Равенство (Поучение в неделе 16-й по Пятидесятнице, Евангелие о талантах, 1907 г.)

Равенство (Поучение в неделе 16-й по Пятидесятнице, Евангелие о талантах, 1907 г.)

В малом ты был верен, – над многим тебя поставлю (Мф. 25:23).

Кто ныне не говорит о равенстве? Сколько речей, сколько книжек и листков призывают к тому, чтобы все люди во всём между собой были равны, и чтобы у них всё было поровну! И сколько людей сбито с толку и верят таким речам и ожидают, что мечты о всеобщем равенстве непременно и скоро сбудутся! Немало и таких проповедников нового учения о равенстве, которые доказывают, что оно принесено на землю Христом и проповедано в евангелии.Как православному христианину смотреть на это и кого ему слушать?

Да, Христос Спаситель учил о равенстве людей и евангелие о нём говорит.Но чтобы понять, какое это равенство, в чём оно и для чего, нужно не евангелие проверять своими умствованиями, а, напротив, свои умствования и помыслы проверять евангелием.Только тогда мы с полным правом можем называться людьми по-христиански верующими.

Что же говорит нам по этому вопросу святое евангелие?Ответ – в сегодня читаной притче.

Евангельская притча говорит нам о Господине, Который, призвав Своих рабов, дал им – одному пять талантов, Другому два, иному один талант, и Сам отошёл, наказав рабам употребить в дело таланты, умножить их и затем дать о них отчёт Господину в своё время, когда Он возвратится.Господин – это Бог; рабы – это люди; таланты – это силы и способности, данные людям; отшествие Господина – это предоставление людям жить и действовать на земле по своей свободной воле и употреблять в дело для угождения Богу свою жизнь, свои силы, – свои таланты.

Итак, вот уже и неравенство, ибо, как видим, не все получили поровну талантов. Но вместе здесь и равенство: ибо все равно обязаны трудиться, все равно получили свободу добровольно исполнять волю Божию, все равно дадут отчёт Богу.

По истечении долгого времени, это – вся жизнь человека; пришёл Господин, – это – второе пришествие Господа Иисуса Христа; и потребовал у рабов отчёта, – это – суд Божий над людьми.Какой же раб оказался лучше всех?Если бы нам наперёд не была известна притча Спасителя, то мы, наверное, сделали бы из неё совершенно другой вывод.Мы знаем, как часто Спаситель обличал богатых и знатных людей; мы знаем, как Он любил бедняков и как часто именно в них, например, в бедной вдове, положившей две лепты в сокровищницу храма, или в бедном Лазаре, – видел и указывал богатство духа.Мы знаем, что Сам Иисус Христос вырос в бедности и не имел во всю жизнь, где главу подклонить. Мы могли бы, поэтому, ожидать, что в слышанной нами сегодня притче о талантах всё сочувствие, всю похвалу Спасителя получит раб, которому дан был только один талант, а нерадивым и достойным укоризны и наказания окажется раб, получивший больше всех, именно пять талантов. В притче, однако, видим всё совершенно наоборот.Получившие много, – много и работали, удвоили таланты, вручили их Господину и удостоились похвалы.А злым, неблагодарным, ленивым и лукавым рабом оказался получивший один талант.А суд-то был, при неравенстве талантов, равный для всех и справедливый.Одинаково все должны были дать отчёт; одинаково каждый должен был удвоить то, что имел; одинаково каждый за эту работу удвоения талантов получил равную похвалу.Получил бы её и имевший только один талант, если бы и он его удвоил.От него потребовалось бы принести лишних не пять талантов, и не два, а только один, сообразно тому, что он имел, а похвалу и награду он получил бы ту же, что и принёсший пять талантов.Но он талант спрятал в земле, дерзко говорил с Господином, винил Его за мнимую жестокость и требовательность, наперёд считал Его несправедливым.За это раб был лишён того, что имел.«Возьмите у него талант, – сказал Господь, – и отдайте имеющему десять талантов, ибо имущему дано будет и преизбудет, а у неимущего и то, что он думает, будто имеет, отнимется от него.А негодного раба бросьте в темницу; там будет, плач и скрежет зубовный».

