Проповедь в Неделю 12-ю по Пятидесятнице. 2011 г.

Проповедь в Неделю 12-ю по Пятидесятнице. 2011 г.

Некто, подойдя к Спасителю, сказал: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего же еще недостает мне?» (Мф. 19, 16-20).

Действительно, недостаёт очень многого. Потому что ветхозаветные заповеди только подводили человека ко спасению, но не давали самого спасения. Такие вещи, как «не укради», «не лжесвидетельствуй» люди в наше время ещё как-то понимают и принимают. Но даже если найдётся человек, исполнивший и остальное, перечисленное Господом (таких, конечно, сейчас днём с огнём не сыщешь, но всё-таки можно найти такого же юношу), это не значит, что он достиг Жизни Вечной. Вот и упомянутый в Евангелии от Матфея юноша тоже прекрасно ощущал, что ему что-то недостаёт. Вроде делает всё правильно, а где же она, Жизнь Вечная?

Нам надо очень хорошо усвоить, что такое «вечная жизнь». Теоретически это можно почерпнуть из Евангелия. Там сказано, что Жизнь Вечная – это знание Бога. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Ииуса Христа» (Ин. 17, 3). А что такое «знать»? О Боге мы что-то знаем, но знаем ли мы Его самого? Нет у нас этого знания. Почему? Потому что мы далеко от Него отстоим. А как можно приблизиться? Приблизиться можно только милостью Божьей. Без участия Самого Бога это невозможно. Хотя некоторые люди думают так (по гордости, конечно): вот он сейчас станет читать молитвы, будет посещать монастыри, будет изучать Священное Писание, окончит богословский университет – и приблизится к Богу. Нет. Ни на шаг. Потому что милость Божья заключается в изливании внутрь человека Его Божественной благодати. И приблизиться к Богу можно только через Его благодать. И жизнь вечная – это есть облагодатственная Богом душа человека. К этому и надо стремиться.

И юноша чувствовал, что благодати ему недостаёт. А как её достичь? Дальше Господь объяснил, как. И «Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно» (Мф. 19, 25-26).

Никакому человеку спастись невозможно. Если бы можно было спастись человеку, Бог бы не пришёл на землю и не стал бы человека спасать. Сам человек спастись не может. Более того, умные люди в древности говорили, и это так, что и никакую заповедь человек не может исполнить, если только Господь не будет ему в этом содействовать. А тогда для чего нужны заповеди? Один святой человек тысячу лет назад сказал так: «Чтобы нам познать свою немощь».

Когда человек в своей жизни решается соблюдать какую-то заповедь, он понимает, что он ничего не может. Многие из нас, приходя на Исповедь, говорят: «У меня ничего не получается». Ну, конечно. Если бы у тебя что-то получилось – тогда тебе надо Нобелевскую премию присуждать, ты вообще единственный в мире, у кого это получилось. У человека принципиально не может ничего получиться. Иначе зачем тогда Иисус (что в переводе с еврейского значит Спаситель)? Если ты можешь сам, зачем тогда Он?

Спасение заключается в познании собственной немощи. А потом, осознав свою полную глубокую немощь, всю надежду возложив на Господа Иисуса Христа, нужно просить Его о помощи. И ещё нужна вера. Господь спрашивал у слепых, жаждущих исцелиться: «веруете ли, что Я могу это сделать?» и им, твёрдо верующим, отвечал: «по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их» (Мф. 9, 28-30). Господь говорил отцу, просящему помочь бесноватому отроку: «если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! Помоги моему неверию!» (Мк. 9, 23-24). Только так возможно спасение.

Спрашивается, зачем всё перечисленное нужно. Затем, что только смирение даст возможность благодати Божией излиться в сердце человека и его, грешного человека, преобразить. Только смирение. Если человек о себе что-то мнит и думает, что он чего-то достигнет, или что-то он может сам, или способен кого-то чему-то научить, то как правило, это заканчивается катастрофами и для самого человека, и для тех, кто, развесив уши, вокруг «учителя» сосредоточились.

