Слово 23. Об Искупительной Жертве. Во вторник 2‑й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)

Слово 23. Об Искупительной Жертве. Во вторник 2‑й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!

В Священном Писании часто можно встретить упоминания о грядущем Божием суде. И в утренних молитвах ежедневно взываем: «Внезапу Судия приидет, и коегождо деяния обнажатся, но страхом зовем в полунощи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас». И в церковных песнопениях слышим: «Судии седящему, и Ангелом стоящим, трубе гласящей, пламени горящу, что сотвориши, душе моя, ведома на суд? Тогда бо лютая твоя предстанут, и тайная обличатся согрешения» (тропарь по 7‑й кафизме). Какие чувства вызывают в нас эти слова? Невольно мы начинаем вопрошать: почему суд, почему Господь придет судить нас по делам нашим, почему все, и праведники, и грешники, должны пройти через это нелегкое испытание, когда обнажится и откроется все тайное, в чем стыдно даже самому себе признаться, что тщательно скрывалось в течение земной жизни? Неужели нельзя этого как-то избежать?!

Грешить-то мы все можем, а вот отвечать за это порой не очень хочется. Так устроен человек: мы не всегда думаем о последствиях того, что совершаем и творим. А Бог видит все! Перед Ним всегда открыты сердца и души человеческие. Ну, хорошо, скажете вы, если Всевышний и так все знает и видит, зачем опять и при всех Ему судить нас, обнажать наши пороки? Как и где же в таком случае милосердие Божие?

Сегодняшнее Евангельское чтение (см. Ин.3:16-21), братья и сестры, позволяет ответить на эти вопросы и посвящается оно разговору о суде.

Господь в беседе с Никодимом, одним из начальников иудейских, тайным учеником Своим, говорит на тему суда всего несколько фраз. Но начинает разговор с главного — с определения причины Искупительной Жертвы: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Что означают эти слова? Господь наш Иисус Христос ясно и уверенно указывает на то, что Небесный Отец так возлюбил недостойный, погрязший в грехах, маловерный и сомневающийся род человеческий, который здесь именуется миром, что за рабов неблагодарных отдал Единородного Сына Своего.

Почему так произошло? Потому что так было угодно Богу! По безграничной любви Своей Творец предает Божественного Сына на страдание и смерть, возносит сначала на позорное орудие казни — крест Голгофский, а потом на славный Престол Небесный. Для чего и ради кого? Для того, чтобы Господь Спаситель взял на Себя грехи мира, для того, чтобы пострадал ради всех людей, ради нас с вами, братья и сестры! А сколь велика эта Жертва Бога, может судить каждый. Отец Небесный за грешных и недостойных Его неизреченной милости рабов совершил то, что никто не сделал бы и за друга, за самого дорогого и близкого человека. Именно об этом говорил апостол Павел: …едва ли кто умрет за праведника (Рим.5:7). За праведника, за достойного, за угодного Богу человека! А тут… Предающие, оскорбляющие, поносящие Господа, отвергающие Его любовь, сущие от земли и праха. И за них, и за нас (а мы с вами, братья и сестры, спросим свою совесть, чем лучше?) предан на смерть Сын Божий! Не Ангел, не Архангел, не раб, а Единородный Сын! Какое превосходство Божественной любви! Какая неизреченная милость Всевышнего!

Задумаемся: ведь если бы Бог и верного Ангела Своего отдал за людей — это тоже было бы немало. Ангел — чистый, преданный, сияющий светом служитель, а род человеческий — злой и отступный, преисполненный неблагодарности и беззакония. Но тут отдан Единородный Сын, Один, Единственный, Рожденный от Отца. И Ему предопределено было пострадать, потому что по собственной плоти, как Человек, Он действительно подлежал страданиям, испытывал муки, боль, холод, зной, жаждал и алкал. Какая же польза в Искупительной Жертве, в том, что Бог не пожалел, ради людей, Божественного Сына? По словам блаженного Феофилакта Болгарского, всякий верующий в Господа получает два неизреченных блага: «Одно — чтобы не погиб; другое — чтобы имел жизнь, и притом вечную». Если в Ветхом Завете праведникам было обещано долгое, но все-таки ограниченное по времени бытие, то по Новому Завету верующие в Бога и угодившие Господу могут снискать блаженную вечность на Небесах. Нам обещана жизнь — вечная, благословенная и неразрушимая, над которой отныне не властно жало смерти и тления! Спаситель даровал нам эту несомненную надежду Пресветлым Воскресением Своим! Он воскрес, и мы воскреснем, дабы наследовать новую землю, дабы иметь ни с чем не сравнимую возможность непосредственного Богообщения, бесценного дара видеть Господа пред лицом своим.

