Слово 61. О вере. В 3-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)

Слово 61. О вере. В 3-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Вот стоим мы сегодня в храме, с особым благоговением и трепетом взирая на Животворящий Крест Господень, изнесенный из алтаря для поклонения и нашего укрепления. Мы стоим, преисполненные скорби сопереживания Господу нашему Иисусу Христу и безмерной благодарности за то, что Сын Божий Самого Себя принес в искупительную жертву за грехи всего рода человеческого. И Апостольское чтение, прозвучавшее за Божественной Литургией (см. Евр.4:14 – 5, 6), призывает нас быть стойкими в своем исповедании веры. Апостол Павел, взывая к сердцам всех христиан, не устает говорить о том, что мы должны приложить больше старания в нашем благодарении Господу, в ревностном служении Спасителю. Потому что все то, что мы имеем, что в нас есть доброго и хорошего, – не наша личная заслуга, а щедрый дар, которым изволил одарить нас Бог.

С какой убежденностью и вдохновением апостол Павел, этот пламенный ревнитель веры и благочестия, пишет: Братия!.. Имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Сын Божий, Спаситель наш Иисус Христос, от сложения мира является Первосвященником, Ходатаем, Посредником между Отцом Небесным и всеми людьми.

Наверное, следует пояснить, кто такой был в Ветхом Завете первосвященник, какое значение он имел для верующего народа. До рождества Христова первосвященником, или архиереем, у иудеев было высшее духовное лицо, облеченное в этот сан от определенного семейства – Ааронова из колена Левиина. Как вы помните, Аарон был указан евреям Самим Богом как первый первосвященник, а после него первосвященником стал его сын. Сан этот передавался по наследству, потому что на этом семействе пребывала особая Божественная благодать.

Первосвященник был облечен полной духовной властью. Он следил за правильностью проведения Богослужений, руководил священнослужителями. На первосвященнике лежали важные обязанности: Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи. Обратите внимание: для человеков поставляется, то есть не для себя, не для удовлетворения собственных амбиций и стяжания всех преимуществ власти, а для людей, для того чтобы служить посредником между Богом и еврейским народом. Первосвященник, как мы слышали, приносил дары и жертвы за грехи людские. Под дарами разумеются неодушевленные приношения – хлеб, пшеница, вино, елей и многое другое, а под жертвами – чистые животные, которые предназначались для жертвенного заклания. В скинии, а затем в Иерусалимском храме дары и жертвы приносили обыкновенно простые священники. Но по праздникам жертвоприношение совершал сам архиерей. Так, в день очищения, великий праздник для всех иудеев, однажды в год первосвященник должен был входить в святая святых с кровью принесенных жертв. В этом священном месте первосвященник приносил Богу покаяние за грехи всех людей, всего еврейского народа. Естественно, так как первосвященник избирался из людей, ему тоже была свойственна человеческая немощь, он тоже мог грешить, ошибаться, искушаться. И по природе своей мог снисходить невежествующим и заблуждающим. В связи с этим апостол указывает: И посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах. И делал это первосвященник не только в праздник очищения, но и в другие торжественные дни. Понятно, что если архиерей осознавал свои грехи и слабости, каялся в них, желал исправиться, ему были открыты чувства других кающихся грешников, вызывавшие в его душе не осуждение, а желание поддержать, помочь, наставить. Только к костенеющим в грехах своих, не приносящим покаяния, первосвященник не мог иметь сострадания и жертвы за них не приносил.

Быть первосвященником считалось очень почетно. Архиерей имел не только великую власть, но и пользовался всеобщим уважением. Апостол Павел называет служение первосвященника честью. Из людей никто сам собой не мог бы ее воспринять, но только призываемый Богом, как и Аарон.

