Проповедь в Великую Субботу "Восстань, Боже, суди землю"

Проповедь в Великую Субботу "Восстань, Боже, суди землю"

Восстань, Боже, суди землю

Пс.81:8

Уста, изрекавшие глаголы жизни, сомкнуты. Глас, привлекавший всех и отовсюду, заставлявший забывать пищу и сон, дом и мирумолк. Взор, проницавший в сокровеннейшие глубины сердца, приводивший в трепет и плач, погас. Руки, подававшие всем всё благопотребное, сотворившие столько знамений и чудес, связаны узами нерешимыми, Светоносное лицо одето мраком, запечатлено страданием и мукой. Пречистое Тело, изъязвленное, истерзанное, лежит хладно, недвижимо, беспомощно, беззащитно…

Еже прежде солнца Солнце зашло во гроб. Свет миру померк и помрачил собой светило дня. Путь жизни стерт с лица земли, прошел в ее утробу и вывел оттуда многих усопших святых. Истина открылась в совершенной наготе и разорвала завесу сеней и гаданий. Жизнь во гробе полагается, и ангельская воинства ужасаются.

Что делают люди в это чрезвычайное, многотревожное время? Бьют в перси, плачут и рыдают, приготовляют ароматы и миро, в страхе скрываются, пораженные неожиданным концом беспримерного дела; собираются у игемона, прося охранять гроб, и охраняют, приложив к камню печать и поставив у гроба стражу, стерегут богоприемную пещеру; дожидаются печального утра, когда снова должны будут увидеть Господа — мертвого и бездыханного, по-видимому обреченного на вечный покой и на нетление. Делают каждый свое и каждый то, что ему внушал делать его взгляд на Мертвеца.

Что — в день памяти почивающего во гробе Господа — из всего этого приличнее делать нам, верующим в Его Бого-человечество, в Его всеобщее для рода нашего значение, истекшее служение и грядущее господствование?.. Нам надо стоять выше самых возвышеннейших из них, беседовавших о всех приключившихся. Ежедневно мы слышали живую, вразумительную и наставительную беседу о всём, что совершилось с Господом нашим Иисусом Христом и со всем человечеством. Много раз и сами беседовали о том же, увлекаемые духом и примером Церкви.

Та суббота — день великий (Ин.19:31), заставивший умолчать усердие и любовь святых жен-мироносиц, и несравненно более великий для нас, — связывает молчанием и нашу мысль, стремящуюся в сердце земли за Воскресителем рода нашего. Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом… - как бы именно с этим намерением поет ныне (единственный раз в году), в необычное для всякой новой песни время, Святая Церковь, чтобы не вызывать христолюбцев из глубины их божественного созерцания над гробом безмолвствующего Слова и дать полное, беспрепятственное течение их чувству, спогребающемуся Христу.

Но не сама ли Церковь первая подала верующим призывный знак к восклицаниям их предпразднетвующего духа? Многократно повторенная ею песнь Воскресни, Боже, суди земли, и соединенное с ней переоблачение ее служителей в светлые одежды наступающего радования не могли не вызвать из каждого сердца радостного приветствия, исходящу Христу из гроба, яко Жениху. Движимые сокровенным восторгом, мы все тогда не просветились ли лицом, не готовы ли были уже испраздновать любопразднетвенными чинми Пасху Божию спасительную! Отголосок той трепетно-радостной минуты теперь движет слово и язык наш.

Восстань, Боже, суди землю!… Земля сперва была безвидна и пуста (Быт.1:2), но когда рука Зиждителя привела ее в надлежащее устройство, она была вся добра зело. Грех человека навлек на нее проклятие и за проклятием все беды. Проклята земля за тебя (Быт.3:17), — сказал Господь человеку в начале бытия его. Чем долее человек жил потом, тем более надобно было терпеть земле. И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли (Быт.6:12- 13). И воды потопа пришли на землю (Быт.7:10). Земля принесла за людей очистительную жертву и успокоилась, но ненадолго.

Вскоре жупел и огонь Содомский (Быт.19:24) возвестили о новом мучении земли за грехи людские. И надолго печальный долг страдать за человека сделался постоянной долей земли. За грех братоненавистного извета (Быт. гл. 37) она потребляется гладом (Быт. гл. 41 ‑45), на ропот недовольных «человеком Божиим» отверзает свою внутренность (Числ.26:10), за идолопоклонство и нечестие сохнет (ЗЦар.18:2).

