Слово 102. О благодатной силе покаяния. В Великий Четверг перед исповедью

Слово 102. О благодатной силе покаяния. В Великий Четверг перед исповедью

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Апостол Павел в Первом послании к коринфянам пишет: если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы (1Кор.11:31).

Наверное, больше половины всех наших грехов происходят оттого, что мы не отдаем себе отчета, совершенно не думаем о своих словах и поступках. По малодушию и маловерию творим беззакония, не осознавая и не понимая того, что действиями своими огорчаем Господа, предаем любовь Его и вновь распинаем Божественного Сына.

Когда наши прародители Адам и Ева согрешили, преступили заповедь Божию, Создатель призвал их к покаянию: И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему… где ты? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? (Быт.3:9, 11). В Ветхом Завете мы находим много свидетельств, когда Бог через пророков обращал людей на путь покаяния: Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю (Ис.1:18). Или в другом месте: Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив (Ис.55:7).

Как часто под бременем грехов мы отдаляемся от Господа нашего. Но Спаситель милостиво призывает всех грешников к покаянию, вере, милосердию, смирению, пониманию и духовному общению. Святое таинство покаяния и исповеди было установлено Самим Богом. Его слова, полные безграничной любви, преисполнены утешения и радости для всех вступающих на путь покаяния: Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы: возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим (Мф.11:28–29). Бог любит нас, скорбит о совершённых нами грехах и долготерпит к согрешающим.

По ветхозаветному закону согрешивших за некоторые грехи подвергали смертной казни. Но Бог через пророка Иезекииля сказал: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез.33:11). Господь показывает всем людям путь ко спасению, с Отеческой заботой готов встретить и простить каждого уповающего на Его всещедрую милость. Так, апостол Павел свидетельствует: Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим.2:4).

Порой грехи наши, тяжкие и страшные, не имеют границ, но еще более безгранично милосердие Божие. Разными средствами Господь пробуждает в нас стремление к покаянию. Одним посылаются болезни, другим жизненные испытания и невзгоды, третьим душевные скорби. Но все, что совершается по воле Божией, творится во благо нам, а не в наказание. Отец Небесный посылает жизненные испытания для того, чтобы никто из нас не утонул в греховной трясине, не погиб окончательно в грехе, но чтобы все пришли к покаянию (2 Пет.3:9).

В Великий Четверг вспоминаем мы Тайную вечерю, всей душой стремясь удостоиться в этот благословенный день Святой Трапезы Господней. Но каждый из нас, братья и сестры, конечно же, осознает и понимает, что только очищенных от греха, убеленных паче первого снега искренним покаянием верных чад Божиих может принять в чертогах царских Господь. И потому должны мы непрестанно молить Бога, чтобы удостоил нас Своей благодати и не оставил без Своей помощи.

Мы все грешим, все падаем по немощи нашей и пребываем в духовной болезни, ибо, как писал апостол Павел, все согрешили и лишены славы Божией (Рим.3:23). Но, вдохновленные Божественной любовью, несмотря на все вражьи происки, обретаем мы в себе силы подняться, очиститься для жизни новой, без позора греха, без рабства беззаконию, без угождения страстям. Целительное лекарство от грехов наших преподал Сам Господь, призывая под Свой благодатный покров и заступление: приходящего ко Мне не изгоню вон (Ин.6:37). Будем же непрестанно помнить о том, что только Господь – самый верный и самый действенный наш Врачеватель от всех душевных недугов! Верою в Бога, покаянием и исповедью обрящем себе спасение.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Начало покаяния – осуждение грехов. Осуди и ты свои грехи; этого достаточно для Господа к твоему оправданию, потому что осудивший свои грехи не так скоро решится опять впасть в них». И еще: «Покаяние отверзает человеку небо, вводит в рай, побеждает диавола». Вот как важно исповедовать перед Богом свои грехи! И не нужно отчаиваться, не нужно предаваться унынию, полагая, что из-за тяжести беззаконий наших не сможем обрести Божественную милость и спасение. Мы все искуплены драгоценной Кровию (1 Пет.1:18).

