Проповедь в день Великой Среды Страстной Седмицы. 1 мая 2013 г.

Проповедь в день Великой Среды Страстной Седмицы. 1 мая 2013 г.

Сегодня день Великой Среды, и Святая Церковь вспоминает события, которые кратко изложены у евангелиста Матфея. «Когда Господь был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было продать это миро за большую цену и дать нищим» (Мф. 26, 6-9). В другом месте сказано, что эти слова произнёс апостол Иуда, а все остальные ученики прониклись тем, что он сказал, и тоже возбудились. Негодование было общее. Но Иуда беспокоился не о нищих, а о себе, потому что те пожертвования, которые собирали апостолы, Иуда носил с собой в ящике и с одного прекрасного момента начал немножко приворовывать.

Очень часто так бывает (если не сказать всегда), что если начать разбираться, исследовать, почему человек возмущается тем или иным обстоятельством, почему он чем-то недоволен, увидишь: оказывается, у него корысть, причём необязательно материальная. Корысть бывает разная. Корысть – это есть удовлетворение собственных пожеланий. Может быть в любой форме. Ну, например, извести претендента на престол, чтобы престол занял твой сын или ещё кто-то, кого ты хочешь иметь на престоле. И вот, претендента начинают изводить ядами, тюрьмами, клеветой, наёмными убийцами и так далее, и так далее. А корысть – необязательно денежная, потому что может быть, что у человека и так богатства достаточно. И дело не в материальной корысти, а вот в таком желании.

Но в данном случае ещё и материальная корысть. Потому что в основе большинства преступлений чаще всего (настолько чаще, что можно опять сказать, что почти в 100 процентах случаев) лежат деньги, материальное благо, что позволило святым отцам сказать, что сребролюбие – это корень всех зол. Очень много на этом у людей построено. Так же и здесь.

И, конечно, когда апостолы стали возмущаться вслед за апостолом Иудой, Христос, «уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? Она доброе дело сделала для меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф. 26, 10-13). Очень часто поступки, на вид совершенно не только бессмысленные, а вроде даже кажущиеся неправильными, перед Богом имеют очень большой смысл.

Ну, например… Вот что-то в голову сейчас пришло… Болгарский народ 600 лет мучился от турецкого ига. Русские солдаты десятками тысяч умерли за освобождение от турецкого ига болгарского и других народов. Освободили Балканы, победив Османскую империю, которой помогала, как всегда, вся Европа. Как что против России, все тут как тут. Не зависимо от того, османы это, японцы, немцы… Победили. Какой результат? После этого четыре раза Болгария выступала против России, а иногда даже из этих четырёх раз была в состоянии войны с нами. А последний раз, выполняя приказы, как это теперь принято говорить, наших партнёров, не пропускали наши войска, когда мы пытались провести некоторые военные соединения, когда уничтожалась Сербия. И что? А ничего. А всё равно то, что русские воины, русские военачальники жизней своих не жалели, чтобы освободить от османского ига своих братьев по вере – это поступок прекрасный, один из лучших в истории. А на то, что они на это ответили такой, даже не чёрной, а иссиня-чёрной неблагодарностью, наплевать. От этого сам поступок не меняет своей окраски в глазах Божиих. Хотя с точки зрения вот этого зловонного действия, которое именуется политикой, это, конечно, было не выгодно. Как бы, наверное, с точки зрения политики было бы хорошо, чтобы турки их уничтожили, а у нас бы ещё несколько миллионов человек родилось от этих прекрасных мужиков, которые, не жалея своего живота, освобождали болгар. Или от военачальников. Потому что наш, как его звали, «белый генерал», когда в районе Шипки были большие морозы, на свои деньги одел армию. Заказал полушубки всем солдатам и их одел. Такого в истории не бывало. Чтобы генерал солдат одел, да на свои деньги! Ну это вообще… Генерал давно умер. Солдаты давно в могиле.

А вот прекрасный поступок всё равно существует в глазах Божиих. Почему? Потому что, к счастью, для Бога не играет никакой роли, что сколько стоит. Что сколько стоит – это зависит от конъюнктуры рынка. Батон чёрного хлеба при Хрущёве стоит рубль и 80 копеек, а в 1943 году точно такой же батон хлеба стоил кольца из белого золота с бриллиантом в пять карат. Это всё относительно. И люди с удовольствием, чтобы купить эту буханку, готовы были отдать это кольцо, чтобы хотя бы раз в жизни наесться. Мне тётка рассказывала: «О чём мы мечтали во время войны? Ну вот, что купим буханку хлеба и её съедим». Вот такая детская мечта. Представляете, вот ребёночек маленький мечтает. Детская мечта: съесть целиком буханку чёрного хлеба такого качества, что ни один бы из нас сейчас даже отрезанный кусок от неё не стал бы есть, потому что это даже не хлеб, а вообще незнамо что. Вот, всё материальное не имеет абсолютной ценности. А всё, что окрашено духовной красотой, то имеет вечность.

