с искренней, идущей от сердца молитвой? Думаю, у каждого из нас хотя бы раз в жизни был такой опыт – опыт ощущения подлинного присутствия Спасителя.

Однако мы не можем сказать, даже того, что Господь совершенно удалился от нас Своей плотью, а пребывает только Духом. А Причастие Его Святых Тела и Крови – разве это не видимое и ощутимое пребывание Христа с нами в Его Церкви? А разве мы не видим Господа изображенным на Его святых иконах в телесном виде именно таким, каким Его видели апостолы? Итак, в определенном смысле Господь не отлучается от нас не только Духом, но и телом Своим. Что же нам грустить?

И все же у многих из вас, братья и сестры, должно быть, возникает вопрос, почему в таком случае Господь не остался на земле и телом? Разве не была бы наша радость еще большей, если бы Он зримо руководил Своей Церковью?

Но давайте вспомним первую строку кондака Вознесения: «Еже о нас исполнив смотрение»… Церковь напоминает нам, что и после воскресения Спасителя замысел Божий о спасении человека еще не был завершен, выполнен до конца. Человек должен был быть не только избавлен от владычества смерти – он должен был быть вознесен в Царствие Небесное и теснейшим образом воссоединен с Богом, от Которого некогда отпал через свою гордыню, непослушание и недоверие Творцу в Эдемском саду.

И так же как воскресением Своим Богочеловек проложил путь к бессмертию для всех людей – так же и путь на небеса предстояло проложить для нас Ему Своей плотью.

Богочеловеку пришлось покинуть нас, чтобы нас же вознести и завершить Божественное дело Домостроительства спасения и обожения, воссоединения нас с небом – «яже на земли соединив небесным». Именно об этом неоднократно говорил Он ранее Своим ученикам: Пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин.14:3 и 6). Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (Ин.12:32). Эти последние слова возвещают о крестной смерти Спасителя – но одновременно и о Его грядущем вознесении.

Спаситель действительно стал первым Человеком, действительно вознесшимся на небо. Конечно, были в древности и пророк Илия, и Енох, но их вознесение было еще неполным, не окончательным соединением с Богом, каковое в те времена – до искупления – было еще невозможно. К тому же случившееся с Илией и Енохом было чудом, исключением – а вознесение Господа открыло этот путь для всех человеческих душ и впоследствии также и телес.

«В Ветхом Завете Илия был восхищен на небо. Он был отведен в сокровенную область, где должен обитать в телесном и душевном упокоении до тех пор, пока при кончине мира снова явится на земле, чтобы заплатить долг смерти, потому что Бог, по премудрым судьбам Своим, только отсрочил ему время смерти, но не избавил его от нее совсем. Спаситель же победил смерть и Своим славным Воскресением истребил ее, а в Вознесении явил славу Воскресения Своего. Здесь нужно заметить и то, что Илия вознесся на небо на колеснице в доказательство того, что он, как человек, не мог быть без внешней помощи. Эту помощь оказали ему Ангелы, когда он восходил на небо, ибо он сам не мог вознестись… Но Спасителю не нужна была колесница, не нужны были Ангелы, ибо Творец Своей Божественной силой вознесся на небо. Он возвратился туда, откуда сошел; восшел туда, где от века имел пребывание, ибо хотя по человечеству Он возносился, но по Божеству обладал и небом и землей», – пишет об этом святитель Григорий Двоеслов.

«Поскольку Бог Слово, будучи образом Отца и бессмертным, приняло образ раба и ради нас как человек во плоти Своей претерпело смерть, чтобы таким образом за нас через смерть привести Себя Отцу, то и говорится о Нем, что ради нас и за нас вознесен Он как человек, чтобы как смертью Его все мы умерли во Христе, так в Самом же Христе были мы опять и превознесены, будучи воздвигнуты из мертвых и входя на небеса, куда предтечею за нас вошел Иисус (Евр.6:20), не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие (Евр.9:24). Если же ныне за нас вошел Христос в самое небо, хотя и прежде сего навсегда Он Господь и Зиждитель небес, то посему написано, что за нас и вознесен ныне… не для того… чтобы Ему вознестись (ибо Он есть Вышний), но чтобы стать Ему правдою за нас, и нам вознестись в Нем и войти в небесные врата, которые Он же опять отверз за нас… Ибо если бы Господь не сделался человеком, то не были бы мы избавлены от грехов и не восстали бы из мертвых, но пребывали бы мертвыми под землей, не были бы вознесены на небеса, но оставались бы лежащими во аде», – толкует события Вознесения святитель Афанасий Великий в Слове первом против ариан.

