Рассуждение наказание постигает сразу же после греха

Рассуждение наказание постигает сразу же после греха

Божие наказание [иногда] постигает грешников сразу же после греха, чтобы грешники устрашились, а праведники ободрились, иногда же – намного позже, [причем] внезапно и паче [всякого] чаяния, чтобы грешники знали, что Бог ничего не забывает. Дафана и Авирона земля поглотила тотчас, как они согрешили, а царь Валтасар видел руку, написавшую ему смертный приговор в ту минуту, когда чувствовал он себя счастливейшим [из смертных]: на пиру, среди друзей и обожателей.

Некоего тяжело больного воина принесли к преподобному Стефану Новому, чтобы тот молитвой его исцелил. Стефан велел ему поклониться иконе Христовой и Пресвятой Богородицы. Воин сделал это – и немедленно обрел здравие. Весть об этом чуде разнеслась во все стороны. Услышав о сем, царь-иконоборец Копроним призвал к себе того воина и допросил. И когда воин исповедал и признал, что получил исцеление от святых икон, царь принялся неистово упрекать его за поклонение святым образам. Испугавшийся воин отрекся пред царем от иконопочитания и постыдился своей веры в [святые] иконы. Когда же вышел он из дворца и сел на своего коня, конь под ним яростно вздыбился [букв.: разъярился. – Ред.], сбросил седока и топтал его ногами до тех пор, пока [тот] не изверг из себя свою душу. Вот пример наказания, наступившего сразу после греха.

Царь Тиридат, гонитель христиан, бросил святителя Григория в глубокий ров и казнил 37 святых монахинь. Но никакая кара за это его тотчас не постигла. В дальнейшем же, когда царь со своими приближенными отправился на охоту для развлечений и увеселений, внезапно и его самого, и его свиту постигло безумие. Его благочестивой сестре во сне открылась причина царского сумасшествия, а также был возвещен и способ, как может он снова обрести [здравый] разум. Святого Григория извлекли изо рва, – и по его молитве царь Тиридат выздоровел, покаялся и крестился.

Наказание порой вскорости следует за грехом, как день сменяется ночью, а порой и медлит, как год сменяется годом. Но никогда не отвращается совершенно, за исключением тех случаев, когда его место упреждает покаяние.

Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергей Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 4: Охридский Пролог: январь, февраль, март. - 2008. - 431 с.; ISBN 5-88060-146-3

Наверх