Слово 75. Об исповедании апостола Петра. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)

Слово 75. Об исповедании апостола Петра. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Сегодняшнее Евангельское чтение (см. Мк.8:27–31), услышанное нами за Божественной Литургией, открывает непостижимую человеческим умом истину о том, что Спаситель наш Сын Бога Живого. Отец Небесный благоволил открыть это апостолу Петру, а через него и всем верующим.

Евангелист Марк сообщает: И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Местность, о которой идет речь в Священном Писании, находилась за пределами Галилеи. В ветхозаветные времена там был центр поклонения Ваалу (или Ваал-Гад), о котором упоминается в Книгах Иисуса Навина (см.11:17; 12, 7; 13, 5), Судей (см.3:3) и Первой Паралипоменон (см.5:23), город Ваал-Ермон. Впоследствии он стал называться Баниас, или Паниас. По свидетельству составителя Библейской энциклопедии архимандрита Никифора (Бажанова), некогда там существовало пещерное капище, посвященное языческому божеству Пану. Чуть выше пещеры, на холме, высился храм из белого мрамора, построенный в честь императора Юлия Цезаря, «божественного гения», как выражались язычники. Позже Филипп, сын Ирода Великого, украсил и обогатил посвященный языческому императору храм и переменил название города. Кесария означает «город цезаря». Именно здесь, в местности, сугубо оскверненной ложными культами и языческими обрядами, Иисус Христос спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди? Воистину свет во тьме светит (Ин.1:5)!

Обратим особое внимание на то, что говорит Господь. Христос прежде всего спрашивает: За кого почитают Меня люди? По истолкованию Святителя Иоанна Златоуста, прежде всего Он хочет знать мнение простого народа, потому что более доверяет их неопытности, нежели начитанности книжников и фарисеев. Святитель пишет: «И не говорит: “За кого Меня почитают книжники и фарисеи?” – хотя они часто приходили к Нему и беседовали, но желает знать непритворное мнение народа… Мнение народа было хотя гораздо ниже надлежащего, но без всякого лукавства; мнение же книжников и фарисеев внушено было сильной злобой». Но для чего же Господь не спросил сначала о мнении самих апостолов? Для того, отвечает святой Иоанн Златоуст, «чтобы ученики, высказав народное мнение, самым порядком вопросов были возведены к высшему разумению и не стали о Нем так же низко думать, как и народ».

По той же причине спрашивает их не в начале проповеди, но когда сотворил много чудес, беседовал с ними о многих и высоких истинах и многократно явил Свою Божественность и единство с Отцом.

Спаситель знал, что благую весть, которую Он принес в этот мир, можно было распространить только одним способом – запечатлев ее в сердцах людей, озарив благодатью их души. Столько Господь ходил по земле, проповедовал, учил, совершал чудеса, просвещал! Неужели все это напрасно, неужели Ему так и не удалось растопить скованные льдом сердца и разбудить пребывающие в духовном забытьи души? Поэтому Христос спрашивает: За Кого почитают Меня люди? Последовал ответ: За Иоанна Крестителя, за Илию, за одного из пророков. Народ иудейский так и не признал в Нем долгожданного Мессию, люди еще не понимали, Кто находился рядом, Кто проповедовал им и совершал невиданные чудеса.

А вы за кого почитаете Меня? – вопрошает Господь апостолов. «Для того Он требует от них другого мнения, – разъясняет Святитель Иоанн Златоуст, – чтобы они не думали о Нем одинаково с народом, который видел чудеса, превышающие силы человека, и почитал Его человеком, хотя бы и таким, который воскрес из мертвых, как говорил и Ирод». Христос хочет знать, как ученики, самые дорогие для Него люди, веруют в Него. И в зависимости от ответа будет понятно, готовы ли они вступить в новые отношения с Богом Отцом через Сына Его Иисуса Христа; то есть готовы ли они осознать сыновство Богу в Сыне Его. И на этот вопрос первым отвечает пламенный Петр – «уста апостолов». Когда Христос спрашивал о мнении народа, тогда все апостолы отвечали на Его вопрос; когда же об их собственном, то Петр не терпит, опережая всех, говорит: Ты – Христос. Это прозвучало среди тишины, прозвучало, как гром небесный, разграничив само время и события истории, поделив все происходящее на то, что было «до» и что «после» сего значительного исповедания.

Греческое слово «христос» соответствует еврейскому слову «мессия» и означает – «помазанник», то есть посвященный и избранный Богом. Название «помазанник» произошло от помазания святым миром, через которое в ветхозаветные времена царям, первосвященникам и пророкам – людям, избранным Богом на особое служение, подавались особые благодатные дары. Господь и Спас наш Иисус, Сын Божий, и Сам истинный Бог, называется Помазанником, Христом, потому что Его человеческому естеству были сообщены все дары Святого Духа, и, таким образом, Ему в высочайшей степени принадлежит ведение Пророка, святость Первосвященника и могущество Небесного Царя.