Древним святым поэтически вторит и подвижник нашего времени, святитель Николай Сербский, в своем толковании на Евангелие о Вознесении Господа: «Грех сломал крылья Адаму и всему потомству Адамову, и все они отпали от Бога, удалились от Него и прилепились к праху, из которого было сотворено их тело. Христос есть Новый Адам, Первый Человек, Первенец среди людей, Который на крылах духовных вознесся на небо, к престолу вечной славы и силы, проложив таким образом путь на небо и распахнув все врата небесные Своим духовно окрыленным последователям. Как орел, что прокладывает путь своим орлятам. Как ласточка, что летит впереди, указывая путь стае и побеждая сильное сопротивление воздуха».

Да, если бы не вознесся Господь – то и для нас путь на небо по-прежнему оставался бы закрыт.

«Не было для человека пути к небу до самого вознесения Господа на небо; никто не восходил на небо, кроме сшедшего с небес, говорит Господь (Ин.3:13). Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес (Еф.4:10). Так прежде никто не мог взойти на небо, хотя и был праведен и свят; а когда Господь наш, облекшийся в человеческое естество, восшел на небо, – то устроился путь к небу для всего рода человеческого, и тем путем пошли вслед за Христом души святых праотцев и пророков, изведенные из ада; им взошли апостолы, святители, мученики, исповедники; им и ныне восходят достойные – праведные люди, последующие Христовым стопам», – говорит об этом святой праведный Иоанн Кронштадтский в своем Слове в день Вознесения Господня.

Но не только в этом заключался замысел Божественного Домостроительства о роде человеческом. «Яже на земли соединив небесным» – это ведь не только о будущем переходе человеческой души в небесные обители. Бог и Творец, Который есть Любовь, в Своих непостижимых любви и милосердии к человеческому роду задумал большее, чтобы, еще будучи на земле, каждый человек мог соединиться с Ним благодатью Духа Святого! И тогда переход от временной земной жизни к небесной и вечной станет для людей не радикальной переменой, как для вырванного с корнем и пересаженного растения, а лишь естественным продолжением и развитием этого соединения.

Господу нашему Иисусу Христу нужно было оставить землю и вознестись к Отцу, чтобы мы, оставшиеся на земле, могли принять от Него Духа Святого.

И вновь возникает вопрос, почему для этого необходимо было вознесение? Разве не мог и Дух Святой сойти на апостолов – а вместе с ними и на всех верных – и Христос остаться на земле?

Выслушаем, что сказано на этот вопрос святителем Херсонским Иннокентием в его Слове втором на день Вознесения Господня:

«Спросите, почему же лучше, чтобы теперь пребывал с нами Дух Святый, а не Спаситель наш? Или почему нельзя было Им быть с нами Обоим вместе, что, казалось бы, еще лучше? Для уразумения сего надобно, братие, привести вам на память, что в деле спасения нашего хотя участвуют все Лица Святой Троицы, но Каждое особенным образом, именно, Богу Отцу Священное Писание усвояет верховное распоряжение сим делом: послание на землю Бога Сына и Бога Духа Святаго; Богу Сыну принадлежит искупление нас от греха и смерти Его Вочеловечением, страданиями и смертью за нас; благодатью Духа Святаго преимущественно совершается очищение, просвещение и освящение искупленного рода человеческого. Сообразно такому плану спасения нашего, как Отец не мог совершить того, что надлежало совершить Сыну, то есть родиться, страдать и умереть за нас; так Сыну не подобало совершать лично того, что принадлежит благодати Духа Святаго, то есть очистить, возродить и освятить нас для новой благодатной жизни… Посему же Каждое Лицо Пресвятой Троицы, когда совершало Свое дело, то уступало место особенным действиям Другого Лица… Так и Сын, по окончании Своего великого дела на земле, то есть по искуплении людей Своею смертью, по сошествии во ад и по воскресении, видимо и торжественно отошел на небо, дабы превознесением Своим открыть путь невидимому благодатному вседействию Духа Утешителя».

Как видно из всего сказанного выше, Бог стал Человеком, чтобы заново проложить для всех нас некогда утерянный и разрушенный путь на Небо – а значит, Богочеловек должен был пройти этот путь до самого конца, до самого его завершения и кульминации. По вознесении Богочеловека Христа Его плоть – действительно, а все человечество в Нем – потенциально и окончательно соединилось – воссоединилось – с Богом Отцом, «село одесную Его в Царствии Небесном» – и именно это воссоединение открыло дорогу сошествию в мир и действию в людях Святого Духа, исходящего от Отца предвечно и посланного Сыном во времени ради нашего спасения.

А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: «куда идешь?» Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде (Ин.16:5–8), – говорит об этом Сам Господь.