Поэтому Господь сказал, что пройдут столетия, и даже теперь вот уже тысячелетия, а мир будет помнить об этом поступке женщины, которую все считали за грешницу, которую все осуждали, и чьи поступки все осуждали. Она в глазах Божиих оказалась выше всех. Это нам такая наука, потому что мы тоже склонны осуждать людей, потому что нам почему-то кажется, что мы лучше знаем, или что нужно так. А по духовному рассуждению, по божественному, бывает совсем наоборот. И дальше евангелист Матфей говорит: «Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его» (Мф. 26, 14-16). Вот, неисполнение желания. Потому что хотел, чтобы это миро было бы продано, денежки ему в ящик бы положили, потом из этого ящика нуждающимся, нищим бы дали, все бы были вроде бы удовлетворены, и он себе немножко бы «приукрал» бы. И его это возмутило. Его возмутили действия Христа Спасителя. Почему? А он не мог понять мотивы этого действия. Почему? А потому что для него главным мотивом была корысть.

Поэтому человек, если он устроения низменного, он и в благородных людях видят низменные корысти, низменные поступки, низменные мотивы. Если их нет, он обязательно сочинит этот мотив, он придумает, потому что ему в голову не может прийти мотив высокий, благородный. Потому что он даже и книжек таких не читал, где действуют благородные люди, где люди совершают благородные поступки, не за деньги, не за власть, не ещё за что-то, а делают это по красоте своей души. Иным невдомёк, что это возможно. Поэтому они готовы взять палку и всё время копаться в белье, может быть, что-то там найдётся такое грязненькое… Вот! О, тогда всё понятно. Охота копаться в чужой грязи. Почему? Потому что полёт души одних людей уходит в небо, а другие дальше края бака с грязным бельём никак не поднимаются. Если ты скотина, то и жизнь твоя скотская, ты и на всех людей смотришь, как на скотов. А Христос не так. Христос видел в человеке всё самое лучшее, что в нём заложено Богом. И Он похвалил эту женщину, потому что она вольно или невольно сделала нечто самое важное во вселенной: она приготовила к погребению. Никто даже не догадался. А может быть, она это всё и поняла, и освоила, потому что Он же говорил, что Его распнут, а в третий день Он воскреснет, и нужно заранее подготовить Его к погребению, поэтому она истратила это драгоценное миро, которое действительно стоило немалых денег.

Но и сейчас всякие ароматные вещи недешевы. Такой маленький флакончик – по 60, по 80 евро стоит. Большие деньги для обычных людей. И вообще всё что связано с похоронами, во всех странах и во всех народах очень дорого. Но она это сделала для Него. Почему? И мы это делаем. Нам ничего для усопшего не жалко, хотя, казалось бы, человек умер, все понимают, что главное всё-таки – это душа. Но всё равно нам хочется, чтобы всё было прилично: чтоб погребение было чинное, и отпевание, чтобы всё было благопристойно, чтобы никто, кто пришёл на трапезу для поминовения усопшего, не был обижен, и чтобы всё было благоговейно. Всё это сопряжено с тем, чтобы всё сделать по-человечески, а не по-скотски. Это, оказывается, очень для человека важно. Вот, и у неё тоже был этот мотив, мотив – сделать по-человечески.

Да, по-человечески часто невыгодно. И вообще быть человеком – невыгодно. Гораздо выгоднее быть скотиной, но выгоднее – в материальном плане. А в духовном – наоборот. И Христос пришёл на землю, чтобы нас этому научить. Сказать о том, что бывают две корысти: небесная и земная, ангельская и скотская. Каждый человек приглашается к ангельской жизни, но может выбрать скотскую. Каждый человек может той драгоценностью, которая у него есть, послужить Христу, а может, как Иуда, постараться это украсть и использовать это на благо себе. А выбор делает человек сам. И вот в этот день, в Великую Среду Мария выбрала такую участь, и две тысячи лет мы вспоминаем её поступок. А Иуда выбрал другое дело, и мы так же две тысячи лет вспоминаем его поступок. Но как вспоминаем? Её мы вспоминаем с удивлением и с любовью, а его – с омерзением. И каждого из нас в зависимости от наших поступков будут вспоминать с восхищением, с любовью или с омерзением. И те, кто нас знал, те, кто про нас слышал, и дети наши, и внуки, и так далее. Это очень важно. Это важно не для земной славы, а очень важно, чтобы жизнь наша состояла из поступков благородных. А благородство заключается в том, что бы бельё выстирать, выгладить и сложить на полочку, чтобы люди все радовались, а не чтоб там копаться и искать всякую грязь.

Спаси всех Господи! С праздником.

Наверх