Мы называем исповедание апостола Петра великим. Действительно, в Евангелии от Матфея Сам Господь сказал: Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах (Мф.16:17). Ответ Господа апостол Марк опустил, чтобы не показаться пристрастным к Петру, учителю своему. Напротив, Матфей сказал обо всем без опущения. «За что же Петр называется блаженным? – вопрошает Святитель Иоанн Златоуст и отвечает далее: – За то, что он исповедал Христа истинным Сыном. Чтобы исповедание Петрово не показалось многим сказанным из дружбы и лести и в знак особенного к Нему расположения потому что он весьма любил Христа, – указывает на Того, Кто внушил ему, чтобы ты разумел, что Петр только произносил, а научал его Отец».

Но далее, братья и сестры, перед нами встает очень трудный вопрос. Мы не можем не задать его, не можем не спросить, почему же, услышав ответ Петра, Господь наш Иисус Христос обратился к Своим ученикам и запретил им, чтобы никому не говорили о Нем?

Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Для чего Он запретил? Для того чтобы, по удалении соблазнителей, по совершении крестного подвига и по окончании всех Его страданий, когда уже некому было препятствовать и вредить вере в Него многих, тогда чисто и твердо напечатлелось в уме слушающих верное о Нем понятие. Могущество Его не так еще очевидно обнаруживалось. Поэтому Он хотел, чтобы апостолы тогда начали проповедовать о Нем, когда очевидная истина проповедуемого и сила событий будут подтверждать слова их. Действительно, иное было дело – видеть, что Он то чудодействует в Палестине, то подвергается поношениям и гонениям (особенно когда за чудесами должен был последовать крест), и иное дело – видеть, что вся вселенная Ему поклоняется и верует в Него и что Он уже не терпит ни одного из тех страданий, которые претерпел». Ведь что бы ни думали о Нем люди, что бы ни говорили Ему ученики, Господь знал – впереди искупительная жертва, распятие, крестные страдания и смерть.

Если те, кто видел многие чудеса и слышал столько неизреченных тайн, соблазнились при одном слове о страданиях, то какому бы опасному соблазну подвергся весь иудейский народ, признавая Христа Сыном Божиим, при видении того, как Господа распинают и оплевывают?! Вот почему Спаситель запретил раньше времени возвещать правду о Нем!

Иудейские священники, богословы и учителя внушили своему народу понимание Мессии как царя земного. Они говорили о том, что Мессия будет владыкой, которому подчинятся все народы земли, и для еврейского народа наступит пора земного благоденствия. А на самом деле Сыну Человеческому предстояло много пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Господь в учении Своем связывал мессианство со страданиями и смертью. Эти слова Его казались ученикам непонятными. Ведь они тоже, как и все иудеи, считали Мессию непобедимым завоевателем, всепобеждающим владыкой, земным царем. Но теперь они услышали от Господа просто непостижимые для их ума вещи. Как Мессия может страдать? Как Помазанника ждет отвержение? Как Ему, Сыну Божиему, предстоит быть убиту?

И Петр прекословит своему Учителю, мысля не о том, что Божие, но что человеческое. Апостол думал, что страдание для Христа позорно и несвойственно. Но Господь сознательно и определенно выбирал крестный путь страданий и унижений. А ученики Его, слишком любящие и привязанные к своему Наставнику, конечно же, всеми силами старались отговорить Его, удержать, спрятать, чтобы сохранить. Для себя сохранить, но не для всех других людей. Их дружеские намерения, выраженные апостолом Петром, были, быть может, самыми добрыми, но Господь воспретил и довольно сурово ответил Своему ученику: Отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. Вот что важно! Человеческое понимание не может подниматься над небесным смыслом, а любовь человеческая немощна в сравнении с Божественной, истинной любовью. Апостолу Петру казалось, что он говорит, движимый искренней любовью к Учителю, а между тем через него действовал враг рода человеческого. Вот о чем стоит задуматься всем нам, слушавшим сегодняшнее Евангельское чтение.

Потщимся же, по заповеди Господней, к стяжанию такой совершенной любви к Богу, которая откроет нам истинный смысл нашей жизни и волю Божию о нас. Такой любви, которая будет стоять выше всех других чувств человеческих. «Любовь – глава добродетелей, – поучает святой Григорий Нисский, – от нее всякая вера и всякая надежда; от нее терпение и непоколебимость во все благом; от нее преумножение всякого духовного дарования». Аминь.

Наверх