Седьмой день. Поучение 1-е. Воспоминание знамения Креста Господня в Иерусалиме при царе Константине

Седьмой день. Поучение 1-е. Воспоминание знамения Креста Господня в Иерусалиме при царе Константине

(Размышляя о Кресте Господнем, мы должны не только благодарить Господа за соделанное Им наше спасение, но и молить Его о прощении соделываемых нами грехов).

I. Ныне совершается воспоминание знамения креста Господня в Иерусалиме, бывшего на небе в 351 году. Было оно во дни св. Пятидесятницы, т.е. между Пасхою и Пятидесятницею, 7-го мая, около 3-го часа дня. Крест был из света и протяжен над Голгофою, горою распятия Христова, до горы Елеонской, откуда вознесся Господь, – около двух верст. Крест был виден всем народонаселением города, и виден довольно продолжительное время дня, и свет его был сильнее света солнечных лучей. Народ толпами спешил в храмы, и все трепетали и молились Господу. Это небесное явление обратило ко Христу многих из иудеев и язычников. Оно предвозвещало тот великий крест, который предстоял на целыя двадцать лет после Константина Великого церкви от императоров Констанция арианина и Иулиана отступника.

II. При размышлении о чудесном явлении на небе креста Господня надлежит нам, братия, не только благодарить Господа за соделанное Им спасение наше, но и молить Его о прощении соделываемых нами грехов.

а) Сын Божий, Владыка неба и земли, Творец вселенныя, Существо во всех отношениях бесконечно великое и совершеннейшее, сошел с небес на землю, принял на Себя бренную плоть человеческую, подвергся в ней разным нуждам и огорчениям, а наконец умер за нас поноснейшею смертию – распят на кресте, как беззаконник! И все это Он сделал не потому, чтобы имел нужду в нас (как преблаженный, Он ни в чем не нуждается), и не потому, чтобы мы – люди достойны были Его любви и такой жертвы, которую Он принес ради нашего спасения; – но единственно по беспредельной Своей благости и неизреченной любви к роду человеческому. «Так возлюбил Бог мир», говорит евангелист, «что отдал на смерть Сына Своего Единороднаго, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).

А мы, любим ли Его, Бога и Спасителя нашего, как должно, всем сердцем и всею душею? Не может ли и к нам относиться то, что Господь сказал некогда об иудеях: «приближаются ко мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их, далеко отстоит от Меня» (Исаии 29, 13)? Кто искренно любит кого-нибудь, тот старается исполнять желания любимого предмета, опасается оскорблять его и всегда помнит, или, по крайней мере, часто воспоминает о нем; а мы исполняем ли заповеди Божии? не прогневляем ли Господа делами? и помним ли Его, по крайней мере – часто ли воспоминаем о Нем? За любовь Его к нам мы платим холодностию к Нему; за величайшее благодеяние, оказанное нам в искуплении от вечной смерти, воздаем Ему неблагодарностию и оскорблением Его святости своими грехами. Не должен ли Он за это гневаться на нас? Не должны ли мы просить у Него прощения? Пусть же каждый усердно взывает к нему: «Господи, помилуй!»

б) Христос умер за грехи наши, пострадал для очищения их кровию Своею (1Кор.15:3, Рим.3:25); а очищая их, Он желал, чтобы мы более не делали их. И подлинно, истинно верующий в Него не грешит произвольно; но «хранит себя» от греха (1Ин.5:18), ибо грешить – это значило бы «вновь распинать» Сына Божия и осуждать себя на вечное мучение (Евр.6,4,6,8).

А мы, братия, храним ли себя от грехов, остерегаемся ли их? Многие из нас, по выражению пророка: «пьют беззаконие, яко воду», т.е. предаются греху без страха и ненасытно, да и все мы не боимся грехов и не удаляемся их так, как бы следовало. Иные грехи мы даже не считаем грехами по их маловажности, между тем как всякий грех весьма тяжек, потому что есть преступление закона Божия (1Ин.3:4); а другие грехи извиняем слабостию природы нашей, тогда как мы «созданы во Христе Иисусе на добрыя дела» (Еф.2:10), а не на грехи, и при содействии благодати Божией можем противиться всякому влечению ко греху (2Кор.12:7). Есть между нами и такие, которые грешат не по слабости природы, а произвольно и с намерением, сами ищут случаев ко греху, и не только сами грешат, но еще соблазняют и развращают других. Скажите, не тяжко ли мы согрешаем все пред Богом? Не имеем ли поэтому великой нужды в Его милосердии? Пусть же каждый взывает к Нему из глубины души своей: «Господи, помилуй!»

в) Иисус Христос умер за грехи наши с тою великою целию, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды и наследовали вечную жизнь в царстве небесном (1Петр.2:24, Евр.9:15).

А мы, братия, печемся ли исполнить волю Его, ревнуем ли о добродетели, заботимся ли стяжать вечное блаженство? Проследите свою жизнь от юности до настоящего дня, рассмотрите хотя один день ее и скажите: что вы сделали для стяжания блаженства во царствии небесном? Какую порочную страсть в себе истребили? Какую добродетель усилили? Сколько добра сделали для ближних? Чем пожертвовали Господу? Увы, едва ли не все мы только ели, пили и веселились; а если и трудились: то более для чрева, нежели для Бога и спасения души своей, более для земли, нежели для неба и вечного в нем блаженства, о котором многие, может быть, и не думают! Видите, какие мы грешники и как нужно нам молить Господа, да простит Он нас за нерадение наше о благоугождении Ему и вечном спасении нашем! Пусть же каждый с искренним покаянием взывает к Нему: «Господи, помилуй!»

III. А ты, преблагий Господи, вонми гласу моления нашего и буди милостив к нам грешным! Ты некогда молил Отца небесного простить величайших беззаконников, Тебя распинавших: прости же и нас за великие наши прегрешения! «Помилуй нас, Господи, помилуй нас!.». Аминь.

                                                                                                                                                                                         13 мая 1896 г

Наверх