Сын Божий сошел на землю, воплотился для каждого из нас. Господь много страдал в этом мире, даже не имел, где приклонить голову. А потом произошло то, что трудно объяснить словами: Сам Судья был предан суду за осужденных, Достойный славы терпел поругания от недостойных, Бессмертный принял позорную смерть на кресте от смертных. И сегодня Господь и Спас наш Иисус Христос может истребить все прегрешения наши, полностью уничтожить грех, если мы потрудимся над своей душой, поработаем духовно, принесем искреннее покаяние. Это трудно, но при желании возможно – всем сердцем убелиться, очиститься, стать хоть чуточку достойным высокого звания христианина. Только без помощи Божией нам в тяжкой битве не справиться. Бог не отринет ни одного сердца, взывающего к Нему с просьбой о помиловании и очищении. Ведь мы помним, как Сам Господь поучал: просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите, и отворят вам (Лк.11:9).

Что же мы должны прежде всего просить у Бога? Что мы хотим от Него получить? Ответы на эти вопросы можно обрести в словах нашего Спасителя: Ищите прежде Царствия Божия и правды его (Мф.6:33). Вот, оказывается, в чем суть! Бог приготовил для нас небесные блага. От сложения мира в наследство людям положена блаженная вечность. Но есть и условие: наше спасение невозможно без истинной и искренней веры, без любви к Господу и чистосердечного покаяния в своих бесчисленных согрешениях. Настоящими детьми Божиими и наследниками Царства Небесного мы сможем стать только тогда, когда проникнемся духом пламенного покаяния, обретем Божественную любовь и страх Божий, научимся не сомневаться в своем помиловании, уповая на волю Создателя.

Грех как преграда встает между нами и Богом. Чем больше согрешений, тем толще эта стена. И тем меньше, по человеческой немощи, в нас надежды на спасение. Между тем такая ситуация явно на руку врагу рода человеческого, который только и ждет нашего падения, только и мечтает увидеть разобщенность Бога и людей. Если предадимся малодушию, не явим себя мужественными борцами в сражении с грехами, то все более и более будем отдаляться от Господа и приближаться к диаволу. А ведь Отцу Небесному от нас совсем не много надо: только любящее сердце, только душу, искренне взывающую словами смиренно кающегося мытаря: Боже, милостив буди мне, грешнику (Лк.18:13). И будет прощение Божие. И ощутим мы радость несказанную. И удостоимся теплоты слов, преисполненных ликующей надежды: Господь снял с тебя грех твой (2 Цар.12:13).

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Преподобный Ефрем Сирин пишет: «Время покаяния коротко, Царствию же Небесному нет конца». Нам предстоит нелегкий, но благодатный труд исповедания грехов. И Бог радуется, что мы наконец-то пришли к Нему, принесли свои беды и скорби, раскаяние в совершённых беззакониях. Погрязшие в греховном болоте, мы духовно умерли, но сегодня опять оживем для Отца Небесного покаянием. Пройдя очистительное горнило исповеди, из грешных и беззаконных сделаемся праведными и верными. Но если не будет в нас смирения и терпения, если снова станем услаждаться греховными страстями и коснеть в пороках, то дар покаяния, ниспосланный с небес, непременно отнимется у нас.

Бог дал людям право выбора, вложил в разум понимание того, что хорошо и что плохо. Да, все мы падаем и грешим, но имеем возможность исправить себя покаянием, исповедовать Господу свои грехи и светом дальнейшей праведной жизни умилостивить Вселюбящего Бога. Только должно всегда помнить о том, что земная жизнь наша временна и нужно успеть покаянием очистить душу. Ведь никто из нас не ведает своего смертного часа. Так страшно предстать пред судом Божиим в греховной скверне нераскаянных злодеяний! Святитель Иоанн Златоуст поучает: «Настоящее время есть время покаяния, будущее – время суда; это – время подвигов, то – время венцов; это – время труда, то – время упокоения; теперь – изнурительная деятельность, тогда – вознаграждение».

Сподобимся же, по милости и милосердию Божиему, в таинстве исповеди решительно очистить все совершённые нами грехи, помня о том, что, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), «ничто так не помогает исцелению от раны, нанесенной смертным грехом, как частая исповедь». Аминь.

Наверх