Таковы неожиданные выводы притчи.Итак, не спасает ни бедность сама по себе, ни богатство само собой. Вечно остаётся евангельское правило: «царство Божие внутри вас есть». Всё зависит от этого внутреннего, душевного состояния, от этой напряжённой работы над собой, над своим нравственным усовершенствованием.Мы знаем, что душа человека развивается, как и тело, посредством напряжения и упражнения соответствующих сил. Поднимая тяжести, мы укрепляем силу тела: но безразлично, поднимаем ли мы землю, камни, дерево, железо или золото, – силы телесные от этого одинаково развиваются и упражняются. Так и душа: всё равно испытываем ли мы её и развиваем бедностью, богатством, т.е. терпением или милосердием, мы в том и другом случае сдерживаем и ограничиваем себя, учимся жить не для себя только, учимся себе отказывать ради угождения Богу, ради служения нашим ближним.

Господь Иисус Христос, поэтому проповедал равенство религиозно-нравственное, внутреннее, духовное, перед Богом, а не внешнее, не мирское, не пред людьми.На земле всегда будут молодые и старые, способные и менее способные, здоровые и больные, сильные и слабые, будут мужчины и женщины, взрослые и дети.Значит, с этой стороны люди не равны и не могут быть равны.Отсюда же – богатые и бедные.Как невозможно насильно уравнять людей так, чтобы не было мужчин и женщин, старых и молодых, способных и неспособных, так невозможно насильно уравнять богатых и бедных.Бог и лесу не равняет.

Но зато бесконечно нам дорого то другое равенство, которое нам даровал Бог, о котором и учил Христос Спаситель, – равенство перед Богом. Все мы одинаково созданы Богом; все равно призваны к вечной жизни; все равно призываемся к ней: одни – богатством, другие – бедностью, лишениями самыми разнообразными; все равно идём к небу и спасению: Всем равно даровал Господь искупление чрез Сына Своего, всем подаёт благодать, нужную для спасения; всем равно открыто евангелие, заповеди Господни, воля Божия, благая и совершенная; всем равно доступна молитва и угождение Богу, всем дарована св. Церковь. В храме, в молитве, в подвиге, в добродетели – все равны.И разве не видим, как цари и вельможи припадают с молитвой и поклонением к тем святым и праведникам, которые в жизни земной были совершенными простецами, людьми, по мирскому суду, совершенно незначительными?В этом наглядное доказательство того, насколько внутреннее выше внешнего, духовное выше телесного, небесное и Божие выше мирского и человеческого.

И опять в жизни духовной, в достижении святости и спасения все люди равны только по своему назначению и призванию, по доступности для каждого верующего всех средств достижения святости.А самое достижение и степень его, конечно, будут различны.Суд Божий будет всем равно справедливый и милостивый, но приговор его, конечно, различен.«Ина слава солнцу, ина слава луне, ина слава звёздам.Звезда бо от звезды разнствует во славе» (1Кор. 15:41).Так учит слово Божие о будущем завершении всех дел человеческих.И было бы несправедливо иное окончание и завершение сих дел.Ибо полное уравнение всех во всём означало бы полное безразличие добра и зла, деятельности и лености, добрых намерений и злых. Полное уравнение всех и во всём означало бы, что у человека нет никакой свободной воли, никакой своей собственной деятельности, что от него ничего не зависит, что он не может иметь никакой заслуги, что он, наконец, совершенно лишён всякой возможности идти вперёд и нравственно развиваться.

Притча о талантах учит нас совершенно противоположному.И она говорит о равенстве людей, но о равенстве достойном и справедливом, поднимающем человека, а не унижающем, о том равенстве, которое открывает для человека бесконечную возможность труда, самосовершенствования, свободы, счастья и приближения к Богу.Равенство это – религиозно-нравственное.

Иного равенства среди людей нет! Аминь.

Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).

Наверх