Пророк предсказывал в будущем еще большее зло земле: Земля опустошена вконец и совершенно разграблена, ибо Господь изрек слово сие. Сетует, уныла земля; поникла, уныла вселенная; поникли возвышавшиеся над народом земли. И земля осквернена под живущими на ней, ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней; за то сожжены обитатели земли, и немного осталось людей (Ис.24:3–6). Земля и все дела на ней сгорят (2Петр.3:10), — прибавляет апостол. Земля будет тлеть и гореть, потому что должны истлеть и сгореть дела.

Итак всё бедствует земля, и всё бедствует за человека! И теперь своим грехом он беспрестанно нарушает ее богоустановленный чин и порядок, жестокостью и невнимательностью мучит ее жизнь, беспрестанно клевещет на нее, позорит ее, поносит, все свои вины слагает на нее, беззащитную. Восстань, Боже, суди землю! Рассуди между ней и человеком! Некогда она возопила кровию убитого праведника и привлекла отомстительный суд на братоубийцу (Быт.4:10). Кровь кропления, лучше глаголющая, нежели Авелева, вопиет теперь от земли к Престолу Божию. Но о чем глаголет эта бесценная Кровь? Об отмщении ли человеку, пролившему ее в недро земное? Дивное таинство домостроения Божия! Она говорит — совсем напротив — об избавлении человека (Еф.1:1. Кол.1:14), об оставлении его прегрешений (Рим.3:25. Еф.1:7. Евр.9:15), об очищении его (Ин.1:7. Рим 3, 35. Евр.9:14), о показании правды Божией в нынешнее время, да явится Он (то есть Бог) праведным и оправдывающим верующего в Иисуса (Рим.3:26), о его оправдании и спасении от гнева (Рим.5:9), о преумножении в нем благодати (Еф.1:7, 8), о приближении его к Богу (Еф.2:13), о примирении земного с небесным (Кол.1:20)… Таков вопль Божественной Крови! Можно предугадывать, какой суд изречет над землей, принявшей эту ходатаицу человека, Человеколюбец.

Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет… вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и > буду им Богом, а они будут Моим народом… Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более… Если небо может быть измерено вверху, и основания земли исследованы внизу, то и Я отвергну все племя Израилево за все то, что они делали, говорит Господь (Иерем. 31; 31, 33–34, 37). Вот какой суд Бог произносит на жалобу земли.

Восстань, Боже, суди землю! И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душой живой (Быт.2:7), по образу Божию (1, 27). Земля, таким образом, получила высокую честь носить на себе живой образ неописанного Бога, в человеке из неразумного бытия возвысилась до богоподобия. Человек создан обладать землей, господствовать над ней. Он ее царь, ее пророк, ее первосвященник, ходатай перед Богом, представитель в Царстве Божием, ее слава, честь, сила, жизнь. Земля связана с ним узами вечными, нерешимыми. Она должна была потому войти в необходимое участие во всей его судьбе временной и вечной…

Что же вопиешь ты, матерь земнородных? Наша участь — твоя участь. Рад ли сын твой своему несчастью и твоему терзанию? Не видишь ли ты, как он, забывая часто небо и Отца своего, обращен всей заботой сердца к тебе, старается, сколько может и как знает, поправить твое зло и загладить свое преступление, изобретает все способы тебя украсить, защитить, обогатить? Но ты, раз потрясенная в основаниях своего и нашего благосостояния, доныне мстишь ему, платишь за любовь и усердие недоброжелательством, за попечение — противоборством. Со всех сторон ты несешь на него болезни, беды, скорби, лишения, на каждом шагу помаваешь ему косой смерти и, будь с его стороны малейшая неосторожность, спешишь разрешить состав его и смешать с собой, как бы невыносимым считая присутствие его на лице своем в высшем, совершеннейшем образе, как бы тяготясь его богоподобием.

