Слово на Богоявление Господне. О просвещающем действии благодати Святого Духа

Слово на Богоявление Господне. О просвещающем действии благодати Святого Духа

Приветствую вас, возлюбленные о Христе братия и сестры, с великим праздником св. Богоявления, или Крещения Господня. С самых древних времен сей праздник называется еще и праздником Просвещения, так как накануне его оглашенные просвещались таинством св. крещения.

Но так этот праздник называется еще и по той причине, что во время таинства миропомазания, совершаемого при крещении, даруется людям благодать Божественного Духа, которая является для них источником истинного просвещения. Об этом говорит и содержание богослужения настоящего праздника и, в особенности, его тропарь и кондак. Эти церковные песнопения выражают всегда сущность празднуемого Церковью события.    

Остановим свое внимание, мои возлюбленные о Господе чада, прежде всего на заключительных словах праздничного тропаря: «и мир просвещей, слава Тебе». Спрашивается, каким образом Господь просветил мир? – Он просветил его сначала благодатным словом Своего евангельского благовестия. Евангелист Лука, передавая о проповеди Иисуса Христа в назаретской синагоге, замечает, что слушатели дивились словам благодати, исходившим из уст Его (Лк. 4:22). Эти благодатные слова Христа глубоко и неотразимо действовали на сердца людей, хотя и не одинаково. Книжники и фарисеи, как одержимые диавольскою гордостию и злобою, приходили от проповеди Спасителя в бешенство и готовы были тут же убить Его. Но люди, не зараженные фарисейскою гордостью и злобою, испытывали от слов Господа спасительное действие. Слуги, посланные фарисеями схватить Иисуса, говорили им, что они не могли исполнить сего, ибо никогда человек не говорил так, как этот человек (Ин.7:46).

Конечно, особенное благодатное действие имели слова Христа на Апостолов. Под влиянием Его божественной проповеди, они оставили своих родных и близких, отреклись от всех благ мира и навеки отдали себя Христу. Через их благовестие Господь просветил весь мир, ибо к ним относились слова Писания: «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их» (Пс.18:5; Рим. 10:18)). А после Апостолов Господь просвещал и просвещает мир через св. отцов и учителей Церкви. Их учение и благодатные словеса так же глубоко и неотразимо действуют на сердца людей, являясь драгоценнейшим достоянием всего мира. И теперь нет ни одного места на земном шаре, куда бы благодатный свет Божественного Писания и святоотеческого учения не проник своими просветительными лучами. И если сей божественный свет не воспринимается, как должно, всеми людьми, и множество из них еще коснеет во тьме еврейства, язычества и инославия, то в этом виноваты сами люди.

Русский народ был счастлив и блажен, ибо он всем своим сердцем стремился к благодатному просвещению, исходившему от Православной Церкви, и правильно его воспринимал. Поэтому самым любимым его чтением были книги Священного Писания, Пролог, Благовестник, избранные сочинения св. Иоанна Златоуста, названныя им «Золотою струею», и другие святоотеческие книги. Но больше всего он любил читать Четьи Минеи.

И не только простой народ стремился к такому просвещению. Известно, с какою любовию читали св. Евангелие Жуковский, Карамзин, Достоевский, Гоголь и другие наши великие писатели. Пушкин в последние годы своей жизни с духовным восторгом читал св. Евангелие. Он заучивал наизусть многие евангельские тексты, а также молитвы, в которых видел высшую поэзию. Это благодатное просвещение отразилось и на его творчестве, и мы знаем его дивное переложение любимой им молитвы св. Ефрема Сирина. Таким же предметом внимания были для Пушкина и Четьи-Минеи. За год до своей смерти он начал издавать журнал «Современник» и успел выпустить четыре книги. Печатая здесь библиографический отзыв касательно исторического «Словаря о святых, прославленных в Российской Церкви», он выразил удивление, что многие русские образованные люди не имеют понятия о жизни того святого, имя которого носят.

О, если бы мы и доселе держались этого благодатного просвещения! Тогда ничто злое и скорбное не коснулось бы нас.

Да вразумит нас Господь всеми бедствиями, которыми так полна наша жизнь, и да наставит Он нас на путь истинного просвещения благодатию Святого Духа.

