Слово 70. О терпении скорбей. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)

Слово 70. О терпении скорбей. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!

Сегодняшнее Апостольское чтение (см. Деян.14:20-27) продолжает знакомить нас с самыми яркими моментами первого путешествия апостола Павла. Мы слышали, что апостол Павел вместе с Варнавою проповедовал Святое Евангелие в Дервии и приобрел в этом городе много учеников и последователей Христовых. Обратно проходили они Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. Новоначальные христиане нуждались в опытном духовном окормлении. Умное наставническое слово помогало им укрепляться в истинной вере и вести жизнь по заповедям Божиим. Оставляя своих учеников в разных городах и странах, апостол Павел предупреждал их о предстоящих трудностях. Такое отношение было честным и искренним. Никто не обещал последователям Христа «золотые горы», материальный достаток или земное благополучие. Не ради всего этого вступали они на путь спасения, а ради Божественной любви, исповедания имени Господа Иисуса Христа и наследования блаженной вечности в Царствии Небесном. Люди понимали, что в этом, погрязшем в грехе и разврате мире, им надлежит претерпеть немало горестей и скорбей только лишь по той простой причине, что они более не хотят жить так, как живут все окружающие, что их души просвещены неизреченным светом Христовым. И это благо, которое, по милости Божией, им довелось познать, не сравнимо ни с какими преимуществами и достоинствами временной, земной жизни! Ведь главное богатство, нетленное и вечное сокровище, которое обретают верующие, есть Господь наш Иисус Христос — Путь, и Жизнь, и Истина, и Спасение. Все вмещается в Едином Господе. И нет ничего невозможного для Божественного Промысла Его. Конечно же, апостол Павел и спутники не могли долго оставаться с христианами, просвещенными ими в вере Христовой. Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали. Возложением рук было совершено благодатное посвящение на пресвитерское служение. В каждой новой общине оставались свои духовные наставники и пастыри, которые продолжали дело благочестия и духовного просвещения. Так Церковь Христова ширилась и укреплялась, становясь достоинством не только одного, избранного народа, но и многих людей, представителей разных наций и народностей. Возвращаясь из своего путешествия, апостол Павел проповедовал слово Божие в Пергии, Атталии, а оттуда вместе с собратьями во Христе отплыл в Антиохию. Как мы помним из церковной истории, именно отсюда святой апостол и его спутники были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили. Когда они вернулись в Антиохию, то собрали возлюбленных своих братьев во Христе Иисусе и рассказали все, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам. В словах этих видится величайшее смирение апостолов, которые все заслуги и достижения своей проповеди относили не к себе, а к благоволению Божиему. Сила Божия производила те блага, которые были явлены свету через верных и преданных Христу апостолов. Автор Деяний святых апостолов пишет о том, что Сам Бог отверз дверь веры язычникам. Стоит остановиться на этом моменте подробнее. Это для нас, братья и сестры, теперь вполне ясно, что Святое Евангелие имеет вселенское значение, а потому и должно быть проповедано всем людям. Но в среде первых христиан бытовало мнение, что язычники недостойны благодатного слова Божия. Принятие язычников в лоно Церкви Христовой ломало целое мировоззрение, расширяло горизонты восприятия веры и благочестия. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Через это устрояется великое дело. Надлежало, наконец, свободно проповедовать язычникам; потому они (апостол Павел со спутниками) и приходят возвестить, дабы те (христиане антиохийской общины и все другие верующие) могли знать об этом, ибо случилось, что тогда же пришли и возбранявшие беседовать с язычниками».

