Слово 80. О будущем благе. В 5-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)

Слово 80. О будущем благе. В 5-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Совсем не много нам остается времени до Страстной седмицы, до времени воспоминания страданий Господних. Эта седмица будет для нас особой, удлинятся Богослужения, увеличится наше молитвенное правило. Земные дела, каждодневные проблемы и заботы будут нами оставлены, отойдут на второй план. Церковь Христова в эти великие дни дает почувствовать всем христианам, всем верным последователям Господа, как много за нас с вами, грешных, сомневающихся, маловерных, вынес Спаситель по неизреченной любви Своей к роду человеческому. И строки Святого Евангелия, и Апостольское чтение, прозвучавшее сегодня (см. Евр.9:11–14), подготавливают к тому, что мы будет переживать на Страстной седмице вместе с Господом нашим. Вот и сейчас мы с вами слышали, как святой апостол Павел писал первым христианам о том, что Сын Божий есть не просто Ходатай наш пред Отцом Небесным, но Глава Церкви, вечный Первосвященник.

Каждую неделю Великого поста мы говорим об этой истине. Господь наш Иисус Христос есть Первосвященник будущих благ, истинный Сын Божий, Который пришел к людям с небес. Пришел, чтобы искупить род человеческий от власти диавола и смерти. Именно для этого Он принял на себя немощную человеческую природу, будучи истинным Богом, но став и истинным Человеком, во всем подобным нам, кроме греха. И преобразив в Себе человека, показал путь к совершенству, не только души, но и тела. В течение трех с половиной лет Спаситель проповедовал на земле учение любви. Он Сам явился для человечества и Жизнью, и Словом, и Верою, и Надеждой, и Любовью. И прежде чем принес Себя в Искупительную Жертву, Христос приуготовлял создание Царства Небесного на земле, то есть Церкви Христовой, которая, взяв свое начало в Крови Его, просияла уже после Его крестной смерти и воскресения. Святая Церковь пользуется всеми неизреченными благами, которые дает ей Господь. Об этом и говорит апостол Павел в своем послании.

Будущие блага – это то, что сейчас имеем мы с вами, братья и сестры! Это благодать Святого Духа, таинства Церкви Христовой и все те милости, которые получаем через Христа от Отца Небесного. В том числе полнейшее единение с Господом в таинстве Святого Причащения. Что еще может быть для души христианской важнее, чем это благословенное событие, чем этот праздник чистого и искреннего сердца?! Наконец, даже наше ожидание становится благом. Ожидание исполнения Божественного обетования о воскресении мертвых и наследовании блаженной вечности. Такого Царства, в котором не будет зла и насилия, страданий и болезней, горечи и боли бесцельного существования. Жизнь с Богом и в Боге – такая духовная радость ожидает впереди всех верных последователей Христа!

Апостол пишет, что Господь пришел с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворною. Под скинией нерукотворной разумеется Царство Небесное, которое принес в мир Христос. Путь в эту совершеннейшую скинию был проложен нашим вечным Первосвященником Своею Пречистой Кровию. По словам апостола Павла, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы чрез окропление освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному! Обратите внимание, братья и сестры, на первый взгляд здесь усматривается только простое сопоставление Крови Христовой с кровью жертвенных животных, тем не менее апостол Павел из него делает важнейший вывод, показывая преимущество Нового Завета перед Заветом Ветхим. У иудейского народа считалось, что человека оскверненного может очистить только окропление кровью тельцов и козлов. Такое освящение позволяло некогда оскверненному и отвергнутому духовными властями человеку приступить к Богослужению. Но этим священным обрядом очищалось только тело, а не душа оскверненного. Тот же апостол Павел писал: Невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи (Евр.10:4). Каждый год в особый день, день очищения, жертвы приносились первосвященником для того, чтобы как бы напомнить Богу о грехах людских и подтвердить их намерение раскаяться. Известно также, что в Ветхом Завете кровью, смешанной с водой, окроплялись богослужебные сосуды, книги, сама скиния. Это тоже было не случайно. Кровь чистых жертвенных животных являлась в древности прообразом другой Крови – Крови Господа нашего Иису са Христа, пролитой на Животворящем Кресте за весь род человеческий.

Кровь Спасителя обновляет, преображает, освящает всего человека, очищает совесть для служения Богу живому и истинному. Предметом освящения при этом является не только человеческая плоть, но и душа. Величайшее проявление милосердия и любви, которое сотворил Спаситель, – искупительная жертва – было преисполнено благодатным участием Святого Духа. Значит, мы можем с уверенностью утверждать, что дело спасения было совершено всеми тремя Ипостасями Пресвятой Троицы – Отцом, и Сыном, и Святым Духом. Приняв на Себя грехи мира, выстрадав, претерпев смерть, Господь наш Иисус Христос приобрел всем верующим в Него людям вечное искупление. И потому, братья и сестры, если мы действительно имеем в душе веру во Христа, то это величайшее искупление вымолено Ходатаем Спасом и для нас! Неужели, осознав это, мы будем позволять себе малодушие или уныние, недовольство жизнью? Да, пусть мы теперь страдаем, но ведь Господь наш еще больше страдал. И потом, все невзгоды земного бытия имеют предел во времени, они не вечны. Потерпим сейчас, смиримся, понесем свой крест без ропота и отчаяния, – зато какую блаженную радость и вечное наслаждение испытаем, если сподобимся, потом. Обретем блаженство, обещанное Вседержителем всем исповедникам веры, верным последователям Христа, праведникам и угодникам Божиим в будущей жизни в пречистых небесных обителях.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Время неумолимо… Подходит к концу Великий пост, который мы с вами, по Божией милости, пережили. Впереди, как вы знаете, особые дни, связанные со страданиями Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Впереди Страстная седмица. Оглянемся сегодня на прошедшее. Заметим ли мы какую-нибудь перемену в совести и жизни, совершённую благодаря искреннему покаянию? Освятились ли мы постом, стали ли чище, возвышеннее, благороднее, соединившись с Господом, приняв в себя Его Пречистые Тело и Кровь? Апостол Павел словами послания открыл нам сегодня право и дерзновение входить в святая святых Нового Завета в Царство Небесное, которое приуготовил всем людям наш Первосвященник Христос. Приступим же к Господу с любовью, надеждой и упованием, ведь Спаситель есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное. Мы веруем, что обещание Божие исполнится! Ведь сегодня мы и есть призванные к вечному наследию. Это высокое звание и огромная ответственность стать наследниками Бога, не просто рабами, но возлюбленными чадами, которым Вселюбящий Отец Небесный приготовил неизреченные духовные блага и сокровища. Потому постараемся хоть немного, по мере немощных сил наших, стать достойными такого счастья. Сподобимся же веры, желания и неуклонного стремления следовать во всем по стопам Господа нашего Иисуса Христа. Потому что как бы трудно и сложно это ни было, все наши постные подвиги и молитвенные труды увенчаются великой радостью Воскресения Христова. Божественная благодать учит человека радоваться о Господе, порождая в душе не просто торжество, а истинное ликование духовное, небесное. Но все это есть лишь предвкушение сладости будущей вечной жизни. Вот об этом мы должны помнить всегда. И сегодня, и в остальные дни жизни будем держаться исповедания неуклонно, будем внимательны друг к другу, поощряя к любви и добрым делам (Евр.10:23–24). Аминь.

Наверх