Спасение только во Христе, только в Нём. Конечно, был ветхозаветный период в жизни человека. Конечно, все заповеди остаются в силе как ориентир, чтобы нам всем показать (так как мы люди дикие, заблудшие и даже сумасшедшие), как глубоко мы пали. И вот когда Христос увидел этого замечательного юношу, который и папу с мамой слушается, и вообще хороший человек, прекрасно воспитанный, и душа его ищет, жаждет спасения, Он протягивает ему руку, даёт ему совершенно новозаветный совет, хотя время Нового Завета ещё не наступило. «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (Мф., 19, 21-22). Как бы теперь сказали, он оказался не готов. Да, он не готов. Как и у нас часто бывает: живёт мужчина вместе с женщиной 20 лет, уже троих детей нажил, а жениться не готов – всё готовится, бедненький.

Евангельский юноша посчитал, что от него потребовали сверхъестественных усилий. Как это возможно? Вот Василий Великий сумел исполнить то, что оказалось невозможным для того юноши, отдал всё своё имение. Он доверился Богу, он знал, что это вообще ничего не стоит, это нестрашно – отдать богатство. И, кстати, отсутствие богатства потом святителю Василию очень помогло, когда император Валент впал в ересь и пытался склонить к этому Василия, принудить его, как императоры обычно принуждают: тюрьма, пытки, смерть. «Всё это, – ответил Василий, – для меня ничего не значит, тот не теряет имения, кто ничего не имеет, кроме ветхих и изношенных одежд и немногих книг, в которых заключается всё моё богатство. Ссылки нет для меня, потому что я не связан местом, и то место, на котором живу теперь, не моё, и всякое, куда меня ни кинут, будет моё. «Лучше сказать: везде Божие место, где ни буду странником и пришельцем» (Пс. 38, 13). А мучения что могут сделать мне? – Я так слаб, что только первый удар будет чувствителен. Смерть же для меня благодеяние: она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь, к Которому давно я стремлюсь». Правитель был изумлен таким ответом и отступил. Потом опять православие вернулось как главное исповедование христианское, а арианство было разрушено. Хотя все-все государственные силы были на стороне Ария. Ну и что! А вот если бы святитель Василий был богат, и было бы у него какое-то имение, ему жалко, наверное, было бы с этим всем расставаться. Через богатство всегда можно завладеть человеком. А христианство – это свобода.

И в Евангелии сказано, что Господь полюбил этого юношу, потому что он был весьма хорош, немного было таких в Израиле, а может, он вообще один на земном шаре был такой… И я лично верю, что он спасся в дальнейшем, потому что ни одна встреча со Спасителем не проходила просто так или напрасно. В анналах истории Церкви написано, что тот мальчик, призвав которого, Господь сказал апостолам: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3), потом стал Игнатием Богоносцем и умер за Христа. Сила Божия, которая есть благодать, однажды коснувшись человека, продолжает в нём действовать. И начинает его преображать. Если уж Господь так много времени посвятил тому юноше и полюбил его, вряд ли он так и остался вне Христа, вне Его Церкви. Наверняка позже молодой человек сумел преодолеть пристрастие к богатству.

Иногда люди ценят межчеловеческие отношения больше, чем богатство. Сколь же важнее отношения человека и Бога! И спасение заключается в том, что человек по милости Божией приходит в такое устроение, что живёт с Богом одной жизнью, становится проводником воли Божией. Как апостол Павел говорит: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20). Не я хочу туда идти, а Христос говорит: «Иди туда». И хотя вроде и очень рано, и путь туда в гору, и там опасно, а всё равно иду, потому что нет высшей сладости, как угодить Тому, Которого любишь бесконечно, Которому всю кровь готов отдать, если она Ему нужна, нет большей радости, как Ему послужить.

