Слово 76. О похвале и искушениях. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)

Слово 76. О похвале и искушениях. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!

Сегодня в Апостольском чтении (см. Деян.16:16-34) перед нами во всей полноте своей раскрылся образ апостола Павла, его смиренномудрие, желание не собственного прославления, а Божественной славы. События, о которых рассказывает автор Деяний, переносят нас в город Филиппы, где проповедовали и утверждали истинную веру преданные угодники Божии — Павел и Сила. Вот однажды, как мы слышали, они шли в молитвенный дом, для того чтобы вознести молитву Господу. Шли пешком и, вероятно, немалое расстояние. Но с верою и твердым намерением участвовать в церковной службе. Пример святых подвижников убеждает нас, что, если есть желание послужить Богу, никакие трудности и расстояния не страшны. И вот на пути к молитвенному дому апостола Павла повстречала одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим.

Эта женщина не была обычной обманщицей, которая хитростью и коварством выманивала деньги у людей. По-своему, служанка-прорицательница была несчастной, так как она служила не только своим господам, постоянно требовавшим от нее материального дохода, а также, и более всего, диаволу, который прочно и уверенно повелевал ею. И вот, идя за апостолом Павлом и его спутниками, бесноватая громко вещала: Сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. Причем не раз и не два раза говорила так женщина, движимая нечистой силой, но делала это, как свидетельствует апостол Лука, много дней. Казалось бы, в словах ее не было ничего неправильного. Почему же случилось так, что Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час? Бесноватая служанка говорила правду. Но, как мы видим, апостол Павел решительно и однозначно закрыл ей уста, возмутившись от того, что она делала.

Давайте подумаем, почему так произошло?

Нам нужно ясно осознавать, что не сама она это говорила, не по милости Божией или угодной Богу прорицательности. Ею владел сатана — отец лжи, который иногда, из собственной выгоды, мог допустить возглашение правды. Что же случилось сейчас? Враг рода человеческого видел, как плодотворно развивается дело благовестия в Филиппах, как много людей уходит от него, разрывают греховные узы и устремляются к Богу, вдохновленные благодатными речами апостола Павла. Хитрый бес решил возбудить в святых апостолах человеческую гордыню и тщеславие, указать на исключительность их положения пред другими людьми. Павел хорошо это понимал и не поддался на диавольское искушение. Он просто не пожелал слышать возвеличивающие его, а не Господа, высказывания, да еще из порочных бесовских уст. Апостолом в данном случае двигало искреннее милосердие и человеколюбие, ведь верный ученик Христов духовным зрением видел, как сильно мучается прорицательница, как горестно скорбит ее душа, хотя внешне все выглядит вполне благополучно и благопристойно. Потому-то апостол Павел решительно прекратил это беззаконие, именем Господа изгнал из служанки нечистого духа.

Конечно же, чудесное исцеление бесноватой не могло понравиться ее хозяевам, которые значительно наживались на явленном в служанке сатанинском прорицании. Алчные люди, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам. Ими двигало греховное негодование, проистекающее из невозможности дальнейшего обогащения. При этом обвинители проявили немалое лукавство, так как не стали указывать истинных причин своей ненависти, а стремились выставить проповедников Христовых как учителей вредной религии и поборников обычаев, чуждых римской власти. Разве через них не действовал враг рода человеческого так же, как некогда в служанке? Разве под личиной благочестия и под лживым предлогом охраны спокойствия города не скрывались неуемные злоба и алчность? Посмотрите, братья и сестры, в чем обвиняли они апостолов: Сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять. Разумеется, речь здесь идет не о римском устроении правления, а о языческих мудрованиях и поклонении многочисленным богам. Слова эти взбудоражили народ, и так возмущенный тем, что не стало среди них более пророчицы, на действия которой всегда обращалось много внимания. Клокочущая в толпе злоба привела к жестокой расправе, подстрекаемой воеводами. С апостолов Павла и Силы сорвали одежды, велели бить палками, и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их.

Верные ученики Христовы терпеливо и мужественно перенесли всенародное поругание. Хотя мы помним, что апостол Павел был римским гражданином и мог в любой момент воспользоваться своим правом неприкосновенности, чтобы избежать несправедливого наказания. Но апостолы предпочли явное страдание ради Господа нашего Иисуса Христа.

Примечательно, что в Деяниях святых апостолов это первое упоминание о гонении со стороны язычников.

Заключенные в темницу с самыми строгими мерами охраны, как тяжкие преступники, ученики Христовы, уповая на волю Божию, не страшились дальнейшей своей участи, не унывали, а молясь, воспевали Бога. Поведение этих узников было столь необычно, что другие удивленно и внимательно слушали их. Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели. Это было не простое природное явление, а чудо, сотворенное Господом ради прославления христианской веры и истинных христиан. Заключенные освободились, они вполне могли выйти, но, вдохновленные проповедью святых апостолов, все остались на месте. Чудо было и в том, что далее темницы землетрясение не распространилось. Темничный страж, которому была поручена охрана узников, узрев поутру, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали. Но апостол Павел остановил его, говоря: Не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь. Для тюремного стража такое поведение необыкновенных заключенных явилось верхом духовного потрясения; войдя в темницу, он в трепете припал к Павлу и Силе. Трепет этот был особенно благоговейным, как и все последующие, казалось бы, странные действия этого служивого человека. Не опасаясь наказания, по собственной воле, он вывел апостолов из темницы, вопрошая из глубины души: Государи мои! что мне делать, чтобы спастись? В ответ прозвучали окончательно убеждающие слова: Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой.

