Слово 5. Об истинном христианине. В Неделю о мытаре и фарисее (по Апостольскому чтению)

Слово 5. Об истинном христианине. В Неделю о мытаре и фарисее (по Апостольскому чтению)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

В этот воскресный день, именуемый Святой Церковью Неделей о мытаре и фарисее, мы с вами слышали, как апостол Павел обращается с посланием к Тимофею (см. 2 Тим.3:10–15), возлюбленному своему духовному сыну. Все послание пронизано глубочайшей любовью, отеческой заботой и желанием наставить в истинном пути, предупредить и уберечь от многочисленных распространенных в то время ложных мнений.

Из Деяний святых апостолов известно, что Тимофей, верный последователь Христа, был воспитан по заповедям Божиим, в истинной вере благочестивыми бабушкой и матерью. Когда он познакомился с апостолом Павлом, то был просто потрясен силою его проповеди. Юноша сделался сподвижником и преданным учеником первоверховного апостола. Недаром, обращаясь к нему, апостол Павел пишет: Чадо Тимофей! Ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, в страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах. Из этих слов, братья и сестры, мы узнаем, что Тимофей действительно был очень дорог сердцу Павла, потому что в земном пути его и в деле благовестия делил с апостолом и радости, и трудности. Несмотря на все испытания, для учеников Христовых великим торжеством было распространение христианского учения по разным городам и странам. Они ликовали, видя, что все больше и больше людей становятся последователями Господа нашего Иисуса Христа, принимая святую христианскую веру. Некоторые из новообращенных христиан являли миру такую силу исповедания и убежденности, что становились живым примером для других.

Вот таким, по всей вероятности, и был благочестивый Тимофей, который стремился жить по заповедям Божиим, располагал душу свою для всей полноты принятия веры, был настойчив в овладении новым учением и по-христиански терпелив. Его не пугали слова духовного наставника, говорившего о том, что все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Послание апостола Павла адресовано не просто любимому ученику, но и главе Ефесской христианской Церкви, потому что именно Тимофей возглавил ее, став епископом знаменитого приморского города. Ефес славился обширной торговлей, так как находился в центре многочисленных торговых путей, и большим количеством языческих храмов. Для жителей этого города были характерны крайняя распущенность нравов и стремление ко всевозможным удовольствиям. В таком городе совсем непросто быть христианским епископом – требовалось много такта, осторожности, обдуманности решений. К тому же, в Ефесе собралось немало врагов христианского учения, которые активно насаждали свои лжеучения. Апостол Павел понимал всю опасность сего факта, когда писал: Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. С подобными лжепроповедниками святой апостол неоднократно сталкивался и испытал на себе все их коварство, мужественно отстаивая веру в Антиохии и Иконии.

А в Листре, как вы помните, братья и сестры, Павла жестоко избили камнями и, как мертвого, вытащили за город. Но Отец Небесный не допустил его смерти. Апостол пишет: …от всех избавил меня Господь. Впрочем, не только апостол Павел и верный его ученик Тимофей, но и все другие последователи Христа очень часто подвергались избиениям, пыткам, мучениям, страданиям за веру в Господа. Вот почему апостол Павел предупреждает, что истинные чада Божии за жизнь свою во Христе и Христа ради будут гонимы. Однако разве не об этом говорил Своим ученикам, отправляя их на проповедь Евангелия, и Господь наш Иисус Христос? Святой евангелист Иоанн ясно свидетельствует, как Спаситель поучал апостолов: Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше (Ин.15:20).

Да, братья и сестры, апостол Павел вполне резонно отметил, что в жизни, в этом погрязшем в грехе мире слишком много несправедливости. Очень часто благочестивые люди претерпевают всякого рода мучения и испытания, тогда как злые и нечестивые преуспевают в своих злодеяниях. Порой отношениями в обществе руководят не вера, любовь и милосердие, а корысть, стяжательство и пороки. Лжецы могут усердствовать и иметь успех. Но при этом они не столько обманывают других, но и обманываются сами. Для человека же нет ничего страшнее, чем идти по ложному пути, служить не Богу, а врагу людскому, который только и ждет наших промахов, только и старается разделить нас с Отцом Небесным. Ведь что есть диавол, братья и сестры? Диавол есть разделитель, который стремится нарушить наше Богообщение, оторвать от Церкви Христовой.