Должно быть исключительное доверие ко Христу. Если есть в жизни какие-то смыслы, то только послужить Христу. Через ближнего. «…так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40), – сказал Христос. Поэтому всё предельно просто. Что нам мешает? Себялюбие, какие-то собственные идиотские представления о спасении, своя духовная глухота и (это нас всех касается, конечно) постоянное осуждение других. Человек находится в смешном положении. Будучи хромым на обе ноги, показывает на другого пальцем и говорит: «О! Горбатый!» Твоё, знаешь ли, голубчик, положение немногим лучше. Что такое человечество? Это один сплошной инвалид. И его выздоровление возможно только от Бога, Которого мы во время Таинства Елеосвящения называем «Врачу душ и телес наших». Вот только Он наш врач и только Он может исцелить. Если мы в это веруем – тогда да, мы можем быть христианами.

Христианин – это тот, кто является учеником Христа, кто всё время учится: а что такое смиренномудрие, которое есть первая искомая добродетель, которую мы должны стяжать? Как это – «надежду на Бога возложить»? Как это – «себя Ему предать»? Всё, что вокруг нас происходит, это попускается Богом для нашей пользы. Это не горе, это не несчастья, это не какие-то казни от Бога нам, нет. Это Его помощь, чтобы нам сбросить «ветхость» с себя. Вот как змея, когда линяет, трётся об острые камни – процедура довольно болезненная, но иначе эту старую шкуру не сбросишь. Так же и каждому из нас, чтобы вырасти в новую жизнь, необходимы скорби. И Господь говорил: «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16, 33). Он нам никакого веселия не обещал. Оно возможно только тогда, когда мы получим небесную награду. «Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» (Мф, 5, 12). То есть, когда благодать Божия придёт к тебе, тогда в ней растворятся все твои скорби. Но мы не можем благодать как-то вытребовать, заполучить. Нет такой инструкции – «так, сделай столько поклонов, столько постов, столько Причастий, с этим помирись, тому дай три рубля – и вот тебе за это благодать». Само слово «благо-дать» – это благой дар. Это всегда даром. Человек не может заслужить благодать Божью. Это всегда милость Божья.

Почему Христос назвал Иоанна Богослова любимым учеником? Господь ведь всех любил, и даже грешных, даже неблагодарных прокажённых – и то любил, поэтому и очистил. А почему Иоанна – больше всех? Потому что он лучше всех Его слушал, лучше всех Его понимал. В нём была наибольшая готовность за Него пострадать. Он был самый твёрдый в вере и мужестве человек. Все апостолы убежали – он остался у Креста. А это было зрелище не для слабонервных. Не для такого молодого человека, каким Иоанн был тогда, в то время. И всё-таки он остался, он преодолел в себе этот ужас, чтобы стоять у Креста. Он и Матерь Божья. Из всего человечества – только они. Вот, если мы так же будем тверды, мужественны, если будем понимать, что Бог знает о том, что с нами происходит, нам незачем отчаиваться. Он промышляет абсолютно обо всём. Более того, как бы мы не были несчастны, и никчёмны, и глупы, Он всё равно всех нас любит и хочет нас спасти, независимо вообще ни от чего.

Нам этого, конечно, не понять, мы слишком мелкие существа. Мы не великие грешники – мы жалкие грешники... И вот Ему нас жалко. Мы не знаем, как и что нам в жизни ещё предстоит, какие трудности, какие потери, какие разочарования, какие предательства, какие болезни – мы этого ничего не знаем. Да и не нужно нам это знать. Мы просто должны глубоко доверить Ему свою жизнь. «Если Ты со мной это делаешь, значит я верю, что это мне надо. А моя задача какая? А нужно вот в этом испытании поступить по-христиански. Я, конечно, ещё не христианин, но я, даже не будучи христианином, могу постараться поступить по-христиански». Вот это постоянное упражнение в христианских поступках (а для этого, собственно, заповеди и даны), постепенно и убедит Христа Бога нашего в том, что мы на деле стремимся к Нему, а не на словах.

