Религиозное и патриотическое воспитание (Речь детям, поступившим в школу „Общества для содействия религиозному и патриотическому воспитанию детей” в г. Москве, 2 октября 1908г. Опыт простого изложения, доступного детскому пониманию.)

Религиозное и патриотическое воспитание (Речь детям, поступившим в школу „Общества для содействия религиозному и патриотическому воспитанию детей” в г. Москве, 2 октября 1908г. Опыт простого изложения, доступного детскому пониманию.)

Поздравляем вас, дети, с открытием этой школы и с началом ваших занятий. Вы видите, что вместе с вами на молитву и на открытие школы собралось так много людей, по-видимому, для вас чужих и посторонних. Они никогда вас не видели, и вы их доселе не знали, но они заботятся о вас и открыли эту школу. Все эти люди, которые заочно любят вас и заботятся о вас, составляют особое Общество; называется оно: «Общество содействия религиозно-нравственному и патриотическому воспитанию детей».

Постараюсь как можно проще и как можно понятнее объяснить вам, что это такое – воспитание религиозное и патриотическое, и как это к вам относится.

Воспитание, – что такое воспитание детей? Вот послушайте слова одного учителя, святого учителя, угодника Божия (святого Димитрия Ростовского). Он говорит, что душа ребёнка для учителя – то же самое, что доска в руках художника. Вы видите эти иконы, что стоят перед вами? Вот эта икона была раньше доска, а художник на ней нарисовал образ нашего Спасителя. А вот другая, очень большая, – тоже была чистая доска, а теперь, видите, она обложена золотом и на ней нарисовано, как Богородицу Марию, когда Она была маленькой девочкой, родители привели в храм, чтоб Она там и выросла и научилась всему доброму и святому. – Потому что в храме Божием всё, что есть там, – всё доброе и святое. А ведь на той же доске художник мог нарисовать и совсем другое, что-нибудь худое, например, – как люди пьяны бывают, как они дерутся, как они обижают друг друга. Вместо Господа Иисуса Христа он мог бы нарисовать дьявола, демона, того духа злого и нечистого, который человека толкает и научает на всё худое и греховное. Так вот, святой угодник, о котором я говорил вам, и учит, – повторим его слово: «душа ребёнка для учителя – то же самое, что доска, он на ней может нарисовать и ангела, и демона». Когда говорят, что вас здесь будут воспитывать, это и значит: вашу душу хотят сделать угодной Богу, хотят научить вас всему святому, чистому, доброму, хотят на вашей душе как бы нарисовать, отобразить Бога и Его святой закон, веру в Бога, иначе говоря, – религию.

Когда вы полюбите Бога и Его святой закон, когда вы будете постоянно, с охотой молиться Богу, обо всем спрашивать Его волю и будете жить по-Божьи, это значит, что вы получили воспитание религиозное.

И ещё: воспитание религиозное научает и приучает человека во всём и всегда искать и ждать помощи от Бога. Вы видите: у вас хорошая школа; смотрите – картины, всякие пособия; у вас хорошие учители, целое общество этих людей, которых вы сейчас пред собой видите, о вас заботится. Ну, что же? Значит, уж непременно у вас будет успех? Нет, дети. Надо просить помощи от Бога, без этого не будет успеха. И вы видите: вот и архиерей, и священники, и ваши учители, и все эти добрые люди, которых вы видите, люди учёные, образованные, молятся с вами Богу, просят Его помощи и Его благословения.

