Проповедь в шестую Неделю Великого поста (Ваий)

Проповедь в шестую Неделю Великого поста (Ваий)

Кто Сей?

Мф.21:10

Нельзя не подивиться, что спрашивает таким образом об Иисусе Христе тот самый город, в котором Он столько сотворил знамений и чудес, особенно, если припомним, что перед самым прибытием Его в Иерусалим там уже искали Иисуса и, стоя в храме, говорили друг другу: Как вы думаете? Не придет ли Он на праздник? (Ин.11:56.) Уже покрывало ослепления упадало на очи христоубийственного народа. Скоро Иерусалим совершенно откажется от Помазанника Божия!

Неуместной пытливости ответом были слова народа, предшествовавшего и последовавшего Господу: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского (Мф.21:11). Ответ, стоивший вопроса! Он обличал самый общий взгляд на Иисуса Христа. Пророком мог называться всякий, действующий от имени и во имя Бога. Иное говорил народ, когда говорил не по требованию стороннему, а по собственному, свободному влечению сердца. Благословен Грядущий во имя Господне (Мф. Мк.), — восклицал он. Благословен Царь, грядущий во имя Господне! (Лк.) Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! (Ин.) Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! (Мк.) Мир на небеси и слава в вышних! (Лк.) Осанна! (Мк. Ин.) Осанна Сыну Давидову! (Мф.) Осанна в вышних! (Мф. Мк.) Столько приветствий послано было навстречу и вослед Христу! Они точно были хвалой уст младенческих (Мф.41:16) — хвалой безотчетного восторга, неясно сознаваемого, богодвижимого чувства. Кто Сей! — также не знали в точности восклицавшие Христу осанна, как не знали те, которым тяжело было это неуместное, по их мнению, приветствие.

Кто Сей? — спросим и мы святое Евангелие. Руководимые Церковью, мы теперь стоим у самого входа в искупительный подвиг Господа нашего. Днесь благодать Святого Духа нас собра, и вси, вземше Крест Твой, глаголем, — от лица нашего воспевает она ныне Господу. Чтобы этот крест не был для нас предметом одного холодного, скользящего пробега мыслей и не сделался, таким образом, только тяжестью для рук, его вземших, посмотрим богословствующим взором: кто Сей, освятивший его Своей смертью, праведный и спасающий, кроткий (Зах.9:9), означенный у бо-говидца пророка одним таинственным именем Сына (Ис.9:6) — неизвестно чьего и неизвестно какого? По достоуважительному обыкновению древних народов спросить кто Он значило спросить чей Он, т.е. чей Он Сын.

Итак: Кто Сей? И дивился весь народ и говорил: Не это ли Христос, Сын Давидов? (Мф.12:23)? Когда водружена была на земле Церковь Божия в образе таинственной Скинии Свидения, освящена богослужением, скреплена законными постановлениями, упорядочена иерархическим устройством, — потребовалось оградить ее благосостояние с внешней стороны, дать ей опору и защиту в могущественной власти гражданской. Долго избранный народ приготовляем был к этому. Сам он многократно ходом обстоятельств своих приводим был к необходимости избрать из среды себя Единовластителя — с правом судить всего Израиля. Но ни в одном из судей Господь не нашел Себе мужа по сердцу (1Цар.13:14. Деян.13:22), достойного представителя Себя Самого и верховного покровителя Своей Церкви.

А вот на кого Я призрю, — глаголет Он, — на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим (Ис.66:3). И этого кроткого узрел Он в сыне Иессея (1Цар.16:1). То был Давид. Только он мог быть истинным царем народа Божия, сочетать и Церковь и государство в одно Царство Божие. (Предшественник его был поставлен Промыслом на царство только для воспитания этого Царя.) Давид был царь в богонамеренном смысле этого слова. Он был посредник между Богом и народом, правитель во имя и от имени Бога. Он был образ не зримого, но вездесущего Царя Небесного, собравшего и совокупившего все судьбы человеческие в одно домостроительство спасения человеческого; он был живой и поразительный образ грядущего Искупителя, отобразил на себе почти всю земную судьбу Его; и малое царство его было не только прообразом, но и началом величайшего Царства Христова. Род Давида должен был царствовать вечно на престоле Израильском, царство — продолжаться до века (2Цар.7:16). Мы не поняли бы обетовании Господа, если бы на царство Давидово стали смотреть как на государство и на дом Давида как на род царей иудейских. Уже внуку Давида из всего его государства досталась только шестая часть. Потом не стало и самого царства Иудейского.

