Слово на попразднство Богоявления (7/20 января). О Крещении и обрезании

Слово на попразднство Богоявления (7/20 января). О Крещении и обрезании

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие во Христе братья и сестры!

Сегодня мы с вами совершаем попразднство Богоявления, или Крещения Господня в водах Иорданских. Что такое – попразднство? Это значит, что праздник продолжается. Вчера мы с вами совершали торжественную, праздничную Литургию, пели красивые праздничные песнопения, посвященные тому великому и славному дню, когда Господь наш Иисус Христос впервые открыл Себя миру как Богочеловек и Спаситель. И этот праздник не окончен – те же песнопения поем мы и сегодня, и сегодняшняя служба – также вполне праздничная. Кроме того, сегодня мы торжественно чтим память праведника и пророка Божиего, чьими руками было совершено Крещение во Иордане и кто первым из людей открыто возвестил пришествие долгожданного Искупителя падшего человечества, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Почему и зачем мы чтим память Предтечи – понятно и очевидно. Но зачем нужны дни попразднования самого Крещения Господня, если празднество, посвященное этому событию, и так уже совершалось в предыдущий день?

Дело в том, дорогие мои, что, как все мы с вами хорошо знаем, любой христианский праздник – это не просто повод собраться вместе, красиво попеть и повеселиться (хотя, разумеется, и все эти естественные проявления человеческой радости на христианских праздниках вполне уместны). Прежде всего, церковный праздник – это духовный урок. В каждом из них заложены глубочайшие духовные смыслы, открывающие нам каждый раз новые, еще не исследованные грани подлинной жизни в Боге и с Богом. И чем значительнее праздник – тем глубже и разнообразнее заложенные в нем духовные уроки. И потому самым великим своим праздникам – таким, как Богоявление, или Крещение Господне – Церковь посвящает не один, а сразу несколько дней. Это – проявление заботы Церкви о каждом из нас. Дни попразднства дают нам, ее чадам, еще больше возможностей как следует обдумать уроки каждого праздника, извлечь из них нечто новое и полезное для собственной души.

Итак, о чем же можем мы дополнительно задуматься в эти праздничные дни, посвященные Крещению Господню?

Все мы знаем и помним, что у нынешнего праздника – не одно, а два названия, Крещение и Богоявление. Крещение – потому что в этот день Господь Иисус Христос принял от Своего Предтечи Иоанна очищающее омовение (на славянский язык переведенное как «крещение») в водах Иордана (в котором Сам, как мы неоднократно это говорили, не нуждался, будучи абсолютно безгрешным, разумеется, не только по Божеству, но и по человечеству), Богоявление – потому, что при этом Он впервые явил людям Свою Божественную сущность и явилось откровение всех трех Лиц Святой Троицы. Но не все знают, что у Богоявления есть и третье название, «праздник Светов», или праздник Просвещения. Название это очень древнее. В первые века по Рождестве Христовом, когда Рождество и Крещение Господни еще были единым праздником, в сочельник Богоявления совершались торжественные общие крещения оглашенных, то есть тех, кто прошел духовную подготовку к Таинству Крещения и был признан готовым к полноправному вступлению в христианскую общину. А уже на следующий день эти новообращенные – или, по греческому выражению, новопросвещенные, просвещенные Духом Святым – люди вместе с прочими христианами в первый раз причащались Тела и Крови Христовых за праздничным богослужением. Такая практика существовала также и в другие великие праздники: Рождество, Благовещение, Пасху, Пятидесятницу. Позже традиция эта, к сожалению, исчезла (хотя возрождение ее в том или ином виде было бы, думаю, весьма душеполезно и поучительно для современных христиан, когда многие, как и в древние времена, обращаются ко Христу уже во взрослом возрасте из язычества и неверия). Но память о ней осталась в названии праздника, до сих пор очень распространеного в православной Греции.

Почему для общих крещений был избран именно сочельник Богоявления? Конечно, внешняя параллель с общим «крещением», очистительным омовением, которое совершал на Иордане святой Иоанн Креститель, очевидна – но на деле сходство гораздо глубже.

Вода в ветхозаветном очистительном омовении, так же, как и в собственно христианском Таинстве Крещения, символизирует не только и не столько «смывание грязи», сколько смерть. Вода – это то, в чем человек символически тонет, умирает. А вместе с ним тонут и умирают и все его грехи, вся вообще его прежняя жизнь, тело греховное (Рим.6:6). Когда же такой человек поднимается из воды – он подобен чудесно воскресшему, поднятому со дна морского, вышедшему из гроба, как Лазарь. Теперь он – новый человек, обновленный воскресением, и жизнь для него начинается новая.

