Проповедь в Сезеновском монастыре, - на освящение храма, 03.06.1860

Проповедь в Сезеновском монастыре, - на освящение храма, 03.06.1860

Всемилостивый Господь особенным образом благоволит присутствовать в храмах, освященных молитвенным призыванием благодати Его. Потому таковые храмы справедливо именуются скинией Божией с человеки, – местом особенного вселения между людьми Бога, как Сам Он удостоверяет: вселюся в них и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие (2Кор.6:16). У древнего Израиля это свидетельствовалось видимым для всех образом. Облак осенял скинию и слово было из облака. Потом во все время странствования по пустыне столп облачный, над скинией воздвигаясь и останавливаясь, был руководителем Израильтян в их шествии к Ханаану обетованному. Над храмом Христианским мы не видим чувственного облака; но тем не менее уверены в действительности благодатного присущего здесь осенения Божия. Храм сей не будет воздвизаться и двигаться подобно скинии – походному храму Израильтян, но тем не менее он есть верный указатель пути для шествующих в Ханаан небесный.

Это последнее его свойство дает мне повод указать вам устройство путного шествия Израильтян окрест скинии, чтобы вывести оттуда, – какими добрыми расположениями должны мы окружить храм сей, чтобы он был для нас руководителем на пути в небесный Ханаан.

Когда освящена была и устроена скиния, то Бог повелел Моисею с того времени так располагать шествие, чтоб три колена шли впереди, три позади, три по правую и три по левую сторону, и в средине двигалась скиния, несомая коленом Левииным. Это образ того, что и в нашем шествии к небесному отечеству, под руководством Церкви, три чувства и расположения должны быть впереди, три позади, по три по правую и левую сторону, – и еще одно сердцевинное, соответствующее самой скинии. Укажу вам коротко, какие это, – не толкуя иносказательно имен сынов Израиля, а располагая чувства по их внутреннему значению.

Три передние суть высшие духовные чувства. Это – вера, что Господь воистину есть здесь отныне благодатным Своим присутствием, что храм сей стал домом Его, куда выну обращено око Его и где выну пребывает сердце Его; упование, что Господь пребывающий здесь внятно внимает, как отец чадолюбивый, всем воссылаемым к Нему прошениям, и готов удовлетворить им; любовь к храму, по коей сладостно пребывать в нем, как в доме родного отца, по коей мирно упокоевается в нем дух, как покойно дитяти на лоне матери. Это – главные – источные, сокровенные расположения, служащие возбудителями и водителями других. Они созревают в духе и обращены, можно сказать, лицом к лицу к самому Богу – сему умному востоку.

На соответственной им задней стороне должны стоять телесные делания относительно дома Божия, яко дома молитвы, – молитвенные, телом подъемлемые труды. И их тоже три: труд неленостного хождения в храм – на все службы по первому зову, без оговорок и без саможаления или возграждения воображаемых препятствий, по следующему закону: как только услышишь зов, брось все и спеши в храм; труд терпеливого пребывания в храме от начала службы до конца – без передвижений, на своем всегда одном месте, без распущения членов, – с некоторым их напряжением, придающим бодренность; труд благоговейного стояния – тихого с поклонами, – с очами, обращенными долу или горе, на иконы или священнодействия, – с ушами устремленными на поемое и читаемое, – с молчаливым языком, – без озираний, блужданий очами и без разговоров. Все такие расположения выражают телесный труд в молитве, поддерживаемый внутренним молитвенным духом и его обратно поддерживающий.

После сих расположений высших и низших – передних и задних, перекрестную линию составляют душевные молитвенные труды, или занятия, – именно: по правую сторону станут три положительных дела. Это – стояние умом в сердце в присутствии Божием, сопровождаемое страхом, отрезвляющим, сообщающий бодренность и освежающим внутреннюю храмину нашу, подобно свежему воздуху утреннему; углубленное вникание в силу и значение всего поемого, читаемого, и действуемого, с сердцем, отверстым на принятие имеющих родиться в нем возможных при сем чувств и расположений, – с готовностью приводить их в исполнение как внушения Божии; мирное расположение доброжелательного духа ко всем людям, не исключая самих врагов, по заповеди Господа: аще помянеши, яко брат твой имать нечто на тя: остави ту дар твой пред олтарем (Мф.5:23–24) и поди помирись.

По левую сторону станут три отрицательных дела, – именно: не расхищение мыслей или не позволение уму блуждать по разным местам и предметам, когда стоим в храме, и возвращение его вспять всякий раз, как он самовольно предается мечтам; не обременение сердца заботами житейскими, нещадно гонящими преданного им все далее и далее и не оставляющим ему свободного времени для занятия небом; не привязанность ни к чему земному, – или свобода от всех пристрастий, влекущих долу и не дающих восклониться горе.

Вот молитвенный крест, духовно совершаемый в естестве нашем, под осенением которого в средине действуется сама молитва: – и как молитвословие с поклонами, и как мирное устремление чувств к Богу, и как сокровенное к Богу предстояние духом.

Кто настроит себя так, в отношении к храму, тот в самом сем настроении найдет верное руководство и способ к достижению небесного отечества. Таковой, можно сказать, уже парит к нему. Ибо замечаете ли, как все сии чувства и дела, будучи расположены в соответственном порядке, представляют собой парящую птицу. Главу ее составляют вера, упование и любовь; правое крыло – стояние в присутствии Божием, сердце отверстое для принятия внушений Божиих и мир со всеми; левое крыло – не рассеянный ум, свобода от заботливости и пристрастий; – заднюю часть – труд хождения в храм, стояния в нем, и делания молитвы; тело же ее – это сама молитва. – Птица вдыхая и выдыхая воздух, приводя в движение крылья, действуя головой и другими членами, успешно летит и даже не иначе летит, как так. Так и молитвенное к Богу восхождение в храмах не иначе возможно, как когда есть в нас все помянутые расположения. Не будь одного какого, дело молитвы покривится, или прекратится, как прекращается летание птицы при недостатке например, крыла или других частей. Это всякий испытывает, – и испытает над собой, если захочет испытать. Всякий желающий молиться непременно встречается со всеми сими расположениями и всякий молящийся имеет уже все их. Наоборот, – у кого нет их, тот не начинал еще молиться, как должно. А без молитвы нет жизни, нет восхода в царствие; человек долу преклонен и гибнет. – Восклонитесь убо, и почтите домы Божии, повсюду рассеянные, чтобы воскрылять в нас дух молитвенный и от земли вознося на небо, на земле еще даровать нам предвкушение благ вечных. Враг себе, кто чуждается храмов; но и тот не большой доброжелатель, кто ходит в них не как должно, а кое-как. От чего это иной десятки лет ходит в храм и все не умеет молиться, даже не понимает, что такое молитва? – От того, что не выполняет всего внутреннего строения, необходимого для молитвенного в храме пребывания. – Пощадите же себя: вам, сестры, не ново все, что я говорил. Непрестанно почти пребывая в храме, вы конечно парите к небу, как птицы – легкими, полными полетами... Однако ж потрудитесь проверить по предложенному образцу и свое молитвенное настроение и если заметите, что не достает какого пера в крылах молитвенных, позаботьтесь стяжать его: ибо нашей молитвенной птицы то преимущество, что можно, во всякое время, снова рождать ее и воспроизводить все, чего иногда не достает в частях устроения ее. Аминь.

3 Июня, 1860.

Наверх