Беседа в неделю мясопустную (первая)

«Верую в Господа Иисуса Христа – грядущаго со славою судити живым и мертвым» (7 чл. Символа веры).

Так кто говорит? Так говорит всякий христианин. Но если всякий христианин: то без сомнения, и я, и каждый из вас. Итак, братия и сестры, вы сердечно веруете, что Иисус Христос, праведный Судия всех земнородных, придет судить всех людей живых и мертвых, которые все оживут или для вечного блаженства или для вечного осуждения? Вы готовы встретить всемирного Судию и дать ответ на страшном суде Христовом во всяком деле и слове? Добрые дела есть с вами? Зачем спрашивать больше? Из жизни и поступков христиан ясно видно, что о праведном Судии, о страшном суде, о вечной жизни они забыли и с каждым днем стремительно несутся к вечной погибели, которой и не воображают. Они спешат восприять утешение свое на земле, чтобы лишиться его на веки – на небе. О том и забота, как бы убить драгоценное время, как бы провести его приятно, а о том, чтобы провести его с пользою для души, чтобы готовить на исход дела свои (Прит. 24:27), никто не заботится. Желающий вечных радостей мало вкушает земных, говорит св. Геннадий, патриарх Константинопольский, а у нас земные радости почти непрерывны. Многие из нас живут так, как будто им не придется умереть и отдать отчет в своей жизни. Что это значит? Не от того ли это происходит, что думают покаяться только пред смертию и получить полное прощение? Конечно, Бог не отвергает и во единонадесятый час пришедших к Нему, то есть, обратившихся к Нему всем сердцем. Но если сердце ваше было далеко от Бога в самую большую часть вашей жизни: то думаете ли, что его легко можно подвигнуть к Богу, возбудить в нем чувства покаянные пред смертию? О, братия! Тут-то оно и упрется против вас, на погибель вашу. Случалось мне видеть не раз, как трудно слышат слово о покаянии, и как теряются на исповеди пред своим исходом те, которые не думали о своем исправлении и не умели каяться при жизни. Нет, братия! христианская кончина бывает наградою истинным христианам. Кайтесь, по возможности, всю жизнь: и вас встретит мирная кончина с искренним покаянием. Итак, готовьтесь на суд, на суд страшный, на суд праведный, на суд единственный и окончательный, после которого будет или вечное блаженство или нескончаемое мучение. Не удивляйтесь, что говорю так решительно: истина царственна, она имеет право так говорить. При том настоит величайшая необходимость говорить решительно о приготовлении к суду. Когда предстоит явная вечная погибель душам от беспечности и нерадения, тогда решительно нужно действовать, тогда решительнее, чем в другое время, нужно и высказывать истину. Когда видят, что человеку угрожает явная опасность погибнуть в пламени или потонуть в воде: то не действуют ли в таком случае со всею решительностию? Да, потому что в случае нерешительности желающих спасти погибающего от смерти, он сейчас может погибнуть. Так и мы должны многих решительностию и страхом будущего суда спасать, от огня восхищающе (Иуд. 1:23); ведь мы очень не далеко от вечного огня, а многим, может быть, один шаг до него. Брат! подумай, может быть в сию нощь душу твою истяжут от Тебе (Лк. 12:20): и ты – во аде, в муках... во пламени сем. Итак, готовьтесь на суд, готовьтесь с сегодняшняго же дня; делайте добрые дела, дóндеже день есть: приидет нощь смерти, егда никтоже может делати (Ин. 9:4). Довольно мы работали суете. Пора взглянуть на бедную душу очами испытания. Посещайте церковь, вздыхайте о грехах своих, ожидайте с нею со страхом великого дня судного. У Церкви постоянно мысль о суде: и утром и днем и вечером; каждый день и рано и поздно напоминает она чадам своим об этом великом дне, решающем судьбу всего человеческого рода, а у чад ее мысли заняты тем, что на несколько минут приятно кружит им голову, веселит сердце, страстное до радостей земных. Господь – Истина, Жизнь – гремит гласом Своим о имеющем непременно совершиться суде Своем, повелевает бдеть и молиться во всякое время духом (Мк. 13:33; Лк. 21:36; Еф. 6:18), чтобы сподобиться нам убежать страшной участи осужденных; апостолы уверяют, что Судия пред дверьми (Иак. 5:9)… а мы как будто и слышать о том не хотим. Иные думают и даже говорят: какой страшный суд! Господь милосерд: Он помилует; ведь мы грешим больше по немощи, а не по злобе, не по ожесточению... А не подумают о том, что только милостивии помиловани будут (Мф. 5:7), что суд без милости будет не сотворшему милости (Иак. 2:13). Где же у вас дела милости, когда, очевидно, вы заботитесь только о себе? Братия! не дай Бог никому явиться там, где оказался богач, веселившийся светло на всяк день. Если же окажемся там, то поздно будет оттуда просить себе капли воды для прохлаждения языка своего, поздно будет посылать оттуда к своим родным, чтобы и они не пришли туда же (Лк. 16:19–31). Бдите, яко не весте дне ни часа, в оньже Сын человеческий приидет (Мф. 25:13). Аминь.

Наверх