Немало прообразов таинства Крещения находим мы в Ветхом Завете – эти прообразы также связаны с водой и смертью, через которые нужно пройти, чтобы выйти к новой жизни с Богом. Так, например, чтобы достигнуть земли обетованной и создать там страну народа Божиего, еврейский народ во главе с Моисеем должны были пройти буквально по дну моря. Они шли через море, повинуясь велению Бога, – и потому были выведены живыми на берег. А вот египтяне, преследовавшие избранный народ, чтобы вернуть его в рабство или убить – то есть шедшие через расступившееся море с дурными, противными Богу намерениями – утонули в самом прямом смысле этого слова… И вместе с этими злобными врагами народа Божиего утонула, была уничтожена вся его прошлая жизнь в египетском рабстве и языческих соблазнах.

Прямые параллели между Крещением и чудесным переходом через Красное море проводит апостол Павел – не случайно этот отрывок из его Посланий мы читали с вами вчера за Богоявленской Литургией: Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие, ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос (1Кор.10:1–4).

Так же и для новокрещеных христиан в день крещения накануне Богоявления как бы умирала их прежняя языческая жизнь. Они топили ее в своем личном «Красном море» – купели Крещения, – чтобы очищенными и избавленными от рабства врагу-диаволу войти в землю обетованную – Церковь, Царство Божие, начинающееся для христиан уже на земле.

На следующий день, как мы уже говорили, новообращенные первый раз в жизни причащались Святых Божественных Таин – Бескровной Жертвы, заменившей в новозаветное время кровавые ветхозаветные жертвы, приносимые в Иерусалимском храме.

Хотя в эпоху Ветхого Завета уже существовало ритуальное очищение-омовение (и даже несколько видов таких «крещений»), более близким аналогом нашего с вами новозаветного Таинства Крещения – обрядом, вводившим человека в общество народа Божиего – был другой ритуал, обрезание.

Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя (вроды их), да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу, и сие будет знамением завета между Мною и вами (Быт.17:10–11).

Обрезание символизировало смерть прежнего человека и рождение его для Бога, ведь в этом обряде отсекалась часть человеческого тела, проливалась кровь и в этом был некий смысл умерщвления. Это не было самокалечением, человек оставался жив и здоров (после того, как заживала ранка) – только теперь он жил уже для Бога, Которому такой символической жертвой посвятил самого себя.

В новозаветное время народ Божий уже не нуждается в ритуальном пролитии крови, ведь за всех нас уже пострадал и пролил Свою святую кровь Сам Богочеловек. Поэтому жертвоприношения в Иерусалимском храме (который к тому же был уничтожен римлянами) сменяются в новозаветной Церкви Бескровной Жертвой – приношением вина и хлеба, а ветхозаветное посвящение-обрезание сменяется посвящением водным, бескровным – Крещением.

Но разница между ними неизмеримая. Если обрезание было всего лишь символическим утверждением, засвидетельствованием завета израильтянина с Богом и никаких грехов не прощало, то Таинство Крещения рождает в новую жизнь, очищает от всех грехов и дарует огромное число духовных благ и не только вводит в обновленное общество – Церковь (как обрезание вводило в общество еврейского народа, в ветхозаветную Церковь), но пролагает человеку путь в иное общество – Царство Небесное. Этого обрезание было бессильно даровать.

В это новое бескровное Таинство нас вводит Богочеловек Христос. Он сошел в Иорданскую купель для того, чтобы очистить воду и победить власть диавола над водным естеством, чтобы и нас сделать готовыми к принятию Таинства Крещения и вступлению в Новый Завет между Богом и людьми, в вечное Царствие Божие.

А вот как говорит о Крещении Господнем святой праведный Иоанн Кронштадтский в своей проповеди на Богоявление:

«Святая Церковь, богословствуя Духом Святым, о тайне Крещения Господа нашего, говорит, что Господь, крестившись в водах Иордана, потопил человеческий грех Своею безмерною праведностию, освятил воды и на все века дал им силу освящения, чтобы даровать нам баню пакибытия и обновления Духом Святым; отворить нам небо, заключенное грехопадением Адама и низвести на землю Духа Святаго, Который не имел на земле места, где голову приклонить, по причине крайняго развращения рода человеческаго; чтобы Адама очистить от скверны и возвести на небо оправданным после пятитысячелетняго наказания во аде».

Параллели этому (конечно, отнюдь не случайные) мы находим в Ветхом Завете. Так, чтобы войти в землю обетованную, еврейскому народу необходимо было не только пройти через Красное море, но и заново обрезаться (чего многие верные были лишены в Египте и позже, во время сорокалетних странствий по пустыне). Без этого очищение от египетской скверны не было полным: В то время сказал Господь Иисусу: «Сделай себе острые каменные ножи и обрежь сынов Израилевых во второй раз». И сделал себе Иисус острые каменные ножи и обрезал сынов Израилевых… Когда весь народ был обрезан, оставался он на своем месте в стане, доколе не выздоровел. И сказал Господь Иисусу: «Ныне Я снял с вас посрамление Египетское» (Нав.5:2–3; 8–9).

