Слово на отдание Сретения Господня. О Ветхом и Новом

Слово на отдание Сретения Господня. О Ветхом и Новом

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие во Христе братья и сестры!

Сегодня мы с вами совершаем отдание праздника Сретения Господня – то есть прощаемся с праздником, предаем его обратно в руки Того, Кто даровал нам эту праздничную радость и благодать, в руки Господа. А прежде чем расстаться с праздником до следующего года – вновь совершаем торжественную праздничную Литургию, такую же, как и в самый день Сретения, поем прекрасные и глубокие по смыслу песнопения, посвященные этому святому дню. Зачем нужен подобный «повтор»? Затем, чтобы дать нам еще одну возможность, прощаясь с праздником, напоследок как следует задуматься о духовных уроках, которые в нем заложены.

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к про свещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лк.2:29–32), – радостно восклицает праведный старец Симеон, держа на руках Младенца, в Котором пророческим взором узнал долгожданного Спасителя народа Израильского и всего падшего человечества. Как все мы наверняка помним из Евангельского повествования о Сретении, старцу Симеону было обещано Духом Святым, что он не умрет, пока собственными глазами не увидит пришествие Спасителя. И вот долгая жизнь старца тянулась и тянулась, уже скончались все его друзья и близкие, а он все жил и ждал, устав от ожидания… И вот Спаситель здесь, на его руках! Окончился долгий и трудный путь земной жизни Симеона; он мог наконец упокоиться в конце, получить вечное отдохновение от земных трудов. И в то же время лежавший на его руках Богомладенец был не только концом – Он был и началом. Началом новой эпохи для Израиля и всего человеческого мира, началом искупления и новых, возрожденных отношений между Богом и человеком – и началом новой жизни для самого Симеона. Ведь теперь он знал, что, покинув земную юдоль, хотя и сойдет еще в мрачный Шеол, как многие поколения людей до него – Крестное Искупление еще не совершилось, – но пробудет во аде совсем недолго, Спаситель уже здесь, Он вскоре распахнет двери этой казавшейся вечной темницы человеческих душ, чтобы вывести достойных из всех поколений людских, прошлых и будущих, к свету подлинно вечного Царствия Небесного…

«Увидев… Спасителя всех людей, Просветителя не только иудеев, но и язычников, – Царя Израилева, прославившего избранный народ Свой Рождением Своим от него, чего еще оставалось ему желать? С таким миром, надеждою и радостью разрешаются от уз плоти души праведных!» – говорит о нем святой Амфилохий Иконийский.

Не правда ли, братья и сестры, звучит удивительно, встреча Младенца и древнего старика, начало земной жизни, ставшее для другого человека долгожданным ее окончанием – и одновременно началом новой жизни, дверью в грядущее воскресение и радостную вечность бытия. Какие величие и мудрость Промысла Божия, какая глубокая духовная символичность открывается нам в этой сцене! Это встреча старой и новой эпох, Ветхого и Нового Заветов. Исполнены многолетние чаяния праведного старца Симеона, исполнено обещание, данное ему Духом Святым – а вместе с тем исполнились и многовековые надежды народа Божиего, обеты Господа, которыми наполнен Ветхий Завет. Облегченно и радостно вместе со святым Симеоном, этот Ветхий Завет, эпоха ожидания, передает теперь эстафету Новому так же, как старый год переходит в год наступающий.

«Ветхозаветная праведность – эта духовная культура еврейского народа – дожила до Христа, мало того она породила целый ряд религиозных гениев, это Мария – Богоматерь, Симеон – Богоприимец, Иоанн Предтеча и другие… Но среди них именно Симеон является олицетворением всего Ветхого Завета. Богоматерь рождена Ветхим Заветом, но с Нее уже начинается Новый Завет, Креститель Иоанн рожден в Ветхом Завете, но он имел особое назначение – готовить путь Завету Новому; но старец Симеон – весь в Ветхом Завете, он только дожил до Христа, чтобы увидеть Его, явить Ему свою святую веру и заключить Его в свои объятия, он не может жить дольше и молится Христу: Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко… и уходит в вечность, – а с ним уходит и Ветхий Завет и Закон», – говорит об этом священномученик Василий Надеждин в своем слове на Сретение Господне. А как пишет святитель Феофан Затворник: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству».