Наша жизнь очень легко превращается в какое-то лицемерие, в какую-то игру: сначала перед другими чего-то изображаешь, потом уже перед самим собой, а потом уже сам себе веришь, считаешь себя чуть ли не великим, оставаясь всегда жалким и смешным. И вот когда мы потеряем это видение, перестанем различать жизнь и игру, это будет означать, что мы стали окончательно духовно слепы. Если хотим прозреть, нам придётся увидеть свои грехи, неисчислимые, как песок морской. Это начало покаяния. А если увидим себя такими, какие мы есть в реальности – жалкими и смешными, это будет означать, что процесс спасения начался. Если же у нас насчёт себя есть ещё какие-то заблуждения, значит мы ещё пока в прелести находимся. Прелесть мнения о себе. Страшная штука. Потому что она не даёт возможности себе самому поставить диагноз. И в «списке грехов» остается только: правило не дочитал, колбасу съел. Вот так от колбасы до творога вся духовная жизнь и будет происходить. Это очень наглядно: съел – согрешил, выплюнул – покаялся... Это всё суррогаты. А подлинность заключается в том, что ты – жалкий, смешной, несчастный, бедный, и нуждаешься в спасении. Ещё и глупый, и невежественный, очень тебе трудно, и без Христа невозможно тебе даже понять, хоть что-то понять, настолько всё в нас поражено грехом.

Наши представления все неправильны, наши чувства все лживы. К сожалению, это так. Наше падение, всего человечества, очень глубоко. Поэтому мы так несовершенны. Поэтому устроили друг другу собачью жизнь. Отношение людей друг к другу в безумии – оно хуже, чем у всяких собак, зверей, насекомых, пресмыкающихся. Так, как люди друг к другу относятся – это вообще немыслимо. В любую семью приди, встань за штору, послушай один вечер, что там происходит, что они друг другу говорят, какие слова они произносят... А если приоткрыть и показать мысли, которые обуревают... А если открыть сердце и показать, какие у них там чувства – «там же гади, имже несть числа» (Пс. 103:25)... А ещё хочешь себя кем-то показать. Получается один только цирк.

Поэтому Христос хочет, чтобы мы Ему открылись и изменили свою жизнь. Не может человек сам изменить свою жизнь. Он может только просить об этом у Бога и иметь решимость на это изменение. И Господь устроит и поможет всякими обстоятельствами. Что-то вредное в его жизни отсечёт. Потому что это вредное человек мог воспринимать как что-то полезное. Как некоторые пьют водку и считают, что она полезней коньяка. Глупейшее из заблуждений! Большей отравы, чем водка, человеческий подлый разум ещё не создавал. Любой напиток гораздо лучше. А вот расхваливают, причмокивают языком, говорят: «вот попробуй эту, она вкусная». Глупая дикость и варварство... Человек находится всё время в подобных заблуждениях.

И пришёл Христос, хочет нам помочь. Никого не заставляет, но, как видим на примере с этим юношей, готов каждому руку протянуть. Как и Петру протянул, когда тот в море стал тонуть. Господь нас всех собрал, Он хочет нас научить, Он хочет нас спасти. И если мы не спасёмся, то только потому, что мы не захотели. Но это наше желание мы должны явить Ему. Если у нас серьёзно всё, тогда оно явится. А если такого желания нет, то тогда извини, тебя никто не наказывает, ты сам выбираешь: вот рай, вот ад. Мы всё выбираем себе сами. Родились мы не по своей воле, а вот следующая наша жизнь, после земной жизни, зависит исключительно от нас. И никакие обстоятельства тут ни при чём. Те обстоятельства, которые Господь нам попускает, нужны для спасения. А мы ещё ропщем. «Почему мне это?» – Ну как почему, чтобы тебя спасти. Другого пути нет. «А почему вон ему то?» – А потому что ты завистливый, вот почему. Потому что не может завистливый человек быть в Царствии Небесном. Почему не может? Потому что первый завистник – Сатана. Как же ты, дитя Сатаны, можешь войти в Царствие Небесное? Тебе надо исцелиться от зависти. Вот смотри на других, как они пьют, едят, хорошо одеваются, как им там весело, и изживай свою зависть. Времени мало, не успеешь – в зависти умрёшь, а смерть грешников люта. Лютость заключается в том, что будешь там, где дьявол и ангелы его. Потому что он – первый завистник, а так как ты завидуешь, значит, ты – второй. Хрен редьки не слаще.

Господь нам всё дал – только осталось принять.

Наверх