Но мало того, ты хотела бы и дух его сделать землей. С первых дней его жизни ты завлекаешь его к себе, приучаешь к своему образу бытия, заставляешь любить исключительно себя, с ревностью преследуешь всякий порыв его в совершеннейшую область бытия, льстишь ему мимолетными тлетворными наслаждениями, обманываешь заблуждениями, употребляешь всё, только чтобы не отдать его во власть духовного, сверхъестественного, откровенного, Божественного…

Восстань, Боже, суди землю! Рассуди долговременную прю ее с человеком! Некогда возопил к Богу человек, глубоко пораженный и огорченный землелюбивым характером лучшей части рода человеческого, и ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве (3Цар.18:38). Ив благодатные времена Нового Завета приходил Господь огонь воврещи на землю (Лук 12, 49), но — дивное таинство домостроения Божия! — этот огонь, уготованный на суд земли (Ис.66:16), ввергнут был не на землю, а на человека, но и в нем он горел невидимо и неощутительно, часто неведомо для, него самого; его одухотворенной и обоженной природой попаляет теперь землю, пока не настанет время изменить ее вместе с человеком в совершеннейший образ бытия, потому что сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим.8:21). Дух сыноположения, усыновив людей Богу, и землю сделает наследием, жилищем, престолом Божиим. Человек, навлекший на нее проклятие своим осуждением, привлечет и полнейшее благословение Божие своим оправданием; вместе с ним она претворится, очистится, обновится. Таков суд Божий земле, обвиняемой человеком!

Восстань, Боже, суди землю! Суди вместе и человека, и землю. Всякая жалоба их друг на друга несправедлива. Земнородному ли жаловаться на землю, и земле ли на свое порождение? Их сочетала воля общего всей твари Отца Небесного в один неразлучный союз жизни. И стыд их общий, и слава их общая. Несчастная их судьба привлекла на них обоих милость Божию, которую Премудрость облекла в неизреченно-дивное событие — воплощение Бога-Слова. Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного (Ин.3:16). А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные… чтобы во всем уподобиться братиям (Евр. 2; 14, 17); у человечества взял душу, у земли тело и тем связал их между собой еще теснейшими узами. Когда приблизилось к окончанию дело искупления нашего, Господь отдал жизнь Свою, чтобы опять принять ее (Ин.10:18), умер и сошел в преисподняя земли.

Таинственное трепетание земли возвестило земнородным, что Господь нисходит в сердце ее. Там Он рассмотрит и исследует всё великое и многозапутанное дело человека с землей; помилует первого и благословит последнюю, возведя в Лице Своем того и другую на высоту, долженствующую изумить всю тварь, одухотворив их и посадив на Престоле Божества!… Как Жених от Чертога, изыдет Он из земной утробы со всякой властью на небеси и на земли (Мф.28:18) и будет судить землю судом праведным, милующим и спасающим.

Восстань, Боже, суди землю!… Долго на ней не было ни суда, ни правосудия, ни правды, ни оправдания, ни помилования, ни отмщения. Всё было извращено, перемешано, перепутано грехом. К собственному нестроению земли неотлучно приплеталась клевета врага нашего, защитить же нас было некому. Закон осуждал нас неумолимо на вечное наказание; все свидетели были против нас; истцом нашим была сама совесть наша — неотступный спутник, наблюдатель и участник во всех делах наших. Судия наш по путям нашим судил нас (Иезек. 7; 3, 8; 33, 20). Всё было против нас с землей — на общую беду нашу!

Отныне мы имеем у себя Ходатая (Евр.8:6; 9, 15; 12, 24) — великого Священника (Евр.10:21), прошедшего небеса,., могущего сострадать нам в немощах наших (Евр.4:14- 15), милостивого и верного (Евр.2:17), не пришедшего судитьмир, но спасти шр (Ин.12:47), смертью Своей лишившего силы имеющего державу смерти (Евр.2:14), дарующего нам от Божественной силы Своей все потребное для жизни и благочестия (2Петр.1:3), спослушествующего нам Духом Своим во спасение, уже наперед оправдавшего нас! Отныне мы имеем Судью своего, родного нам, Чей суд будет прежде всего состоять в том, что князь мира сего изгнан будет вон (Ин.12:31), и Чей судящий Дух будет обличать мир о грехе и о правде и о суде. Но о грехе только том, что не веруют в Него; о правде, что… к Отцу идет; о суде же, что князь мира сего осужден (Ин.16:8–11). В собственное же осуждение наше Судья не скажет ничего. О, вожделенное и приснорадостное время!

Восстань, что спишь, Господи! пробудись, не отринь навсегда! Восстань на помощь нам и избавь нас ради милости Твоей! (Пс. 43; 24, 27.) Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы! (Пс.81:8.) Аминь.

Наверх