Тюремный страж повел себя так потому, что увидел в случившемся событии волю Истинного Бога, Которого проповедовали эти праведные узники. В каждом природном явлении есть Промысл Божий, но мы не всегда это понимаем и принимаем. Между тем Отец Небесный, Правосудный и Милующий, руководит всем и вся и, по словам апостола Павла, невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы (Рим.1:20). Сегодняшнее Апостольское чтение завершается великой радостью за людей, познавших истинную веру, потому что уверовал не только один тюремный страж, наблюдавший столь чудесное явление, но и все ближние его. Много людей познали Божественную Истину. И мы слышали, что человек этот возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Проповедники христианской веры в Филиппах, прославляя имя Господа, совершенно не думали о себе, о своей славе или возвышении. Они благоговейно вступали на путь поношений, не позволяли другим хвалить себя. И поступая так, являли подлинное смиренномудрие. Почему апостол Павел был против похвалы? Похвала, на первый взгляд кажущаяся безобидной и нестрашной, очень часто играет для человека недобрую роль, возбуждая самолюбие, толкая на тщеславные поступки и помыслы. И, даже совершая доброе дело, восхваляемый другими людьми начинает приписывать действие добродетелей преимущественно себе, а не Богу. Апостолы Павел и Сила терпели поношение и клевету, безропотно сносили палочные удары и тюремное заключение. Даже получив чудесным образом возможность освобождения, они не воспользовались удобным моментом, не нарушили гражданский закон, явив образец повиновения властям, памятуя о том, что всякая власть от Бога. А испытания земного поприща только закаляют последователей Христа в духовной борьбе. Откуда в святых апостолах было столько смирения по отношению к происходящим событиям? Разве человеческое естество их не возмущалось, когда они были побиваемы палками и переносили тяготы тюремного заключения? Ведь даже там, в темнице, где обычные преступники скрежетали злобой от собственного бессилия или скорбели о совершенных проступках, апостолы радостно и вдохновенно пели псалмы, молились, восхваляли Господа, чем, естественно, привлекли внимание окружавших сотоварищей по заключению. Их сила и спокойствие проистекали из истинной христианской любви и надежды на благость Божественной воли. Даже ввергнутые в пучину нелегких испытаний, они знали, что Отец Небесный никогда не оставит их без Своей неизреченной помощи. И, действительно, Господь, Которого они так любили, не только не покинул их в трудностях путешествия, но даже достойно прославил. По Промыслу Божиему совершилось чудесное землетрясение, и уверовали те, что были так далеки от веры.

Истинное богатство и великое счастье — во всем в этой жизни уповать на волю Божию. Это упование дает ощущение живого общения с Богом. А что может быть благодатнее, чем видение себя и всех дел своих пред лицем Господним, сквозь призму Божественного участия?! Именно это возносит дух наш к чистоте, праведности, способствует искреннему покаянию в совершенных грехах. Люди, строящие жизнь по законам Божиим, имеющие в душе страх Божий, а более всего — любовь к Богу, озарены лучезарным Божественным светом, ярче и благодатнее которого не найти в земном мире. Но ощутить в себе этот свет Христов может далеко не каждый, а только тот, в ком есть вера, сердечное смирение пред сиянием славы Господней. Святитель Григорий Нисский пишет: «Напрасно рассказывать о свете тому, кто не видел света от рождения, потому что сияние лучей нельзя ощутить посредством слуха. Так и по отношению к истинному и умному свету Божества — каждый должен сам увидеть эту красоту. Кто созерцал ее, по некоему Божественному дару и вдохновению, тот хранит неизъяснимое изумление в тайне сознания. А кто видел ее, тот не чувствует и лишения, которое терпит».

Ни слава, ни телесное наслаждение, ни всякого рода мирские удовольствия не способны заменить Бога тем, кто обрел своего Спасителя, потому что с Богом и в Боге наилучшим образом проявляются всяческие блага — земные и небесные. Ведь все, что мы имеем, не наше, а Божие. Говоря словами псалмопевца Давида: Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней (Пс.23:1).

Сотворив мир, Бог невидимо движет им по величайшим законам бытия, ни на минуту не оставляя Отеческой заботы о нас, грешных чадах Своих. И хотя наш несовершенный разум не может в полной мере постигнуть всю глубину Божественного Промысла, все мы неизменно нуждаемся в Божественном попечении. Потому что, как говорит святитель Иоанн Златоуст, «ничто не находится вне зависимости от Божиих определений, потому что все следует Его повелению». Аминь.

Христос воскресе!

Наверх