«Пребывая сначала с людьми во плоти, чтобы ввести их в общение с Богом, начальное, видимое, Христос по Воскресении является ученикам лишь по временам, и в теле, уже одухотворенном, как бы устраивая переход от видимого общения к духовному. По Вознесении же Он вводит людей в духовное общение с Собой во Святом Духе. Вот тайна радости святых апостолов после Вознесения Господа, причина, по которой скорбь разлучения с Господом превратилась в великую радость вечного духовного общения с Ним во Святом Духе. Через веру эта радость входит в сердца любящих Христа, как вошла в сердца апостолов», – толкует эти Господни слова и смысл праздника Вознесения святитель Фаддей Успенский.

Итак, сегодня мы с вами провожаем этот удивительный, парадоксальный для чисто плотского мышления, но понятный для мышления духовного праздник – праздник радостной разлуки по плоти, без которой невозможна Вечная Встреча как по Духу, так и по плоти, и уже без расставаний. Поскольку же христианство, как вера в Истинного Бога и Творца всяческих, отнюдь не разъединяет и противопоставляет, но, наоборот, соединяет неразрывно земное и небесное, плотское и духовное – то и праздники христианские, наряду с высоким духовно-богословским смыслом, всегда несут в себе и более земной, житейски-назидательный урок для нашей с вами повседневной христианской жизни.

Урок праздника Вознесения, особенного отдания его – это урок разлуки и встречи. Апостолы прощаются со своим любимым Учителем, с Его зримым присутствием в своей жизни – Он уходит на небеса, и они уже «более не увидят Его», пока сами не покинут духом эту землю. Мы прощаемся с радостным, светлым праздником.

А еще окончание праздника Вознесения традиционно считается в русском народе окончанием прекрасного, радостного времени возрождения и цветения – весны. Но ведь, не попрощавшись с весной, мы не смогли бы встретить еще более прекрасную пору – благодатное лето с его щедрым теплом, с его обильными плодами! А это значит, что, расставаясь с весной, мы не лишаемся чего-то – но, наоборот, приобретаем лучшее. А весна еще непременно придет опять…

То же самое – и с Вознесением Господа.

То же самое – и со многими другими разлуками и встречами в нашей жизни.

Да, нам иногда приходится расставаться с теми, кого мы любим. Расставаться с ними, отпускать их, – чтобы и они сами, и мы вместе с ними смогли обрести нечто еще более прекрасное. Ведь истинная любовь, Божественная и человеческая, не связывает любимого и не стремится властвовать над ним – она дает свободу. И эта свобода приносит плоды.

Так, любящим супругам, конечно, хочется всегда быть вместе, не расставаясь ни на миг. Но все же приходят часы, дни и даже годы, когда любимых приходится отпускать – отпускать их делать какое-то важное дело, без которого невозможно раскрытие данных им Богом талантов, а значит, невозможно и полноценное счастье. Это может быть, например, научная работа, отнимающая много сил и времени, или плавание, или какое-то дальнее путешествие… Расставаться нелегко – но эта разлука непременно завершится встречей. И принесет плоды – результат трудов того, с кем мы расставались и кого все это время поддерживали молитвой, а значит, и наших трудов тоже. Плоды, которые делают взаимное счастье в единении и любви еще более полным, позволяя ему раскрыться и расцвести.

Родителям рано или поздно приходится отпускать своих выросших детей. Отпускать их в неизвестный, опасный, пугающий мир – но ведь если не отпустить, наш любимый ребенок так и зачахнет, не раскрывшись, не послужив Богу в полной мере своими способностями и талантами и не познав счастья этого служения, как и счастья самостоятельного познания мира. Если же мы отпустим его, позволим ему обрести это счастье – то разве не станет и наша собственная, родительская радость о нем еще больше и полнее? И разве не станет еще прочнее связь любви между такими детьми и такими родителями?

Труднее всего отпускать умерших, тех, кто уходит от нас, как кажется, навсегда. Мы уже не увидим их до самого конца нашей собственной земной жизни… Но и эта разлука не вечна. Ведь наши любимые не умерли – они, как и Господь, вознеслись вслед за ним в небесные обители, в вечную радость и блаженство рядом с Ним. Туда, где мы с ними обязательно встретимся вновь – встретимся, чтобы обрести полноту счастья и любви и не расставаться уже никогда.

Праздник словно сугубой грусти и радости – праздник отдания Вознесения… Что лучше выразит его смысл, как не слова Самого Господа, которые мы с вами слышали в один из этих праздничных дней: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин.16:33).

Да станет прощание с уходящим сегодня праздником Вознесения – началом Вечной Встречи для всех нас с Богом, во Святой Троице поклоняемом, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение – Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков.

Аминь.

Наверх