О прообразовательной связи между ветхозаветным обрезанием и новозаветным Крещением говорит и апостол Павел:

В Нем вы обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи (Кол.2:11–13).

А вот что пишет об обрезании и крещении святой преподобный Иоанн Дамаскин в своем знаменитом труде «Точное изложение православной веры»:

«Обрезание было дано Аврааму до Закона, после благословений, после обетования, как знак, отличающий его, детей его и домочадцев его от народов, с которыми обращался… Обрезание было также и образом Крещения. Ибо как обрезание отсекает не полезный член тела, но бесполезный излишек, так и через Святое Крещение у нас отсекается грех… Грех отсекает Святое Крещение, дающее нам в качестве знака честный Крест на челе, отличающий нас не от народов, ибо все народы приняли Крещение и запечатлены знаком Креста, но в каждом народе отделяющий верного от неверного».

Так же, как обрезание для людей Ветхого Завета, с крещением для нас должна умереть греховная жизнь и начаться новая, праведная – не обязательно безгрешная (что на земле невозможно), но полная деятельного стремления к Богу и чистоте души. Недостаточно только «пройти обряд крещения» и очиститься – нужно еще жить праведно. Недостаточно только отринуть плохое – нужно еще приобрести хорошее.

Да, дорогие мои, раскаяние в грехах, покаяние в узком смысле, необходимо – но недостаточно. За этим раскаянием должна идти деятельная жизнь в Боге и с Богом, исправление своей жизни, взращивание в сердце добродетелей на месте искорененных грехов. Что бы вы сказали о хозяине, который, очистив поле или огород от камней и сорняков, вообще прекратил ухаживать за ним? На следующий год – а то и через месяц – сорняки вернутся, и все станет, как прежде… Впрочем, даже если хозяин будет аккуратно выпалывать сорняки каждый день и держать поле в чистоте – что в этом проку, если он так ничего на этой земле и не посадит? Кому нужно чистое, но абсолютно пустое и бесплодное поле?

Да, дорогие мои, недостаточно просто принять Святое Крещение, недостаточно и приходить на исповедь в храм, скрупулезно перечисляя все те же грехи, недостаточно даже прибегать к Таинству Причастия. Одновременно с этим мы должны, черпая силу в Таинствах, усердно трудиться над возделыванием поля собственной души, чтобы оно не просто оставалось чистым от сорняков, но и приносило Богу и ближним благоуханные плоды духа.

Вот каким словами говорит святитель Григорий Нисский о тех христианах, которые после принятия Крещения пренебрегают исправлением своей жизни и возвращаются к прежним злым делам: «Люди бесстыдные, принявшие Крещение, приведенные, неизвестно чем, как бы в неистовство, теряют спасение, полученное водами Крещения, хотя, будучи спогребены Христову телу, они облеклись крыльями орла и чрез это имеют возможность взлетать к тем небесным птицам, каковыми являются» Ангелы Божии.

А вот какими суровыми словами описывает святитель Феофан Затворник христиан, которые скрупулезно исполняют все обряды, но внутренне при этом остаются, по сути, все такими же язычниками, не желая меняться ни в чём: «У смоковницы, которая была богата листьями, а плодов не имела, Господь отнял благословение, – и она иссохла. Это урок действием. Под этой смоковницей разумеются люди, по виду исправные, а в существе дела недостойные одобрения. Кто же такие? Которые красно разглагольствуют о вере, а самой веры не имеют – держат только в уме предметы веры. И те таковы, которые по внешнему поведению исправны, а по чувствам и расположениям очень неисправны, и дела исправные являют только дотоле, пока нельзя скрыть неисправности в них, а когда можно, не делают. Например, милостыню подает, когда просит кто при людях, а попроси наедине, еще разбранит. Богу молиться – в церковь идет и на виду всех молится, и дома молится, чтоб не осрамиться перед домашними. Но как скоро один и лба не перекрестит. О мысленном же и сердечном к Богу обращении и понятия не имеет. Будем молиться, чтобы Бог не попустил нам быть такими. Ибо тогда не миновать нам суда изреченного над смоковницею».

Да не уподобимся мы, дорогие братья и сестры, этой бесплодной смоковнице! Сойдя в эти праздничные дни в Иорданскую купель вместе с Господом нашим Иисусом Христом, да выйдем мы из нее не только очищенными, но и полными готовности следовать за Ним по дороге праведности всегда и во всем! Благодать Божия, укрепляющая и спасающая, да пребудет со всеми нами и да поможет нам на этом подлинно святом и благословенном пути!

Аминь.

Наверх