Возлюбленные о Господе братья и сестры! На что особенно обращает наше внимание сегодняшнее Апостольское чтение? На честность исповедания христианской веры. Обычно, когда кто-либо агитирует нас принять участие в том или ином проекте или деле, как правило, старается выставить перед нами лишь преимущества предполагаемого мероприятия, скрывая или умаляя все, связанные с его осуществлением, огорчения и трудности. Напротив, проповедуя Святое Евангелие, возвещая миру благую весть, святые апостолы отнюдь не молчали о предстоящих лишениях и скорбях. Слово Божие не могло проникнуть в души людей, подкрепленное полуправдой или, хуже того, откровенным обманом. Нет, апостол Павел был категоричен и однозначен, поучая своих духовных чад в том, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. Он не опасался, что правда отпугнет учеников, оттолкнет их от веры. Порукой тому была чистая и искренняя христианская любовь, которая пробуждала в людских сердцах самоотверженность, желание послужить Богу и ближним. По словам же святителя Григория Богослова, «боголюбивой душе свойственно подчинять Божеству все человеческое». Для верующего человека любовь к Богу — достаточное утешение при всех испытаниях мира, во всех трудностях и невзгодах земного бытия. Более того, ощущение Божественного присутствия обеспечивает ни с чем не сравнимое душевное спокойствие и неизреченную благодать. Терпение скорбей — неизбежность для каждого верующего, потому что именно через трудности и бедствия мы прилепляемся к Богу, уповаем на Его помощь и заступление, становимся верными чадами Божиими, наследниками Царства Небесного. Стало быть, временные скорби — не для наказания посылаются нам Богом на жизненном пути, а для нашего блага. Умение же их терпеть означает степень нашей духовной зрелости. Скорбями душа научается хранить заповеди Божии, быть кроткой, смиренной, мудрой и внимательной к чужим бедам. Через скорби упражняемся мы в добродетели, обретаем бесценное сокровище истинной веры, учимся обуздывать собственную гордыню. Святитель Василий Великий говорит: «Скорби для хорошо приготовленных есть как бы укрепляющая пища и упражнение в борьбе, приближающие подвижника к Отеческой Славе». И далее: «Если не терпишь скорбей, то не ожидай и венцов там, как не выходивший здесь на подвиги и труды, какие назначены для получения венцов».

Господь наш Иисус Христос в этой нашей временной жизни не обещал людям покой и Свое Царство. Мы проживаем свой земной путь, дабы научиться блаженной вечности в Царствии Небесном. Поэтому даже если случаются с нами скорби и огорчения бытия, не следует встречать их с негодованием или противоборствовать, обвинять Бога в несправедливости. Как часто мы не разумеем того, что скорбями и невзгодами отверзаем двери благословенного рая. Желающему спастись невозможно прожить жизнь без трудностей, болезней, искушений. Претерпевая все это со смирением сердечным, мы всегда можем рассчитывать на милость Божию, на помощь с небес. Бог посылает страдания, и Он же являет долгожданное избавление, дабы закалить нас в горниле временной жизни для торжества ликующей вечности. Наверное, у каждого человека бывают периоды относительного благополучия, умиротворенности и покоя. Когда все хорошо, все получается, все удается. На первый взгляд кажется, что такое время — благо. Но на самом-то деле оно представляет для человека не меньшее испытание, чем терпение скорбей. Как правило, в период покоя мы склонны к беспечности, ведущей к вседозволенности, к греховности и через нее — к оторванности от Бога. Возникает ощущение самости, когда собственное волеизъявление выставляется на первый план, а Божественная воля забывается или умаляется. Это — страшное состояние. В нем ничего благостного нет. Наоборот, при потере венца терпения и кротости теряется и награда на небесах. Вот почему надо научиться смотреть на скорби и печали жизни как на истинную пользу, приносимую нам же, для будущего светлого и чистого Божественного воздаяния. Преподобный Нил Синайский пишет: «С усердием должны мы прибегать к Богу без всяких жалоб или ропота, но во всякой скорби ограждаясь благою надеждой». И пусть Всемилостивый Бог упражняет душу нашу страданиями и болезнями, чтобы она не зачерствела, не охладилась от обыденности, не упразднилась в духовной лености и плотских наслаждениях. Будем всегда помнить о том, что наша земная жизнь только путь к Небесному Отечеству, который нам должно достойно пройти. Потому что, как пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), «тесен и прискорбен путь, ведущий в жизнь вечную, мало ходящих по нему, но он — неотъемлемое и неизбежное достояние всех спасающихся». Аминь. Христос воскресе!

Наверх