Обратите внимание на эти слова святителя, дорогие мои: «с миром отходит в вечность». Не уничтожается, не изгоняется, но – с миром отходит, причем не в небытие, а в вечность… Действительно, то новое, что принес в мир воплотившийся Господь и Спаситель, не имеет ничего общего с печально известными революционными лозунгами, призывающих разрушить старый мир «до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим…». Господь, Который есть Любовь, в отличие от грешных и гордых людей, не разрушает, но созидает. Не возводит новое на обломках старого, но преображает, перерождает и возрождает прежнее, доводит несовершенное – до совершенства. Именно это значение – «довести до совершенства» – имеет греческое слово «плиро» («исполнить»), использованное в Евангелии для передачи известных слов Спасителя: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков, не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф.5:17). Ведь праведников, тщательно исполнявших Закон Моисеев, в истории было достаточно – зачем для этого приходить еще и Богочеловеку? А вот «довести Закон до совершенства», восполнить его неполноту, преобразовать его и вдохнуть в него новую жизнь, так, чтобы вместо буквы отныне поистине господствовал Дух – действительно мог только Тот, Кто некогда дал людям этот Закон. Только Сам Предвечный Бог, воплотившийся среди людей ради их искупления.

К сожалению, и в наше время, дорогие братья и сестры, даже в среде воцерковленных православных христиан, иной раз приходится слышать мнение, будто «добрый» Новый Завет пришел на смену «злому» Ветхому, уничтожив этот последний, и будто для нас, христиан, Ветхий Завет не имеет вовсе никакого значения… Берегитесь подобных заблуждений гностиков и манихеев! Подлинно православное учение говорит об этом совершенно иначе, нимало не отрицая значения Ветхого Завета и не противопоставляя его Новому. Отношение Православной Церкви к Ветхому Завету кратко, но емко выразил святитель Амфилохий Иконийский: «Ветхий Завет совершенно согласен с Новым, поскольку Один и Тот же Бог является Законодателем того и Виновником этого».

В самом деле, разве отменены для нас все Десять заповедей? Или не святы ветхозаветные пророки, очевидно предвозвещавшие пришествие Христа и готовившие народ к этому пришествию? Или не читаем мы за каждой церковной службой и дома, во время утренних и вечерних молитв, вдохновенные псалмы царя и пророка Давида?

Нет, дорогие мои, вопреки измышлениям еретиков, как древних, так и современных, Ветхий Завет не уничтожен пришествием Христа, но преобразован в Новый. Так же как праведный старец Симеон не был уничтожен – к примеру, убит молнией – когда взял на руки Христа, но радостно приветствовал Его как своего Спасителя и мирно отошел в вечную жизнь с Богом.

Обратим внимание и на то, что, хотя Христос и отменяет (а вернее будет сказать, полностью преобразует) ветхозаветные обряды для новозаветных верующих (например, ритуальное очищение через жертвоприношение животных – новозаветная Церковь знает теперь только Бескровную Жертву Евхаристии и духовное очищение в Таинствах Крещения и Исповеди), но прежде Сам проходит через эти старые обряды, все без исключения. В том числе и через очистительное жертвоприношение – ведь Богоматерь и Иосиф Обручник в день Сретения пришли в Иерусалимский Храм как раз для того, чтобы принести в жертву за новорожденного Богомладенца двух голубей. Это не вражда, не противопоставление ветхого новому, но мирный переход от этапа подготовки (ведь ветхозаветный период был именно временем подготовки человечества к пришествию Спасителя) к собственно исполнению цели.

Как объясняет это святитель Софроний Иерусалимский в своем Слове на Сретение Господне: «Искупитель всех, Христос, не нуждался в каком-либо очищении, потому что плоть, восприятая Им, была единственная непорочная, и Родительница Его, Оная Непорочная и поистине безупречная Дева, родившая Очищение всех, не нуждалась в очищении, предписанном законом. Но то, что написано «по закону», сделано для того, чтобы не посчиталось, что Христос является нарушителем закона».

