Проповедь в день Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Проповедь в день Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа!

Доро­гие бра­тия и сестры! Сего­дня мы слы­шали чудес­ную и поучи­тель­ную исто­рию рож­де­ния свя­того Пред­течи Гос­подня Иоанна. Чудес­ную - потому что пред рож­де­нием сына пра­вед­ный Заха­рия был нака­зан немо­тою, а с рож­де­нием его полу­чил спо­соб­ность гово­рить. Поучи­тель­ную - потому что свя­той Пред­теча, подобно дру­гим вели­ким и свя­тым людям, про­изо­шел от роди­те­лей пра­вед­ных, когда они были уже стары, но глу­боко веро­вали в Бога и отли­ча­лись свя­то­стью жизни. В Свя­щен­ном Писа­нии часто рас­ска­зы­ва­ется о том, что перед рож­де­нием вели­ких свя­тых роди­тели их оста­ва­лись неплодны и только в ста­ро­сти рож­дали дитя после уси­лен­ных молитв, подви­гов и доб­рых дел. Так было перед рож­де­нием про­рока Саму­ила, свя­того Пред­течи, свя­той Девы Марии. Без сомне­ния, такое без­дет­ное состо­я­ние бла­го­че­сти­вых лиц не могло быть нака­за­нием Божиим, как счи­тали мно­гие люди того вре­мени. Людей доб­рых и свя­тых не за что нака­зы­вать. Это про­ис­хо­дило по про­мыслу Божию, чтобы вели­кие и свя­тые люди рож­да­лись не столько от чело­ве­че­ской плоти по есте­ствен­ным зако­нам, сколько по осо­бой бла­го­дати Божией.

О рож­де­нии свя­того Пред­течи Гос­подь воз­ве­стил через про­ро­ков еще за много сот лет до его появ­ле­ния на свет. Про­роки гово­рили, что перед при­ше­ствием в мир Сына Божия явится в мире про­рок, кото­рый будет Его Пред­те­чей, воз­ве­стит людям о Нем, уго­то­вит сердца их к Его при­ше­ствию. И вот еще до рож­де­ния Хри­ста Спа­си­теля жил в Иудее свя­щен­ник Заха­рия Ави­е­вой чреды с женой Ели­са­ве­той из рода Ааро­нова. Это были люди, испы­тан­ные в бла­го­че­стии, посту­па­ю­щие все­гда и во всем по ука­за­нию запо­ве­дей Божиих. Но, обла­дая всеми доб­ро­де­те­лями вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ни­ков, они по воле Гос­под­ней дожили до пре­клон­ной ста­ро­сти без­дет­ными - испы­та­ние самое чув­стви­тель­ное для веру­ю­щего изра­иль­тя­нина, кото­рый в каж­дом ново­рож­ден­ном видел залог обе­щан­ного Мес­сии. Свя­той Заха­рия посто­янно вос­сы­лал слез­ные, пла­мен­ные молитвы к Богу о раз­ре­ше­нии их неплод­ства. Нако­нец, почти убе­дись, что его жела­ние неис­пол­нимо, он, может быть, даже пере­стал совсем наде­яться уви­деть когда-либо плод своих молитв. Но он ошибся: его молитва давно уже достигла Гор­него пре­стола Все­выш­него. Одна­жды, когда Заха­рия по порядку своей чреды слу­жил пред Богом, доста­лось ему по жре­бию (как обык­но­венно было у свя­щен­ни­ков) войти в храм для каж­де­ния. Во время этого свя­щен­но­дей­ствия явился ему ангел Гос­по­день по пра­вую сто­рону алтаря кадиль­ного и воз­ве­стил, что непло­дие жены его, несмотря на стар­че­ский воз­раст, скоро кон­чится, она родит сына, кото­рому имя будет Иоанн. Он предъ­и­дет пред Ним [Богом] в духе и силе Илии… дабы пред­ста­вить Гос­поду народ при­го­тов­лен­ный. Объ­ятый недо­уме­нием и стра­хом, Заха­рия усо­мнился на минуту в могу­ще­стве Божием. Он обра­ща­ется к вест­нику воли Все­дер­жи­теля с неко­то­рым недо­ве­рием и сомне­нием: «По чему я узнаю это?», ведь мы достигли уже самого пре­клон­ного воз­раста, когда есте­ствен­ным обра­зом у людей не рож­да­ются дети. Тогда ангел ска­зал ему: я, Гав­риил, пред­сто­я­щий пред Богом, и послан… бла­го­ве­стить тебе сие; и вот, ты будешь мол­чать… до того дня, как. это сбу­дется, за то, что ты не пове­рил сло­вам моим, кото­рые сбу­дутся в свое время. Между тем, народ, сто­яв­ший здесь же, при­шел в сму­ще­ние: свя­щен­ник долго не воз­вра­ща­ется из храма. Вдруг явля­ется свя­щен­но­дей­ству­ю­щий, весь блед­ный от того свя­щен­ного ужаса, кото­рый обни­мает чело­века, когда он вхо­дит в сопри­кос­но­ве­ние с миром ангель­ским. По наруж­ному виду Заха­рии и по тому, что он стал нем, народ дога­дался, что ему было видение.