Между тем, на богодухновенном языке пророков всё было одно и то же имя Давида. Один говорит, что таинственный Сын… дан нам… Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдой отныне и до века (Ис.9:6–7). Дам вам завет вечный, - говорит Господь через того же пророка, — неизменные милости, обещанные Давиду. Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником народам (Ис.55:3–4). Вот, наступают дни, — глаголет Господь другому пророку, — и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро… И вот имя Его, которым будут назьшать Его: «Господь оправдание наше!» (Иер.23:5–6). Так говорит Господь: если можете разрушить завет Мой о дне и завет Мой о ночи, чтобы день и ночь не приходили в свое время, то может быть разрушен и завет Мой с рабом Моим Давидом, так что не будет у него сына, царствующего на престоле его, и также с левитами-священниками, служителями Моими (Иер.33:20–22)…

С какой ясностью открывается, что Давид в очах Господа есть не Давид-лицо, царствовавший некогда в Иудее, а Давид — царь и помазанник Царства Божия; что семя его, многое как звезды и песок, не есть плотское потомство Давидово, но Христос, корень и потомок Давида (Откр.22:16) со Своим семенем; что левиты и священники суть служители Нового Завета, новой Церкви Божией.

Еще разительнее Господь описывает будущее царство Давида раба Своего пророку Иезекиилю (37, 21 ‑28; ср. Ос.3:5). Таким образом, ко временам Спасителя в народе иудейском было всеобщее чаяние восстановления царства Давидова. Все ждали восстановителя — потомка Давида, или, по выражению иудеев, Сына Давидова, хотя очень немногие понимали, что это за царство должно быть и что за царь, с которыми так тесно связывалось имя Давида. Хрис-тоси Сьш Давидов — уже тогда это были для народа однозначащие слова и понятия (Мф.12:23; 22, 42. Ин.7:42).

Архангел-благовестник первый сказал, что этим восстановителем престола Давидова будет благовествуемый им Иисус. Но эту весть приняла и сложила в сердце Своем (Лк.2:19) одна кроткая и молчаливая Матерь Иисусова. Дела великого Пророка (Лк.7:16), вскоре огласившего Своим именем всю землю Израильскую, невольно заставили придать Ему драгоценное и для всех вожделенное имя Сына Давидова. И Сам Господь не отрицался этого имени, только хотел возвести мысль иудейских учителей к высшему и ис-тиннейшему разумению его (Мф.22:43–45). Но и это Он делал уже тогда, когда, утаенное от мудрых и разумных, оно было благоволением Божиим открыто младенцам (Мф.11:25. Лк.10:21); когда народ, увлеченный пророческим духом, восклицал: Осанна Сыну Давидову (Мф. 21; 9, 15) и также, может быть, не ведал, что творит, как вскоре после этого, не ведая, что творит, будет распинать Сына Давидова.

Осанна Сыну Давидову!… Мы, восклицающие подобным образом, имеем неоценимую выгоду не только знать Сына Давидова и Его Царство, но и быть ценителями иудейских восклицателей. Из знания нашего извлечем для себя следующие необходимые христианскому благоверию и благочестию уроки:

1) Христианство есть одно и то же с благословенным Царством Давидовым, в день входа Христова в Иерусалим еще грядущим (Мк.11:10), а вскоре потом и пришедшим в силе, по обетованию Господа (Мк.9:1). Его первая половина была прообразовательная, вторая совершительная (Ин.19:30). Там царство состояло из Израиля по плоти (1Кор.10:18), здесь — нового, духовного, Божия (Гал.6:16). Там Христом был богоугодный человек, здесь — Богочеловек… Это тождество двух царств да приучит нашу богословствующую мысль к одному общему взгляду на Церковь Божию и да воспламенит нас любовью к древним временам богоуправляемого человечества, столь мало изучаемым и столь многому поучающим.