Теперь давайте поговорим о том, почему апостол Павел называет Спасителя Первосвященником великим, прошедшим небеса, и проводит сравнение с тем, как обыкновенный первосвященник в день очищения проходил в святая святых к ковчегу Завета с жертвенной кровью, приносимой за грехи народа. Господь наш Иисус Христос, истинный Первосвященник, прошел небеса с жертвою за нас, прошел в истинное Божие святилище, чтобы сесть одесную Бога Отца. Не кровью чистых животных искупает Спаситель грехи, а Своей Пречистой Кровью, пролитой на кресте. Раз в год ходатайствовал за народ первосвященник-человек; но беспрестанно, во всё время, во все дни, часы, минуты, ходатайствует за нас Первосвященник-Богочеловек, Сын Божий и Сам Бог. Любовью Своей и сострадательностью Господь превосходит всех прочих первосвященников. Если уж они имели снисхождение к людским слабостям, то Бог наш всегда готов сострадать нам в немощах наших. Потому что Иисус Христос есть истинный Бог, но одновременно Он есть истинный Человек, принявший на себя человеческую плоть со всеми ее болезнями, страданиями, потребностями, и был искушен во всем, кроме греха. Апостол Павел, успокаивая и поддерживая христиан, говорит о том, что твердость веры во Христа как Великого Первосвященника не только благоразумно управит их земной путь, но и наделит духовными благами: Посему да преступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. Как ветхозаветные люди с дерзновением приступали к жертвенному алтарю, так и святой апостол побуждает приступать к престолу благодати, месту, где неизменно присутствует Господь наш Иисус Христос.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Вот и мы с вами сегодня приступили к такому месту, вошли в храм Божий, где незримо пребывают наш Спаситель, Пресвятая Богородица, угодники Божии, уже снискавшие сияющие благодатные венцы в пресветлых небесных обителях, и Ангелы. Пред нами – Крест Христов, источник вечной жизни и нашего спасения. В Святой Церкви, членами которой мы с вами являемся, и по сей день, и в вечности Первосвященником является Господь Иисус Христос.

Апостол Павел в своем послании говорит нам, что даже Спаситель не мог Сам избрать Себя на это высочайшее служение: Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя (Пс.2:7); как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека (Пс.109:4). Христос есть Архиерей вечный, ведь Он по Своей Божественной природе вечен, неизменяем, и Царствию Его нет конца. Но как понимать слова по чину Мелхиседека? Мелхиседек был первосвященником и царем города Салима. В Ветхом Завете он служит прообразом Господа нашего Иисуса Христа: первосвященник и одновременно царь. Еврейское слово «Мелхиседек» значит «царь правды». Господь наш тоже есть Царь вечный, Царь правды и одновременно Великий Первосвященник. Слово «салим» с еврейского языка переводится как «мир». Стало быть, Мелхиседек был царем мира, но ведь Спаситель наш есть Царь мира.

Исторически неизвестно, где, когда и от кого родился Мелхиседек, когда он умер. Сын Божий рожден прежде век и Он – вечен, пребывает вовек. Вот даже по этим аналогиям становится понятно значение слов по чину Мелхиседека. Мелхиседек в лице своем и служении выступает как прообраз Христа и Его служения. И это служение Сына Божия выше обязанностей всех ветхозаветных первосвященников и церковных властей.

Ведь Христос Сам глава Церкви. И вся наша вера Господь наш Иисус Христос. И потому, следуя словам апостола Павла, будем твердо держаться исповедания нашего. Потому что вера – это бесценный дар Божий, в основе которого лежит смирение, сердечная кротость и безмерная любовь. По вере вашей да будет вам, – сказал Господь (Мф.9:29).

С благоговением и трепетом духовным подходя сегодня к Животворящему Кресту Спасителя, прикоснувшись к нему, восполним силы духовные в несении постного подвига, укрепимся в вере, помня мудрое изречение Святителя Иоанна Златоуста: «Для того мы и называемся верными, чтобы, оставляя немощь дольных помыслов, восходить на высоту веры и в ее учении полагать свое высшее благо». Аминь.

Наверх