Есть, мои возлюбленные о Христе братия и сестры, и другого рода благодатное просвещение, о котором говорят начальные слова настоящего праздничного кондака: «Явился еси днесь вселенней и свет Твой, Господи, знаменася на нас». Еп. Феофан Затворник, основываясь на святоотеческом учении, различает, по образу спасительного действия, два рода благодати Святого Духа: благодать внешнего промышления, о которой мы только что говорили и которая действует на нас совне, по преимуществу через слово Божие и святоотеческие творения, и благодать внутреннюю, перерождающую и просвещающую человеческий разум, волю и сердце, о которой говорят нам приведенные слова праздничного кондака. Эту благодать получили св. Апостолы в пятидесятый день по воскресении Христа, а мы получаем ее в крещении, миропомазании и других таинствах Церкви. Эта благодать есть источник истинного духовного ведения и помогает нам правильно понимать Священное Писание и святоотеческое учение. Она даже одна довлеет к нашему просвещению и спасению. Вот почему св. Иоанн Богослов сказал: «И вы помазание имате от Святого, и весте вся... И вы еже помазание приясте от Него, в вас пребывает, и не требуете, да кто учит вы; но яко то само помазание учит вы о всем, и истинно есть, и несть ложно» (1 Ин. 2:20:27). Сия благодать простых рыбарей сделала носителями божественной премудрости и божественного ведения (1 Кор. 2:7-8,10; 1 Кор. 2:16)). Она осуществила и над святыми отцами Церкви, как и над Апостолами, во всей полноте слова Христа: «Егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину» (Ин. 16:13). Вот почему мы и в жизни св. отцов наблюдаем дивное явление. Многие из них, подобно Апостолам, были неучеными, простыми людьми, как, например, преп. Антоний Великий, Макарий Египетский, Серафим Саровский . Но внутренняя благодать Святого Духа преисполнила их такой мудрости и ведения, что они являются величайшими богословами Церкви. Светом сей благодати и мы можем озаряться и достигать истинного ведения, если будем к нему стремиться.

Эта внутренняя благодать Святого Духа сообщает нам не только божественное ведение и мудрость, но и дает нам силу бороться со злом и соблюдать спасительные заповеди. Поэтому мы не можем теперь уклоняться от чистоты христианской жизни, ссылаясь на ее трудность. Напротив, каждый православно-верующий человек может вместе с Ап. Павлом сказать: «Вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе» (Флп. 4:13), ибо та сила, которую обещал Господь ниспослать Своим ученикам (Деян. 1:8), ниспосылается в таинствах Церкви и нам.

Наконец, та же внутренняя благодать Святого Духа является источником истинной для нас радости, предвкушением будущего райского блаженства. Недаром Господь назвал Духа Святого Утешителем. И эта радость благодатная в особенности осуществлялась в жизни св. угодников Божиих. Она не вмещалась в душе св. Серафима Саровского и обильными струями переливалась в сердца всех, кто имел с ним духовное общение и шел к нему за утешением в своих скорбях.

Вот каким образом Господь озаряет мир просвещением, о котором говорится в словах праздничного тропаря и кондака.

Будем всецело стремиться, мои возлюбленные о Христе чада, к этому благодатному просвещению. Пусть св. Библия, святоотеческие творения и Четьи-Минеи будут и для нас самым первым и любимым чтением, чтобы пребывать нам всегда в истине. Это предохранит нас от роковых, гибельных ошибок и приведет к единению с Ипостасной Божественной Истиной и здесь, и в будущей жизни.

Для этого будем в особенности заботиться о том, чтобы раскрыть в себе, через неуклонное исполнение спасительных заповедей, внутреннюю благодать Святого Духа, получаемую нами в таинствах Церкви. Будем помнить, что в этом раскрытии перерождающей благодати состоит, по учению св. отцов Церкви, вся цель нашей христианской жизни.

И если сия цель будет нами осуществляться, то божественная истина, сила и радость о Дусе Святе будут присущи и нам. А на страшном суде Христовом эта, раскрытая нами в земной жизни, благодать Святого Духа будет для нас одеждою, которая покроет наготу нашей души, озарит нас божественным светом, введет в брачный небесный чертог, и над нами исполнятся слова Христа: «Тогда праведницы просветятся яко солнце в Царствии Отца их» (Мф.13:43). Аминь.

Произнесено в Русском Софийском храме св. Николая 6 января 1939 г.

 

Наверх