2) Христианское царство тогда только в должном отношении находится к Царству Божию, когда представляет в себе сходство с царством Давидовым, когда царь есть избранник и Помазанник Божий, действующий во имя и от имени Царя Небесного, когда подданный свято чтит особу и сан царя как представителя Бога для него и в делах государственного управления имеет голос только подчинительный, как прилично рабу Господню; когда и царь, и подданный, составляя царство земное, не столько думают о земном, сколько о Небесном Царстве, и, повелевая и повинуясь, несут одно служение, одно послушание Богу, одно спасающее иго Христово.

3) Христианское братство, верно и точно соответствующее намерениям и ожиданиям Сына Давидова, своего божественного Брата (Евр.2:11) и Господа, должно быть одушевлено, подобно Ему, любовью ко всему человеческому братству, а преимущественно к Ветхому Израилю, о котором Он столько скорбел и болел духом во дни плоти Своей. Оно должно стараться всеми силами расширять пределы царства нашего кроткого и возлюбленного Давида – Иисуса — и молиться о заблуждающих братиях, дабы и они обратились в Царство Истины и вместе с нами восклицали: Осанна Сыну Давидову!

  1. Кто Сей?.. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий (Ин.1:24), — говорил Христов Предтеча. В древнейшей истории рода человеческого есть упоминание о сынах Божиих (Быт.6:2). Это были первенцы возрождающей человечество благодати Божией. Но глубоко уязвленные жалом праотеческого греха, сыны недолго ревновали о своем сыновстве и. вскоре прильнули сердцем к земле. Отец Небесный торжественно отрекся от них, сказав: Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими!, потому что они плоть (Быт.6:3), а только все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий (Рим.8:14.). Отселе надолго сыновние отношения людей к Богу уступили место рабским. Господь потом снова призывал людей к сыновству, но уже не находил в них сочувствия Себе. Наконец Он избрал из всего человечества одно малое племя, чтобы сделать его Своим, и Моисей, человек Божий (Втор.33:1), ближайший зритель намерений и определений Божиих касательно своих соотчичей, не усомнился в восторженной песни прямо назвать Бога Отцом их (Втор.32:6), а их — Его сынами (Втор.32:43).

С Заветом образов и сеней действительно стало мало-помалу показываться (хотя еще очень неясно) утраченное сыновство. Давид-псалмопевец, увлекаемый Духом Божиим в область неведомых для его времени истин грядущего царства своего, не раз в служителях Божиих видел сынов Божиих (Пс.28:1; 88, 7). Богонаставленная премудрость Соломонова обличала людей, смеявшихся над праведником, именовавшим себя сыном Божиим (Прем.2:13, 18), и высказала при этом убеждение своего времени, что Сын Божий должен иметь познание о Боге (Прем.2:13), что Он должен быть защищен Богом и избавлен от руки врагов (Прем.2:18). Тень говорила о теле, образ намекал на подлинник. Сыновство ветхозаветное скрывало под собой начинавшую выступать в истории человечества тайну явления на земле Сына Божия, Первовиновника человеческого богоусыновления и Родоначальника новых сынов Божиих в духе и вере. Преобразовательный Царь Сиона — святой Божией горы (Пс.2:6) — слышал таинственный голос: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя (Пс.2:7). Исайя уже видел Его Младенцем, рожденным и данным нам (Ис.9:6)… Довольно ясно, таким образом, Сын и Сыноположник давал видеть Себя еще в сеннописанном мраке гаданий!

Настало время совершеннейшего откровения величайшей тайны. И вот, зачнешь во чреве, - говорил благодатной Деве Архангел, — и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего. Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк.1:31–32, 35). По не изнемогающему у Господа глаголу, тогда же Слово стало плотию и обитало с нами (Ин.1:14). Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне (Евр.1:1). Общее внимание устремилось на Иисуса.