Расскажу вам про одного святого угодника Божия; вы о нём часто здесь в Москве слышите: это преподобный Сергий, который основал Троицкую лавру. Был он мальчиком такого возраста, как вы; звали его тогда Варфоломеем (Сергием его назвали в монашестве); учился он грамоте; все его товарищи успевали, а ему трудно давалось учение. Бог его испытывал, приучал, чтоб он не на себя всё надеялся, а на Господа. Грустил Варфоломей, что нет у него успеха в книжном учении. Раз отец послал его в поле за лошадьми. Вышел Варфоломей далеко в поле, к лесу, и видит: какой-то старец-монах стоит на коленях и молится Богу. Подождал Варфоломей, пока старец молитву кончит. Когда встал старец, Варфоломей подошёл к нему, попросил его благословения и говорит ему про своё горе, и просит: «отче, помолись за меня Богу, чтобы легко и успешно я учился». Понравился старцу набожный отрок; он благословил его, дал ему часть просфоры и сказал: «это даётся тебе в знак Божией милости; теперь хорошо уразумеешь грамоту». Обрадовался Варфоломей. Не хотелось ему разлучаться с добрым старцем. И говорит он ему: «пойдём к нам в дом; мои родители любят таких, как ты; отдохнёшь у нас, пищей подкрепишься». Старец пошёл. Пришли в дом; родители Варфоломея с любовью приняли гостя. А гость не захотел сесть, пока не помолится Богу вместе со всеми. Была в доме комната для молитвы, – семья-то, видите, какая была набожная! Все прошли в моленную комнату. Старец и говорит Варфоломею: «возьми книгу, читай часы, – псалмы». Варфоломей прежде худо читал; поэтому он испугался, и теперь стал было отказываться, а старец всё своё твердил: «читай, читай!» Перекрестился Варфоломей, стал читать, – и так ему всё стало понятно и ясно, и слово за словом так и льётся у него из уст. Хорошо читал Варфоломей. Все удивились и все познали, что здесь чудо свершилось, сила Божия проявилась.

И вы, дети, будьте всегда с Богом, у Бога и теперь, и всю вашу жизнь ищите помощи; веруйте в Бога, живите по вере. Вера – иначе называется религия, набожный верующий человек называется – религиозный. Вот и воспитание ваше потому называется религиозным.

Ещё оно называется патриотическим. Что это значит? Патриот, – это слово не русское; оно означает: человек, любящий своё отечество. Значит, вас хотят воспитать так, чтобы вы были патриотами, т.е. любили бы своё отечество и то, что есть в нём. Наше отечество – Россия; в ней русский народ, а во главе его и правит Россией русский Царь. Бог правит миром, Бог же и посылает царя верующему народу, Бог же и даёт нам родину, отечество, Бог посылает нас жить среди своего народа. Значит, и патриотическое воспитание недалеко от религиозного: оно есть послушание Богу.

Вот Иисус Христос был Бог и Сын Божий и жил на земле среди людей для их спасения, – об этом вы узнаете в школе. Но и Он любил Свой народ; Он среди Своего народа проповедал, и плакал Он, когда видел, что Его родной народ не исполняет Божьего закона и тем губит себя.

Вот и преподобный Сергий, когда был уже великим подвижником, тоже любил свой родной русский народ и горевал, если видел страдания родины; князю он и сам повиновался, и других заставлял повиноваться; он же благословил князя на битву с врагами России.

Расскажу вам случай из жизни русского народа в глубокую старину. Враги однажды осадили город Киев, при святой княгине Ольге; в это время князь с войском стоял далеко в другом городе; никак нельзя было ему дать знать; трудно было дать знать и жителям на другом берегу реки Днепра, – везде по берегу стояли враги. Тут один мальчик решился на смелое дело: он прошёл через весь стан врагов; каждую минуту его могли поймать и убить, а он шёл смело к берегу. Как он дошёл до берега, прямо бросился в воду и стал плыть на другую сторону реки. Враги тогда догадались, в чём дело, и стали они в него стрелять, могли его убить, мальчик мог утонуть. Но любил мальчик свой родной народ, и такая любовь дала ему силы и смелость. Он переплыл реку, дал знать о нападении врагов на Киев и спас его от гибели. Вот что значит быть патриотом. Такое же патриотическое воспитание хотят дать и вам.

Дай Бог вам быть хорошими учениками и успешно принять всё то, чему вас хотят обучить и что вам хотят внушить. Дай Бог вам полюбить Бога и Церковь, быть верующими и Божий закон во всём исполнять, а также полюбить родину и Царя, и быть полезными для отечества. Дай Бог, чтобы чрез много лет, когда будете большими, вы бы могли сказать о себе старинным складным присловьем:

Что школа нам дала,

То в нас и есть:

Бог, Церковь, родина,

Царь, совесть, честь...


Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).

Наверх