Проповедь за Литургией на праздник Иверской иконы Божией Матери

Вся Православная Россия, весь мир покланяется Честной Вратарнице – древнейшей иконе Матери Божией, первообраз которой находится в Иверской обители на Афоне. А именно в нынешний день благодарная Россия приняла в XVII веке освященный список этого древнего образа, по желанию святейшего патриарха Никона, после чего установленная в нарочито отстроенной часовне, эта икона стала истинной Вратарницей, истинной Хозяйкой стольного царствующего града Москвы. 

     И всякий раз, когда мы читаем акафист Иверской иконе Божией Матери, то припеваем: "Радуйся, Благая Вратарнице, двери райские нам отверзающая!" Особенно понятны сегодня эти слова нам грешным, ибо все пространнее и шире становится путь, ведущий в погибель, все большее число крещеных людей, по ослеплению, по действию лукавого, по обольщению, следует этим путем, вводящим в пагубу. Со дня на день умножаются соблазны, увеличивается их губительная сила, и многие от рождения так и не видят Солнца своей жизни – Господа Иисуса Христа. Как рабы, обрекают себя, по вине родителей, служению греху и самому князю тьмы. Все более узким становится путь, ведущий ко спасению, т. е. все больше требует он решимости, осторожности, благоразумия, любви к Богу.

      Но нет воли Небесного Отца, дабы погиб и единый из малых сих, верующих в Него. Вот почему Царица Небесная, Мария Богородица, не оскудевает в своем невидимом предстательстве за род наш, но денно нощно подвизается, дабы чада Церкви Христовой не заблудили от пути спасительного. Просвещает, наставляет и укрепляет на этом узком пути непорочной православной веры, евангельского самоотвержения, покаяния и нелицемерной любви. Вот почему нам подобает всемерно чтить Вратарницу, Пречистую Деву Марию, почитая Ее икону Иверскую. Она утверждает нас на избранной дороге служения Господу, свидетельствуя о том, каков этот путь, и что потребно тому, кто желает по нему истинно шествовать. Матерь Божия, держа на руках Царя Славы, Господа Иисуса Христа, своим перстом указывает, что именно в Нем спасение. Веря в него, как в Бога воплотившегося, оживает человеческая душа. Тот, кто, хотя бы и в малом, повредит эту евангельскую церковную святоотеческую веру – вовеки погибает, лишаясь живительной благодати Божией. Напротив, тот, кто содержит эту веру в непорочности, хотя бы был и немощен, и грешен, но если с покаянием воздыхает пред Богом, указуя на веру свою правую – получит от Господа благодатную помощь, силу, избавление от рабства страстям.

      В век, когда умножаются беззакония, оскудевает любовь, христиане с головы до ног поражены страшной язвой высокоумия, соединенного с ним жестокосердия, полагают, что угождают Богу, однако, не имеют ни теплоты, ни снисхождения, ни сострадания, ни терпимости, ни великодушия, ни снисходительности, ни жалости, но, словно звери, уязвляют друг друга осуждающими помыслами, грешными колкими словами, легко отчуждаются друг от друга, поддаваясь ухищрениям диавола.., которая никого не уничижает, никого не осуждает, ни над кем не превозносится, не имеет диавольского сорадования злу, неправде, но печалится о всем недолжном и молится о всем должном. И тот, кто облекается в эту ризу долготерпения, сострадания, хотя бы не на словах, но в глубине души не оставлял усилия к сопереживанию, сорадованию с ближним, скорбел о грехах и немощах, общих всем нам, тот очевидно не сбился с пути. Но тот, кто затаил в сердце хотя бы и не желая того неприязнь, отчуждение, испытывает леденящий холод к людям, легко огорчается, соблазняется, отвращается от людей, считает, что не имеет сил носить их беззакония, не желает терпеть их немощи таковой в опасном положении, близок к тому, что вечная тьма обымет его и совершенно сокроет от него свет Царства Божия.

      Пресвятая Богородица Вратарница напоминает нам, что единственный путь к Богу, путь исцеления души, есть непрестанная молитва. По заповеди Иисуса Христа, нам должно всегда в молитве искать милости Божией, всегда стучать в двери милосердия Господня, всегда просить Бога, дабы Он не закрыл пред нами врата Своего Царствия прежде исхода нашего из земной временной жизни.

      Меньше должно сегодня христианам думать, погружаться т. е. в воспоминания, или отдаваться мечтаниям, но гораздо надежнее, отбросив бесполезные помыслы, пребывая с которыми мы поддаемся духу уныния и печали, не мудрствуя лукаво, стучать в дверь милосердия Господня, в качестве ключа от этой двери используя Имя Христово, призываемое с верою, покаянием и надеждою на помощь свыше.

      Так сохранять себя от всякой скверны плоти и духа, стараясь с благоговением относиться к людям, почитая для себя потерянным тот день, в который мы кого-нибудь огорчили, уязвили, поранили чьето самолюбие, но, напротив, предпочитая быть обидимыми, нежели обижать, гонимыми, нежели гнать, осуждаемыми, нежели осуждать, скоро привлечем на душу милость Пресвятой Богородицы, а Ее всемощным ходатайством – и благоволение к нам и Единородного Сына Божия, Господа Иисуса Христа. 

      “В немногих словах, говорит ветхозаветный пророк, совершается спасение наше.” Оно просто и доступно имеющим разум. Спасение это заключается в том, чтобы сердцем – право веровать в Господа Вседержителя, устами – исповедывать тайну Боговоплощения, делами – свидетельствовать нашу веру, веру, которая живится лишь, меряется, верной любовью к ближнему. Матерь Божия помогает нам, братья и сестры, созерцать, содержать умом и сердцем эти спасительные истины. Не только соглашаться с ними умом, но и самой жизнью исповедывать их так, чтобы благодать Господня не оказалась бездейственной в нашем сердце, но со дня на день помогала нам меняться от худшего к лучшему и таким образом исполняться той радости, которая ждет всякого бескорыстно трудящегося на стезе покаяния, молитвы, любви к людям и Богоугождения.

      Пресвятая Богородице, спасай нас!

Наверх