Спу­стя шесть меся­цев про­ис­хо­дило подоб­ное же собы­тие в городе Наза­рете, когда архан­гел Гав­риил бла­го­ве­стил Пре­свя­той Деве Марии о рож­де­нии Спа­си­теля мира. Чтобы излить Свою надежду и радость, Свя­тая Дева Мария сразу же пошла к Своей род­ствен­нице Ели­са­вете и при­вет­ство­вала ее при­вет­ствием мира. Лишь только это скром­ное при­вет­ствие кос­ну­лось слуха Ели­са­веты, взыг­рал мла­де­нец во чреве ее; и Ели­са­вета испол­ни­лась Свя­того Духа и про­ро­че­ски ска­зала: бла­го­сло­венна ты между женами, и бла­го­сло­вен плод чрева Тво­его! И откуда это мне, что при­шла Матерь Гос­пода моего ко мне? Едва кон­чила свою хвалу Ели­са­вета, как начи­нает Свя­тая Мария извест­ную всему миру песнь «Вели­чит душа Моя Гос­пода…» Три месяца про­жила Свя­тая Дева Мария у Ели­са­веты и лишь только воз­вра­ти­лась домой, как у Ели­са­веты родился сын. В вось­мой день собра­лось мно­же­ство род­ствен­ни­ков и сосе­дей, любив­ших бла­го­че­сти­вую чету, чтобы раз­де­лить с ней вели­кую радость и совер­шить над мла­ден­цем вет­хо­за­вет­ный обряд - обре­зать дитя и наречь ему имя. «Заха­рией пусть зовется, - гово­рили род­ствен­ники, - по имени отца» (как было обы­чаем у евреев назы­вать дитя име­нем отца или деда или име­нем дру­гих род­ствен­ни­ков), находя это имя, озна­ча­ю­щее «Гос­подь вспом­нил», как нельзя более под­хо­дя­щим к обсто­я­тель­ствам рож­де­ния дитяти, испро­шен­ного у Бога дол­гой и пла­мен­ной молит­вой. Но Ели­са­вета наста­и­вала, чтобы дитя было названо Иоан­ном. Тогда посред­ством зна­ков спро­сили у отца, как желает назвать он свое дитя. Взяв дощечку, Заха­рия напи­сал: «Иоанн имя ему», и тут же раз­верз­лись его уста. Испол­нив­шись Духа Свя­того, Заха­рия вос­пел тор­же­ственно-хва­леб­ную песнь Богу на рож­де­ние сво­его сына. В ней он про­сла­вил избав­ле­ние народа Божия Спа­си­те­лем: и ты, мла­де­нец, наре­чешься про­ро­ком Все­выш­него, ибо предъ­и­дешь пред лицем Гос­пода при­го­то­вить пути Ему, дать ура­зу­меть народу Его спа­се­ние в про­ще­нии гре­хов их…

Далее, доро­гие бра­тия и сестры, по пре­да­нию, царь Ирод после изби­е­ния виф­ле­ем­ских мла­ден­цев искал воз­мож­но­сти убить мла­денца Иоанна, но не мог найти его и велел убить отца его Заха­рию, когда тот испол­нял свое свя­щен­ни­че­ское слу­же­ние в Иеру­са­лим­ском храме. Пре­ста­ре­лая Ели­са­вета, узнав, что воины ищут мла­денца, убе­жала с ним в гори­стую пустыню, но она вскоре умерла, и мла­де­нец остался один в дикой пустыне.

И нача­лась жизнь ребенка, какой мир еще не видел и какой никто из детей еще не испы­ты­вал. Бла­го­дать Божия неот­ступно была над юным пустын­ни­ком, под­го­тов­ляя его суро­выми усло­ви­ями к вели­кому про­ро­че­скому слу­же­нию, к вели­кому подвигу исправ­ле­ния жесто­ко­вый­ных сер­дец вет­хо­за­вет­ного народа. Пищей его были акриды и дикий мед, окру­же­нием - без­молв­ная пустыня, собе­сед­ни­ками - дикая при­рода и ангелы Божий, а источ­ни­ком духов­ного воз­рас­та­ния и пита­ния - Дух Божий.