Но Сретение Господне, дорогие мои – это не только встреча двух Законов, не только передача эстафеты от старого к новому. Этот праздник – не только воспоминание о уже произошедшем. Как и большинство христианских праздников, Сретение много больше исторического события, к которому привязано, можно сказать, что оно продолжается и повторяется каждый день вот уже более двадцати веков и будет повторяться, пока окончится земная история и не начнется вечная в Царствии Божием. Потому что Сретение – это еще и личная встреча со Христом каждого из нас. Ведь мы также нуждаемся в обновлении и преображении, нуждаемся в очищении и искуплении. К нам также обращен призыв апостола Павла отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф.4:22–24). А сделать это можно только со Христом – выйдя Ему навстречу и благоговейно приняв Его в свое сердце и душу, как принял Его на руки праведный старец Симеон.

«Выйдем все навстречу Христу озаренными, и вместе со старцем Симеоном примем Оный сияющий и вечный Свет, и вместе с ним ликуя душею, благодарно воспоем хвалебную песнь Родителю и Отцу Света, Который послал Свет истинный, и отъял слепоту с наших глаз и всех нас соделал светозарными. Потому что чрез него также и мы увидели Божие Спасение, Которое он уготовал пред лицем всех людей и явил Его во славу нас, Нового Израиля. И мы также одряхлели вследствие оного мрачного греха, и подобно тому, как Симеон, когда увидел Христа, освободился от здешней жизни, так и мы сразу стали свободными [от уз греха]. И мы также верою взяв в свои объятия Христа, пришедшего из Вифлеема, стали из язычников народом Божиим (потому что Он есть Оное Спасение, Которое нам послано от Бога и Отца) и душевными очами увидели Бога и, увидев пришествие Божие и прияв Его на руки ума, мы называемся «Новым Израилем», и этот праздник, отнюдь никогда не имея предать забвению, мы сегодня совершаем», – учит и призывает всех нас святитель Софроний Иерусалимский. К сожалению, многие считают, что для спасения достаточно принять православное Крещение, посещать церковные службы, исповедоваться и причащаться. Без сомнения, все это – весьма полезно и даже необходимо. В этом заключается благодатная жизнь Церкви в Духе Святом. Но точно так же необходимо помнить, что Таинства Церкви – это не некие магические обряды, как в язычестве, скрупулезное исполнение которых должно гарантировать благосклонность «божеств». Нет! Таинства даны нам Богом как лекарство против греха и как источник, через который мы приобщаемся Божественной благодати и силы. Для чего приобщаемся? Чтобы кичиться этим – мол, «мы не такие, как прочие человеки, мы причастны Божеству»? Или, может быть, чтобы получить сверхспособности на манер индусских йогов или китайских даосов? И снова нет, эти благодать и сила даруются нам Богом для того, чтобы мы возделывали сад своей души. Чтобы тщательно выпалывали из этого сада сорняки греха и любовно взращивали на их месте христианские добродетели. Чтобы приближались к Богу по мере наших сил, – а Он, как любящий и заботливый Отец, восполнит эту меру. Если же мы, пусть даже по несколько раз в неделю или каждый день получая Божественную благодать в Таинствах, не потрудимся воспользоваться ею для того, для чего она предназначена нам, и не начнем трудиться с ее помощью над собственной душой, по-язычески надеясь, что Таинства спасут нас «автоматически», без каких-либо усилий с нашей стороны, – то уподобимся тому нерадивому слуге из евангельской притчи, который, получив от господина деньги на хозяйство, не употребил их в дело, а попросту зарыл в землю, где они и пролежали без всякой пользы. Помните, что сказал хозяин из притчи этому слуге? Да, выгнал его, а деньги отобрал и отдал другим слугам, которые умели ими распоряжаться… Как бы не случилось того же и с нами – ведь «зарывать в землю» Божественную благодать куда как хуже, чем какие-то деньги. Хотя «зарывать в землю» в данном случе будет сказано образно, а более точно следует сказать – терять благодать. То есть мы приобретаем ее в Таинствах и богослужении и затем теряем через невнимательную жизнь и грехи. Что же следует нам делать? Как стяжать благодать, чтобы она оставалась в нас и ежедневно совершала свое очищающее и преображающее действие? Ее нам надо усваивать, то есть делать своей и жить, сообразуясь с ней в каждый момент нашей жизни. Этим и славны были Божия Матерь, Симеон-Богоприимец, пророчица Анна и все святые. Итак, великий дар благодати в нас должен совмещаться с нравственным изменением, с добрыми делами, с возрастанием покаяния и веры.