Но все-таки, если признаться себе, у каждого из нас порой возникал этот вопрос: почему Бог попускает злодеям благоденствовать, покоиться в роскоши и богатстве, превозноситься славой и материальными благами, тогда как честный и добродетельный человек нередко живет в нищете, едва сводит концы с концами, страдает от всевозможных проблем, болезней и жизненных неурядиц? Прежде чем ответить, давайте задумаемся: а что есть вообще вся эта наша земная жизнь, для чего мы, христиане, живем? Для многих ответ будет очевиден: весь наш жизненный путь есть не что иное, как дорога к Царству Небесному, которое и является целью, желанием и единственной заветной мечтой каждого истинного последователя Христа. И потому мы на земле пребываем в постоянных искушениях, страданиях и переживаниях, постоянно боремся не только со внешним злом, но и со злом внутренним что гнездится в нас, в наших сердцах и душах. Мы претерпеваем непрекращающуюся жестокую брань с самими собой, с нашей плотью, с греховным человеческим естеством, с земным началом тела и ума. Между тем, как писал святитель Игнатий (Брянчанинов), время нашей земной жизни бесценно: в это время мы решаем нашу вечную участь.

Господу Богу лучше видно, кого как спасать. Иногда и добродетельному человеку полезнее пострадать в очищение имеющихся у него грехов, чтобы наследовать блаженство в вечности. А разве не бывает так, что порочный человек, имея все земные блага, пребывая в невиданной роскоши и изобилии, все-таки чувствует безысходность, неудовлетворение, тревогу, тоску, не оттого, что ему мало дается в жизни, а оттого, что всего у него слишком много. Так тоже Господь спасает, располагая к раскаянию и добродетельной жизни. И потом, разве мы, люди, можем правильно судить? Мы все обстоятельства или жизненные явления пропускаем через себя, как бы мы поступили в той или иной ситуации, применяя человеческие чувства и ощущения. В эти суждения, опять-таки, может примешиваться чисто земное, мирское – элементарная зависть, обида или предубеждение. А у зависти, как гласит народная мудрость, глаза велики.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Но как же в таком случае правильно вести себя, как не поддаться земным искушениям и не свернуть с истинного пути? Сделать это можно, лишь держа в своем уме постоянную мысль о том, что земная жизнь наша есть только приготовление будущей, вечной жизни, а потому и относиться ко всему происходящему следует с точки зрения духовной, помня о том, что для нас главное и первостепенное. Как наставляет своего ученика и всех нас апостол Павел: А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Очень важно, от кого мы получаем знания, как формируется наше мировоззрение и что лежит в основе нашей веры. Сектанты и всякого рода лжеучители, о которых предупреждал еще Господь наш Иисус Христос, тоже могут убеждать, заманивать в свои сети и еще как успешно это делают. Но в основе их учения лежит неправда, ложь служит источником их веры. Потому что истина – всегда одна. Нет двух истин, просто не бывает! И нам, братья и сестры, есть что противопоставить еретическим проискам. Ведь вера наша дана Самим Господом, проповедана святыми апостолами, подтверждена отцами и учителями Церкви Христовой. Нашим богатством и достоянием являются Священное Писание и Священное Предание, которые, по словам апостола Павла, могут умудрить… во спасение верою во Христа Иисуса. Нет большего наслаждения и лучшей пищи для верующей души, чем слово Божие, просвещающее, наставляющее, вразумляющее, вдохновляющее! Недаром святитель Тихон Задонский говорит: «Слово Божие – дверь ко Христу, Источнику жизни». А преподобный Пимен Великий пишет: «Вода мягка, а камень тверд, но если над камнем висит желоб, то вода, стекая по желобу, мало-помалу пробивает камень. Так и слово Божие мягко, а сердце наше жестко, но если человек часто слышит слово Божие, то сердце его отверзается к принятию в себя страха Божия». Аминь.

Наверх