Слово в первую неделю Великого поста, в неделю Православия

Слово в первую неделю Великого поста, в неделю Православия

«Отселе узрите небо отверсто» (Иоан. 1:51).

Себя и многих из вас, возлюбленные братия и сестры, поздравляю с неизреченною милостию Божиею, с обновлением духовным, полученным чрез подвиг говения, молитвы, поста и покаяния, и особенно чрез причащение пречистых и животворящих Таин тела и крови Господней. И в это короткое время мы могли дознать на себе пользу поста и молитвы, не говоря уже о пользе говения, исповеди и причащения; если, разумеется, мы искренно воспользовались этим временем к своему спасению и искренно исполнили условие поста и говения; если воздержались от излишества в пище и питии, искренно молились, смирялись пред Богом и ближними, милосердствовали, познали множество своих неправд и беззаконий и крепко пожалели об них, приняв твердое намерение не делать их более, и, наконец, искренно сознались в них и получили разрешение и отпущение их, и сподобились вкусить животворящего Брашна. Но все ли мы получили действительную пользу от прошедшей недели? Ближе ли стали сердца наши к Богу, к Пречистой Матери Живота, к Церкви, к святому Ангелу-хранителю и к святым Божиим; искреннее ли мы возлюбили правду и добродетель, и возненавидели ли всякую неправду и беззаконие; искреннее ли любим Бога и ближних; чувствуем ли большее духовное сродство друг с другом, как члены единого тела Христова, как уды Христовы, ибо един хлеб таинства, едино тело есмы мнози: вси бо от единого хлеба причащаемся (1Кор. 10:17)? Чувствуем ли сердцем, что потоки беззакония не приливают с такою наглостию и насилием к нашей душе, как было до говения и причащения, и – значительно ли иссякли в нас, и мы стали ли чище, свободнее, покойнее, бесстрастнее, добрее, мягкосердечнее, склоннее ли ко всему доброму и полезному? Меньше ли стала в нас алчность к плотским удовольствиям и к корысти? Стали ли кротче, терпеливее, снисходительнее к ближним? Чаще ли стали взирать на небо, на истинное и вечное отечество, и с меньшим ли пристрастием обращаем взор на все земное, как временное, минутное, преходящее? – Ибо посмотрите, сколько людей из среды нашей восхищено смертию в короткое время, – и смерть постоянно уносит свои жертвы. Если так, если мы стали лучшими и благоразумнейшими, то снова поздравляю себя и вас с великою милостию Божиею, и вместе молю, да утвердит Господь это доброе расположение и настроение сердца во мне и в вас; – но да не обольстит никого из нас лукавый помысл, что мы теперь, слава Богу, сбросили с себя бремя грехов и можем опять жить, как жили, и грешить, как грешили, ибо кто без греха – сказали бы мы! Правда, братия и сестры, что никто не без греха, – но жить, как жили и грешить так же, как и прежде, после обновления чрез покаяние и причащение не должно, не следует, неприлично христианину. Святая Церковь чрез духовника дает такое вразумление всякому покаявшемуся: от сих всех грехов отныне должен еси блюстися, понеже вторым крещением крещаешися, по таинству христианскому, и да положиши начало благое, с помощию Божиею, паче же не поглумися на тожде обращаяся, да не твориши человеком смеха, сия бо христианом не суть прилична: но честно, и право, и благоговейно пожити да поможет тебе Бог Своею благодатию. Вот что Церковь внушает раскаявшемуся. Да и разум здравый то же внушает нам; ибо кто же омывшись, захочет опять умышленно мараться? Только свинья омывшись, опять идет валяться в грязи; только псу свойственно возвращаться на свою блевотину (ср. 2Пет. 2:22). Се здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет (Ин. 5:14), говорит Господь исцеленному расслабленному. И с нами также может случиться нечто очень худое, если мы вознерадим о добродетели после покаяния; тогда благодать Божия оставит нас за невнимание и нерадение о себе. Покаяние и причащение отверзает нам небо и небесное царствие, ибо, говорит Господь, ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, имать живот вечный – и во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин. 6:54, 56). Как же не дорожить полученным даром – жизнию вечною и пребыванием в нас Христа, и нашим в Нем пребыванием? Нам отворено небо чрез покаяние и причащение, по Писанию: отселе узрите небо отверсто; какая чудная милость! Грехами нашими оно было заключено, как крепчайшими затворами и замками, а покаянием открыто; – воспользуемся же этою милостию Божиею, пока оно опять не затворилось для нас: ибо, Бог знает, откроется ли оно опять для нас, когда мы снова затворим его произвольными грехами. Для многих оно заключилось навсегда. Юродивыя девы стучали в затворенные двери, говоря: Господи, Господи, отверзи нам; а им было сказано: аминь глаголю вам, не вем вас; а всем нам сказано: бдите убо, яко не весте дне ни часа, в оньже Сын человеческий приидет (Мф. 26:11–13). Аминь.

Наверх