Но больше всех было Им занято существо не нашего мира. Если Ты Сын Божий (Мф.4:3), — с пытливым лукавством говорило оно и много раз потом эту неприятную для него истину высказывало, ведомое неизвестной силой. Гораздо с большей решительностью, хотя, может быть, с меньшей отчетливостью, признавали в Иисусе Сына Божия ученики Его. Он Сам прямо и определенно выдавал Себя за Того. И еще вчера — при воскресении Лазаря — Он прямо говорил: Да прославится через нее Сын Божий, то есть ради смерти Лазаревой (Ин.11:4). И тотчас прославился — столько, сколько мир мог почтить Его.

Встреча с ваиами и неумолкаемые восклицания Благословенному, грядущему во имя Господне, были явным знаком проразумения в Божественное достоинство Иисусово. Но дух лукавого сомнения, встретивший Господа при первом вступлении Его в дело нашего искупления, не оставит преследовать Его и при Его исходе из мира. На суде он будет говорить Иисусу Христу: Итак, Ты Сын Божий? (Лк.22:70.) Даже на Голгофе он еще скажет: Если Ты Сын Божий, сойди с креста (Мф.27:40). Ответом лукавству будет простой, вызванный неопровержимой и вопиющей истиной возглас богоумудренного язычника: Истинно Человек Сей был Сын Божий (Мк.15:39).

Осанна в вышних! Мир на небесах и слава в вышних! — будем восклицать и мы Сыну Божию, грядущему Кровию Креста Своего умиротворить и земное, и небесное (Кол.1:20). И вышние, и дольние великого Царства Божия некогда составляли одно неразрывное братство. Ангелы и люди были равно сыны Божий. Клеветник братий наших (Откр.12:10) расстроил это царство. Ни на земле, ни на небе не стало мира. На земле, потому что человек расторг завет свой с Богом и навлек тем на себя нескончаемые бедствия. На небе, потому что погибающая земля возбуждала в небожителях непрестанную жалость и скорбь. Оттого, когда Бог благоволил восстановить завет Свой с людьми и на земле родился Искупитель, ангелы восклицали: Слава в вышних Богу, и на земле мир (Лк.2:14)!

Когда же наступала седмина, долженствовавшая утвердить этот завет (Дан.9:27), и Царство Божие приготовлялось принять в себя Победителя смерти и Воскресителя рода нашего, — Дух Божий, спослушествующий делу нашего спасения, заставлял восклицать: Мир на небесах и слава в вышних! (Лк.19:38) — обратное дополнение ангельскому славословию! Отныне небо совокупляется с землей. Исполняется всеобщее чаяние. Средостение ограды между людьми и Богом разрушается (Еф.2:14); рукописание, которое было против нас, пригвожденное ко Кресту, вземлется от среды (Кол.2:14); Сын и Наследник Божий вводит к Богу Своих сонаследников (Рим.8:17), приемлющих в себя Его Духа — Духа сыноположения, вопиющего в сердцах их: Авва Отче (Рим.8:15. Гал.4:6.)

Братия, всыновленные Богу Сыном Божиим! В качестве сынов Божиих послушаем, что говорит сынам Божиим апостол. Все вы, - говорит он, — сыны Божий по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал.3:26–27). Все вы — сыны света и сыны дня (1Сол.5:5), а потому поступайте, как чада света (Еф.5:8), испьипывайте, что благоугодно Богу (ст. 10), как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бьшшими в неведении вашем (1Петр.1:14), в них же и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева (Еф.2:3). Все делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода (Флп.2:14–15). От Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия (2 Петр 1,3). Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божий (Рим.8:16). Вся тварь совокупно стенает и мучится доньше и с надеждой ожидает откровения сынов Божиих… Сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим. 8; 19, 21–22). Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и бьипь детьми Божиими (1Ин.3:1). Мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыпов-ления, искупления тела нашего (Рим.8:23). Возлюбленные! мы теперь дети Божий; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть (1Ин.3:2).

На какую недосягаемую для мысли высоту ведет и возведет нас Сын Божий! Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних! (Мф.21:9.).