Мы слышали сегодня в Святом Евангелии: Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Казалось бы, здесь прямо отрицается сама идея суда. Но о чем же сказаны были эти слова? Иудейский народ ожидал пришествия Мессии именно как грозного Судии, Который придет и будет судить тех, кто угнетает Богоизбранный иудейский народ. Но Господь наш Иисус Христос, желая восстановить истину и развенчать подобные мудрования, конкретно указывает на то, что сущностью Его призвания как Мессии является именно спасение мира, а не производство суда над людьми. Сын Божий несет человечеству прощение, а не осуждение. Потому что, по словам апостола Павла, все согрешили и лишены славы Божией и теперь получаем оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе (Рим.3:23-24). К тому же надо иметь в виду, что речь здесь идет о первом пришествии Господа, в котором Он учил, проповедовал, наставлял, благовествовал, чудотворил и исцелял, но не судил. Во Втором же пришествии Сын Божий будет судить всех и воздавать каждому по делам его.

Но как же понимать следующие слова: Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия? Это значит, что суд над миром и каждым из нас уже совершается, потому что далее Господь поясняет: Суд же состоит в том, что свет пришел в мир. И что происходит со всеми нами, братья и сестры?

В Евангелии сказано: …всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, — там, где светло, виднее грязь души; и в то же время: поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны. Мир, пребывающий во тьме заблуждений, грехов и предрассудков с приходом Господа озарился несказанным, лучезарным светом Христовой истины. Сам Спаситель говорит: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин.8:12).

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Когда мы обращаемся к Богу и вопрошаем святую Его волю, пред нами предстает не Грозный Судия, а Любящий Небесный Отец. Выходит, вопрос о суде и осуждении адресован прежде всего к нам самим. Это мы должны взглянуть на себя как бы со стороны, чтобы понять собственную душу, осознать как, для чего и почему мы живем, не осуждены ли неверием или злыми поступками своими?

Бог есть Любовь (1 Ин.4:8). Любовь, которая все покрывает и все прощает при одном лишь условии — при желании грешника покаяться, очистить свою жизнь, изгнать из нее тьму страстей и пороков, приуготовить для Божественного Света. Но всегда ли мы просвещены Светом Христовым, всегда ли веруем в Господа? Неверующий человек уже осужден, потому что лишен главного — Божественной благодати. И все ему не так, и все не этак, ведь душа его пуста, да и сама жизнь становится пустой и ненужной, а все те временные удовольствия и наслаждения плоти, ради которых поступился самым важным — любовью Бога, постепенно перестают радовать и удовлетворять. Вот потому Господь говорит: …неверующий уже осужден.

Верующий же человек и обращающийся всем сердцем своим ко Господу, стремящийся во всем выполнять Закон Божий и следовать Божественной правде, поистине не судится, потому что не желает оставаться во тьме осуждения. Радостно и благоговейно принимая учение Христово, надеясь и уповая на милосердие Божие, святой верой православной да просветим свои души, да высветим в себе зло и грехи наши Светом Божиим, беспощадно осудим себя за совершенные злодеяния. Мы можем это сделать, если не будем жалеть и оправдывать греховное естество свое, стремящееся к земле, но не к Небу. Как говорит апостол Павел: Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы(1Кор.11:31). Небесный Отец так возлюбил всех нас, что не пожалел Единородного Сына. Господь явился в мир не для того, чтобы осудить или наказать нас, а для того, чтобы спасти. Из любой тьмы, из любого греха и мрака возможно выбраться с помощью Божией. Ибо свет Христов просвещает всех и все возможно верующему. Аминь.

Христос воскресе!

Наверх