Слово 87. О хранении благодати. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)

Слово 87. О хранении благодати. В субботу 6-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)

В сегодняшнем Апостольском чтении (см. Евр.12:28–13, 8) поднимались многие вопросы, касающиеся взаимоотношений христиан, но прежде всего говорилось о почитании Бога и о любви к Нему. В своем Послании к евреям апостол Павел пишет: Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом.

Что значит: хранить благодать? Человеку на его жизненном пути неизменно выпадает много трудностей и невзгод, печалей и скорбей. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Я странник на земле: странствовать начинаю с колыбели, оканчиваю – гробом».

Относиться к испытаниям земного бытия можно двояко: принимать их как свой жизненный крест который необходимо мужественно и твердо вынести до конца, или сетовать и роптать, укорять весь мир и да же Бога. Первая позиция – христианская, вторая – малодушных и некрепких в вере Христовой людей.

Хранить благодать – значит не только не роптать в бедствиях, а воздавать Господу должную хвалу за все трудности, понимая, что ничего в жизни не делается без воли Божией; стало быть, для нашего же блага нам необходимо все это пройти. И потому мы всегда должны быть благодарны Богу абсолютно за все – и за радости и за горести, и за победы и за поражения. Только так можно обрести душевный покой и утвердиться в благоговении.

Апостол Павел напоминает христианам древние пророчества о том дне, когда всё изменится, разрушится и поколеблется. Даже земля наша погибнет, но неизменным и вечным останется одно – наша любовь к Богу. И потому на всех верных последователей Христа возложена особая задача и величайшая ответственность – сохранить благоговейное отношение к Отцу Небесному даже в самые страшные времена и тяжелые годы человеческой жизни. От этого благоговейного отношения и любви к Господу зависит не только сила нашей веры, но и наше спасение, даже тогда, когда весь мир рушится. А благоговейное отношение не может быть без страха Божия. Если человек живет, не думая о Господе, если не боится недостойным поведением огорчить Творца, то он легко впадает в грех, поддается различным соблазнам и искушениям. Одним словом, утрачивает страх Божий.

Но это состояние эйфории, вседозволенности и собственной неуязвимости очень быстро заканчивается, и наступает апатия, понимание бесполезности своего существования. То, что тешило и волновало в недавнем прошлом, уже не волнует, а впереди без Бога – одна пустота. Вот об этом и напоминает новоначальным христианам, испытывающим многие моральные трудности, святой апостол, призывая к благоговению и страху, напоминая слова из Ветхого Завета о том, что Бог наш есть огнь поядающий (Втор.4:24).

Господь придет судить весь мир – и грешных, и праведных. Никто не останется вне этого горнила Божественного правосудия. Каждому Сын Божий воздаст по делам его. И потому нам нужен спасительный страх, удерживающий от прегрешений, как некая узда, помогающая жить правильно. Страх огорчить Бога, отдалиться от Него совершаемыми беззакониями, предать Его Божественную любовь. И мы должны помнить о том, что Творец может покарать за бесчестие, как огнь поядающий. Только если у иудеев отношения с Богом были построены исключительно на страхе, то у христиан на первом месте, безусловно, стоит любовь, и страх исходит из нежелания и боязни нарушить эту любовь.

Автор Послания к евреям, приводя слова из Второзакония, подчеркивает мысль о том, что у людей всегда есть свобода выбора и возможность поступать по собственному волеизъявлению. От нас зависит, какими мы будем в нашей вере и жизни: непреклонно верными Господу или колеблющимися, пытающимися от Него что-то скрыть, внести в отношения с Богом ложь. Последнее – страшно, за это грозит испепеляющий огонь. Неверный Господу человек теряет все в этой жизни. Зато верному уготована особенная награда – быть не просто рабом, а возлюбленным чадом Божиим. Для вечности важно лишь наше искреннее отношение к Богу, преданность, верность и самоотверженная любовь. А все это, естественно, подкрепляется конкретными делами добра и милосердия, творимыми во славу Божию, совершаемыми ради Христа.

В следующей же главе послания, начало которой мы с вами, братья и сестры, сегодня слышали, представлены важнейшие особенности христианского образа жизни. Чему поучает своих духовных детей апостол Павел?

Вот он особо говорит о братолюбии: братолюбие между вами да пребывает. Почему это качество, по мнению апостола, столь важно, что даже в наставлениях выделено особо? Христианской Церкви раннего времени угрожали многие опасности, которые могли разрушить братскую любовь между членами общины. Первые христиане особенно ратовали за сохранение чистоты веры. Казалось бы, это похвально и должно было вызывать только уважение. Однако в борьбе с лжеучениями было много жестокости, когда желание блюсти чистоту веры влекло за собой недоверие, презрение к заблудившимся или оступившимся в вере. Все эти чувства, естественно, не имели ничего общего с христианской добродетелью и разрушали братскую любовь среди членов общины. Тогда как, по мнению апостола Павла, в последователях Христа должны были сочетаться серьезное отношение к вере и доброе отношение к людям, временно сошедшим с правильной стези.