  1. Кто сей? Сеющий доброе семя есть Сын Человеческий (Мф.13:37), — отвечает Господь! На проклятой земле (Быт.3:17), в изгнании, в труде и болезнях, в грехе и страсти первый человек родил сына по подобию своему и по образу своему (Быт.5:3). Так начался преемственный ряд «сынов человеческих», или человеческий род. Разрастаясь потомством, человек разрастался и худыми наклонностями сердца и, раз удалившись от Бога, стремился потом всё далее и далее. Каждый новый сын человеческий привносил новое приращение злу, так что когда, по словам пророка-псалмопевца, Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога, — то нашел, что все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного (Пс.13:2–3).

Люди знали и видели свое глубокое падение, но не имели сил и не находили средств поправить зло. Напрасно они обращались за этим к Богу, потому что по большей части вместо Бога истинного попадали на то, что не только не имело силы, но еще и обессиливало их… Напрасно уповали, что придет новое поколение сынов человеческих и принесет с собой лучшее время… Всегда отец рождал сына по подобию своему и по образу своему, у человека всегда рождался человек с общими всему человечеству слабостями. Оттого пред взором Бога и богопросвещенного ума всякий человек — безотносительно к его личным особенностям — был известен вообще, как сын человеческий.

Несмотря на крайнее повреждение сынов человеческих Отец отцов их не оставлял их без Своего спасительного Промышления. Многоразличным образом Он являлся в среду их и действовал им во благо. Признательное к благо: деяниям Божиим сердце заставило воскликнуть одного из возлюбленных Богом: что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? (Пс.8:5.) И действительно, тайна любви Божией к человеку осталась бы необъяснимой, если бы не предшествовала ей тайна преднамеренного вочеловечения Божия, привлеченная третьей тайной премудрости Божией — тайной побеждения зла добром (Рим.12:21). Судя по нашему сердцу, столь склонному к снисходительности и самопожертвованию при виде бедности и немощи, раскаяния и покорности, мы отчасти можем понимать, как Господь Бог — вечная правда и строжайшая мздовоздаятельность — стал бесконечной милостью, благостью и любовью и Сам взял на Себя дело человека. Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного (Ин.3:16).

Между тем, искупительная за наш род Жертва долженствовала быть принесена кем-нибудь из сынов человеческих. Ибо не ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово (Евр.2:16), потому что кто начал покаяние, тот должен и окончить его. Но где же сын человеческий, который бы не был в беззакониях зачат и во грехах рожден, чистый, неповинный, в совершенной полноте богоподобный, который мог бы быть вторым Адамом, подателем и проводником новой жизни, ходатаем всыновляющей благодати Духа Святаго? От времен первоначальной древности шло в человечестве предание об обетованном семени жены. Не напрасно указано на семя жены. Не сыном человека, а Сыном человечества долженствовал быть Обетованный. В этом отношении Исаак, Самуил и Иоанн суть первоначатки этого семени жены, предтечи бессеменно зачатого и преестественно рожденного, для Которого братом, сестрой и матерью был всякий, кто творит волю Отца Небесного (Мф.12:50).

Потаенно проводилась в людях линия очищенного человечества; и чем чище и бесстрастнее являлась она, тем ближе подходила к Прекраснейшему сынов человеческих (Пс.44:3). Сами слова Сын человеческий получали мало-помалу особенное значение. Когда мы слышим, как многократно Господь говорит пророку (Иезекиилю) сьш человеческий, то невольно предполагаем при этом у Господа особенную некоторую мысль. Тайнозритель Даниил видел эту так долго утаиваемую и прикрываемую мысль в живом и ясном облике. Видел я, - говорит он, — в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится (Дан.7:13–14). В другой раз муж желаний видел желанного всем человечеством Сына человеческого и наяву (Дан.10:16), в великом видении (Дан.10:8).

Долго после этого знаменательнейшего откровения Божия не слышно было имени Сына человеческого. Необыкновенно было потому услышать его от Лица, Которое Само Себя называет Сыном Человеческим; и когда стали слышать, то многим показалось уместным спросить: кто сей Сын человеческий? (Ин.12:34.) Несмысленным вопрошателям дан был ответ, который заставлял их наперед просветить свое мысленное око.

