Рассуждение предивные пути Божия Промысла

Рассуждение предивные пути Божия Промысла

Предивные пути Божия Промысла проявились в исключительном и досточудном событии в монастыре Дохиар во времена блаженного Неофита, племянника святого Евфимия. Когда по смерти Евфимия Неофит начал строить новую и более просторную церковь святителю и чудотворцу Николаю, у него закончились средства, и стал он молиться Богу о помощи. И Бог помог ему чудесным образом. Напротив Дохиарского монастыря лежит остров Лонгос, или Сика. На этом острове у Неофита был небольшой метох, близ которого стояло каменное человеческое изваяние. На статуе была заметна надпись: «Ударивший меня в голову найдет много золота». Многие били истукана по голове, но ничего не нашли. Неофит отправил туда по каким-то делам монастырского послушника Василия. Сей Василий однажды встал перед статуей и дивился загадочности выгравированной надписи. При этом забрезжил рассвет, и статуя отбросила свою тень к западу. Василий взял камень и ударил им по голове тени, а затем начал в том месте копать и нашел котел, полный золотых монет. Немедленно побежал он и сообщил об этом игумену Неофиту. Игумен назначил троих достопочтенных монахов отплыть вместе с Василием на монастырском кораблике и принести золото. Итак, эти монахи нагрузили золото на суденышко и поплыли назад. Но когда переплывали они море, диавол вложил им в голову помысел самим завладеть этими монетами. И вот трое сих с виду самых благочестивых монахов, прельстившись наветом сатаны, связали Василия веревкой, повесили ему на шею камень и бросили его в море. Когда Василий стремглав опустился на дно моря, внезапно явились ему Архангелы Михаил и Гавриил в виде двух светоносных юношей. Взяли они его, перенесли в Дохиарскую церковь и положили в запертом храме пред царскими вратами. Наутро монахи, войдя в храм, нашли связанного Василия, лежащего перед алтарем. Игумен расспросил его и узнал о [свершившемся] с ним чудесном событии. В эту минуту вошли и те три монаха, которые, увидев Василия живым, были точно сражены громом. Игумен примерно наказал их, а золото взял и окончил строительство большой церкви, однако посвятил он ее не святителю Николаю, а святым Архангелам Михаилу и Гавриилу. Вот почему древний храм, построенный святым Евфимием в Дохиаре, именуется церковью святителя Николая, а новый храм – церковью святых Архангелов Михаила и Гавриила.

Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергей Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 4: Охридский Пролог: январь, февраль, март. - 2008. - 431 с.; ISBN 5-88060-146-3

Наверх