Про­был свя­той Иоанн в пустыне до трид­ца­ти­лет­него воз­раста, про­ли­вая горь­кие слезы, молясь за гре­хов­ное чело­ве­че­ство и совер­шая дру­гие вели­кие подвиги, пока Гос­подь не при­звал его на обще­ствен­ное слу­же­ние. «Покай­тесь, ибо при­бли­зи­лось Цар­ство Небес­ное» (то есть исправьте свою жизнь и встре­чайте Сына Божия), - раз­дался голос свя­того Иоанна на берегу Иордана.

Под­го­тов­ляя народ к при­ня­тию Спа­си­теля, свя­той Иоанн не только при­нял Хри­ста, но кре­стил Сына Божия, и за все его труды Сам Гос­подь воз­дал ему награду, говоря: «Из рож­ден­ных женами не вос­ста­вал боль­ший Иоанна Крестителя».

Свя­тая Цер­ковь не празд­нует дня рож­де­ния ни одного свя­того, но день рож­де­ния свя­того Иоанна Кре­сти­теля почи­тает как вели­кий праздник.

Доро­гие бра­тия и сестры! Свя­той Иоанн был велик пред Богом своей пла­мен­ной любо­вью к Богу и жерт­вен­ным слу­же­нием Ему. Он был велик и своим отно­ше­нием к греху. Нет дру­гого чело­века, кото­рый был бы таким вра­гом греха, как он. Это вели­кий про­по­вед­ник борьбы с гре­хом и вели­кий про­воз­вест­ник Того, Кто стер главу змия - грех. Про­слав­ляя сего­дня вели­кого про­рока, мы должны под­ра­жать его свя­той жизни и подви­гам. Никто не дол­жен отго­ва­ри­ваться, что он не может под­ра­жать Иоанну. Если нам запо­ве­дано под­ра­жать Самому Гос­поду: «Будьте святы, потому что Я свят», то тем более мы можем и должны под­ра­жать свя­тым людям. Подвиги имеют свою меру, доб­ро­де­тели - свою степень.

Свя­той Иоанн уда­лился в пустыню, бес­пре­станно молился и бесе­до­вал с Богом, а для нас довольно будет, если будем уда­ляться от обще­ства людей раз­врат­ных, если утрен­ний и вечер­ний час посвя­тим молитве и бого­мыс­лию, если не будем по лено­сти и житей­ской суете укло­няться от богослужения.

Свя­той Иоанн вку­шал только акриды и дикий мед, хра­нил самый стро­гий и про­дол­жи­тель­ный пост, а для нашего спа­се­ния будет доста­точно хра­нить твердо хотя бы те посты, кото­рые запо­ве­дует нам Свя­тая Цер­ковь. Она ни от кого не тре­бует питаться только акри­дами; хорошо и то, если не будем упи­ваться, пре­да­ваться объ­еде­нию и невоз­дер­жа­нию, если будем есть и пить не для удо­вле­тво­ре­ния похоти, а для под­дер­жа­ния жизни и укреп­ле­ния сил к пере­не­се­нию тру­дов житейских.

Свя­той Иоанн тор­же­ственно, без вся­кой боязни, несмотря на лица, обли­чал пороки и заблуж­де­ния. От нас никто не тре­бует такого подвига. Нам оста­ется дру­гая сте­пень испо­ве­да­ния правды: на отце лежит обя­зан­ность строго обли­чать заблуж­де­ния детей своих. С матери взы­щется, если она, заме­тив худое пополз­но­ве­ние детей, со всей силой мате­рин­ской любви не оста­но­вит их. А равно каж­дый из нас обя­зан откры­вать заблуж­де­ния ближ­них, вся­че­ски ста­раться вра­зу­мить их, чтобы они оста­вили гре­хов­ную жизнь и обра­ти­лись на путь пра­во­слав­ной веры, пока­я­лись и испра­вили свою жизнь.

Свя­той Иоанн Кре­сти­тель вел борьбу с гре­хом, и мы обя­заны посто­янно вести борьбу со сво­ими гре­хами. Поэтому и Пред­теча при­зы­вает нас: «Покай­тесь! Исправьте свою жизнь!».

Пока­я­нием, сле­зами и посто­ян­ным подви­гом вни­ма­ния к своей душе будем ста­раться побе­дить грех, чтобы насле­до­вать веч­ную бла­жен­ную жизнь. Аминь.

Наверх