Сын Человеческий был Человек — истинный и совершенный, безгрешный и вземлющий грехи мира (Ин.1:29), а потому Ходатай Бога и человеков, примиривший нас с Богом в Своем Теле, посредством Креста убив вражду на нем (Еф.2:16), и в этом самом Теле открывший нам источник жизни и бессмертия. Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа (Евр.2:17); должен был стать примирительной Жертвой за нас — Агнцем человечества непорочным и пречистым, закланным за грехи людей, пострадавшим, и искушенным, и могущим помогать искушаемым (Евр.2:18), приемлющим книгу судеб человеческих, написанную внутри и извне, запечатанную семью печатями, и разверзающим их одну за другой (Откр.5:1) до скончания времен.

Под звуки торжественных приветствий вступал Он некогда в этот день в Иерусалим обреченной на заклание Жертвой и плакал над несчастным городом, убившим уже столько пророков — Его слуг, друзей и собратий по человечеству. Вскоре и Сам Сын Человеческий будет отвержен людьми, предан, поруган и осужден, испиет чашу бедствий человеческих всю до последней капли. Должно вознесену быть Сыну Человеческому (Ин.12:34), — говорил Он в этот же самый день.

Но вместе с бесчестием начиналась и слава Сына Человеческого. В тот же день Он говорил: Пришел час прославиться Сыну Человеческому (Ин. 12, 23). Лишь только предатель выйдет с Тайной вечери приготовить Ему величайший и последний позор, первые слова Его будут: Ныне прославился Сын Человеческий (Ин.13:31)… Среди позора заплеваний и заушений Он скажет нечто еще — самое высшее, что только может быть сказано в похвалу и славу Сына Человеческого: Отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных (Мф.26:64). Эти слова в то время слепоты и оглушения произвели всеобщее неудовольствие и ускорили смертный приговор Ему.

Не то будет, когда в самом деле люди увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силой и славой великой… Тогда восплачутся все племена земные (Мф.24:30. Откр.1:7). Тогда все поймут, какое значение имеет для всего рода человеческого некогда уничиженный и обесславленный Сын Человеческий. Предстатель и Представитель всего человечества, Он с явлением Своей славы приведет еще многих сынов в славу (Евр.2:10) и скажет Своему и нашему Отцу те же приснопамятные слова, которыми прощался с нами, готовясь пострадать и войти в славу Свою: Отче Святый! Тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил… Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино (Ин. 17; 11–12, 21 ‑22).

Осанна! Благословен грядый во ими Господне - и Царем кротким, спасающим, сидящим на ослице и молодом осле, сыпеподъяремной (Мф.21:5), и Царем судящим и карающим, седящим на облаках одесную силы Божией (Лк.22:69)!

Сын Человеческий! До тех пор, пока не было на земле Сына Человеческого, наше имя часто было предметом укоров и нареканий. Теперь нет ничего славнее и вожделеннее, как быть сыном человеческим. Через Ходатая нашего мы теперь — сыны Божий, наследники Богу, спосаждены с Сыном Его на Престоле славы Его (Еф.2:6), имеем судить ангелов (1Кор.6:3).

Гряди, Жертва живая, Агнче Божий, вземлющий грехи Мира! Гряди — куда влечет Тебя безмерное Твое благоутробие! Гряди и влеки за Собой мысль нашу, возьми Себе сердце наше, отыми нас от нас самих, да, погубляя душу, спасем ее!

Братия христолюбцы! Человеколюбец возлюбил нас до конца. Мы ли возлюбим Его на время? Не поревнуем тем, кто сегодня возглашает Ему: Благословен грядый Царь Израилев, — а через несколько дней будут говорить: Не Его, но Варавву… Нет у нас царя (Ин.18:40; 19, 15); сегодня подстилают ему свои ризы, а вскоре совлекут с Него Его последнюю одежду; сегодня встречают Его с вайями, а через три дня выйдут на Него с оружием. Аминь.

Наверх