Как сказал об этом великий пастырь, святитель Иоанн Златоуст: «Я вижу, что многие после Крещения живут небрежнее некрестившихся, и даже не имеют никакого признака христианской жизни. Потому-то ни на торжище, ни в Церкви, не скоро различишь, кто верующий, и кто неверующий; разве только при совершении Таинств можешь увидеть, что одни бывают высылаемы, а другие остаются в храме. Между тем следовало бы отличаться не по месту, а по нраву. Достоинства внешние обыкновенно познаются по внешним признакам, а наши достоинства надобно распознавать по душе. Верующий должен быть виден не только по дару, но и по новой жизни. Верующий должен быть светильником для мира и солью. А если ты самому себе не светишь, не предотвращаешь собственной гнилости, то как нам узнать тебя? По тому ли, что ты погружался в священные воды Крещения? Но это может довести тебя до наказания. Величие почести для нежелающих жить сообразно этой почести увеличивает казнь. Верующий должен блистать не тем одним, что получил от Бога, но и тем, что ему собственно принадлежит».

Да, дорогие мои, никакие Таинства не могут спасти нас сами по себе – для спасения необходимы и наши собственные усилия, собственные труды. Господь готов сделать навстречу нам тысячу шагов, понести нас на руках в Царствие Небесное – но для этого и мы сами должны сделать навстречу Ему хотя бы один крошечный шажок, хотя бы небольшое усилие. Ведь Бог сотворил нас существами со свободной волей – и потому не принуждает нас даже к спасению, но предоставляет нам самостоятельно сделать выбор, хотим мы пребывать с Ним в жизни вечной или же нет… Оно не навязывается никому из нас – но с поистине непостижимым для Творца Вселенной смирением ждет нашего собственного волеизъявления, чтобы затем, подобно отцу из евангельской притчи, немедленно заключить возвратившегося блудного сына или дочь в объятия и радостно воскликнуть: Станем веселиться, ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся! (Лк.15:23–24).

Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец (Лк.2:34–35), – говорит праведный Симеон Богоматери. Действительно, Сретение, встреча человека со Христом не только открывает человеку Христа, но и обнажает или, вернее, высветляет Божественным светом все его собственные греховные несовершенства. Так становятся видны все пятна на одежде, стоит нам приблизиться к источнику света – в темноте же они незаметны. Но не надо этого бояться, грехи есть у каждого, совершенных во всем людей попросту не существует. И Бог знает об этом даже лучше, чем мы сами, – но любит и принимает нас любыми, какими бы грешными и несовершенными мы ни были. Он не будет бранить, отвергать, отталкивать нас от Себя за то, что мы не идеальны – нет, Он примет нас в отцовские объятия и поможет исправить и исцелить все то, что мучает нас и наших ближних, что мешает до конца соединиться с Ним. Он «исполнит» нас, восполнит наше несовершенство, возвысит нас до Себя. От нас же требуется только одно, чтобы мы действительно хотели исцелиться, а не называли свои греховные болячки – «идеальным здоровьем современного человека» и не отталкивали любящие руки Отца и Врача, пытающегося помочь нам избавиться от них…

Итак, Сретение Господне – одновременно конец и начало. Окончание Ветхого Завета, эпохи ожидания – и начало Нового, эпохи исполнения надежд. Так и отдание праздника, которое мы с вами совершаем сегодня – это тоже конец и начало. Окончание праздничных торжеств – которые, преподав нам немало духовных уроков, призваны стать началом новой жизни во Христе для всех нас.

Да станет для всех нас нынешний день таким началом, такой преображающей и обновляющей встречей со Христом Богом! Да войдет Он в наше сердце, как в Храм, и да наполнит его спасающим светом Своей благодати, ибо Ему подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцом и Всесвятым Духом во веки веков.

Аминь.

Наверх