Далее апостол Павел наставляет: страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная оказали гостеприимство Ангелам. Гостеприимство еще с древних времен почиталось как одна из самых важных человеческих добродетелей. Для христиан же гостеприимство играло особенно важную роль. Много было странствующих проповедников, которые несли слово Божие по всей земле. Да и по различным делам, как то сбор средств или оказание помощи другим общинам, христианам приходилось много путешествовать, переходя из города в город, из селения в селение. Гостиницы были слишком дороги, да и атмосфера, царившая в них, вольность нравов претили христианским убеждениям. Но христиане охотно и гостеприимно принимали в своих домах странствующих собратьев во Христе, зная, что если и им доведется отправиться в путь, ночлег и хлеб в любом христианском доме будет им обеспечен. Недаром христианство называют религией открытых дверей.

Апостол Павел вспоминает, как угодники Божии, оказав гостеприимство странникам, приняли в своих домах Ангелов. Так, мы помним из Священного Писания, Ангелы пришли к Аврааму и Сарре, чтобы сказать, что у них родится долгожданный ребенок (см. Быт.18:1–16), и к Маною, чтобы сказать ему, что у него будет сын (см. Суд.13:3–21).

Следующее наставление апостола призывает к сочувствию людям, находящимся в заключении или претерпевающим опасности: помните узников, как бы вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле. Никто не застрахован в этой жизни от тюрьмы и тяжелых болезней. Тем более здесь речь идет о первых христианах, которым в жизни было очень нелегко, они часто подвергались заключению в темницу, истязаниям и смертной казни. Тогда на помощь приходила Церковь. Языческий оратор Аристид так говорил о христианах: «Если они услышат, что один из их числа посажен в тюрьму или попал в несчастье из-за своей христианской веры, все они оказывают ему, если нужно, помощь, и если его можно выкупить, они добиваются его освобождения».

В «Апостольских постановлениях» записано: «Если какой-нибудь христианин осужден ради Христа (на работу) в рудники безбожниками, не потеряйте его из вида, но посылайте ему от доходов от ваших трудов и пота вашего, чтобы поддержать его и вознаградить воина Христова». Итак, к сочувствию и состраданию призывает всех нас святой Павел.

Первоверховный апостол призывает к чистоте семейных отношений: Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; а также к щедрости и нестяжательству: имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Господь никогда не оставит верных чад Своих, и накормит, и упокоит, и защитит от злых напастей. Христианам нечего бояться, можно смело говорить: Господь мне помощник и не убоюсь: что сделает мне человек? (Пс.117:6).

Особо трепетное отношение у христиан, учит апостол Павел, должно быть к наставникам: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие; и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.

Наставничество в жизни христианской имеет очень важное значение, так как помогает улучшить духовное состояние членов общины. Истинный наставник Церкви живет в вере и таким образом приближает людей ко Христу, так как в душе его как в нерукотворном храме, пребывает Господь. В основе наставничества лежит любовь. Истинный наставник всей своей жизнью показывает, как нужно жить в Боге и любить Бога. Учитель любит своих учеников во Христе и по любви всегда готов помочь им и поддержать их. Истинный наставник, умирая в верности Богу, не только примером жизни своей, но и смертью своей вдохновляет на духовные подвиги других людей. Святой Церкви Христовой особенно нужно такое наставничество.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Так складывается человеческая жизнь, что духовное наставничество среди людей не может быть вечным, все земные наставники приходят и уходят. Иногда процесс расставания особенно болезненный, потому что наставников с их духовными чадами связывает большая любовь и беспредельное доверие. Но в этой жизни может все случиться: отъезд в другую местность, болезни, жизненные обстоятельства, ведущие к разлуке. Боль расставания особенно сильна, когда осознаешь его неминуемость и собственное бессилие что-либо изменить. По воле Божией, как бы мы этому ни противились, бывает, что жизнь разлучает нас с духовными пастырями и учителями. Только Господь Иисус Христос, наш неизменный и вечный Наставник, пребывает всегда: вчера, сегодня, завтра и вечно. Как пишет апостол Павел: Иисус Христос вчера, и сегодня, и во веки Тот же. Как и прежде, Господь любит нас всепобеждающей любовью, готов простить и очистить все наши согрешения. В Его руках по-прежнему власть и сила, способная уничтожить всякое зло.

Постараемся же всегда помнить, славить и почитать вечного и милосердного небесного Наставника нашего – Господа и Спаса Иисуса Христа, Который научил нас истине, примирил с Богом, даровал бесценное благо и высочайшее право называться сынами Божиими. Как пишет преподобный Ефрем Сирин: «Раба, который боится Господа и исполняет в точности волю Его, облечет Господь властью в Царстве Своем и сделает домоправителем». Аминь.

Наверх