Проповедь по случаю пожаров (слово восьмое), 10.09.1860

Проповедь по случаю пожаров (слово восьмое), 10.09.1860

Есть время молчать, говорит Премудрый. И не к нам ли, – в теперешних обстоятельствах, – идет это замечание?! – Скорбь сжимает сердце и связывает язык. Так друзья Иова, увидев его в первый раз в страдальческом состоянии, семь дней сидели при нем молча, или не в силах будучи произнести слово от туги сердца, или не находя слов к полному выражению своего сострадания. Что могу сказать вам и я, соразмерное скорби вашей?! – Конечно, было бы много, если б я приложил к вам слово пророка Исаии о народе Божием: от ног до главы несть в нем целости (Ис.1:6); но всячески недалеко будет от истины, если приравнять состояние града вашего к другому изображению того же пророка: несть вида ему, ни доброты (Ис.53:2). Помышляя о сем, недоумеваю, утешать ли вас, или вместе с вами предаваться сетованию и плачу.

Пророк Иеремия, увидев разоренным священный город свой Иерусалим, сел на развалинах его и оплакал погибель его в плачевных песнях, составляющих ныне одну из священных книг. Не погрешил Иеремия пророк, выражая свое сетование. Не погрешили б и мы, если б вместе с вами стали оплакивать потери ваши. Но не оплаканы ли уж они, и не оплакиваются ли еще, горчае всякого плачевного слова?! – И что пользы воспоминанием растравлять раны, которые начали уже понемногу заживать от длительности?! – Итак поищем лучше слов утешения!

В сем отношении, если может утешать вас сострадание, всей душой состражду вам, и свидетельствую, что искренно состраждут вам все, до кого доходит весть о постигшем вас бедствии. Если может низводить утешение молитва; то молился и молюсь моей грешной молитвой, да Бог всякой утехи, Отец щедрот, Сам изольет утешение в сердца ваши! – Соединимся и все мы, ныне здесь собравшиеся, в единой сей молитве, и верно получим просимое, по неложному обетованию Самого Господа: воззовет ко Мне бедствующий, и услышу его, – изму его из беды, и прославлю его (Пс.90:15).

Так, – несомненно упокоит труждающихся и обремененных Тот, Кто заповедал им небоязненно притекать к Себе единому за успокоением и облегчением. Как бы только нам самим не отвратить от себя сего, готового свыше утешения, какими-нибудь неправыми чувствами и расположениями относительно того, что с нами совершается. Господь все видит, видит и самые тайные помышления сердца, и соответственно тому поступает с нами. Кто обращен к Нему всей душой и, несмотря ни на какие внешние неприятности, не погрешает пред Ним в сердце своем, того скоро не внутреннее только утешение, но и внешняя милость обыдет. О, даруй Господи, и благопоспеши!

И благопоспешит, – только не уклонитесь, Господа ради, в неправоту сердцем своим. И, во-первых, не подумайте, что все случившееся с вами есть дело чистого случая, – что око Промысла не видало и перст Божий не руководил сими происшествиями. Нет, – если волос с головы не падает без воли Божией, тем более не без сей воли пало столько домов, столько лиц потеряли свое состояние, и целый город страдал и страдает. Правда, иное бедствие Бог посылает Сам, а иное только попускает; но и попускаемое, подобно посылаемому, все же в воле Его. Ибо если б не восхотел, не попустил бы, – и никто бы не мог причинить нам зла, сколько бы силен и хитр ни был. Бог есть домовладыка в мире сем, – и ничему, против воли Своей, самочинно происходить в нем не позволяет. Не бывает ли так, что иной злодей, все приготовя к совершению зла и преодолев все препятствия, – в час, когда следует приступить к делу, поражаем бывает страхом и удерживается от злодейства?! – Бог ангела Своего посылает, и Он преграждает путь злодею, как некогда Валааму. Если не прегражден путь, если зло попущено, значит: – так Богу угодно. Так и исповедуйте в уме и сердце вашем!

Утвердившись же в сей мысли, не думайте, далее, что случившееся случилось с вами даром, т. е. ни по чему и ни для чего. Нет. Попускает ли что Господь или посылает, все с премудрой и благой целью, – во благо нам и благо вечное: – иногда для того, чтоб пробудить нас от усыпления, иногда – чтоб испытать нашу любовь к Его св. закону и твердость повиновения Ему, иногда – для исправления сердца и очищения его от страстей, иногда – для явления в большей славе преданных Ему рабов, иногда, может быть, по другим каким недоведомым планам Своего промышления, – но всегда во спасение нас и ближних наших. В сей уверенности, что бы ни постигло нас, всегда можно благодушно терпеть, отвлекая внимание от настоящей тяготы и обращая его все к могущему родиться от того благу, как и делали все страстотерпцы, и как Сам Господь учил их, – то явлением ангелов, то отверстием небес, то Своим явлением. Туда обратите очи ума и чувства сердца вашего и вы, и поревнуйте не упустить случая приять от Господа благо духовное, готовимое Им в бедствиях сих всякому, хотящему восприять и хранящему в себе должное к тому настроение духа.

Что именно хотел произвести в вас Господь посланием вам вашей беды, не с нашим умом угадать то; но, верно, в одном – одно, в другом – другое, во всяком – свое. Одно только можно счесть общим для всех, – это побуждение к покаянию и исправлению жизни. Это вообще всем и всегда нужно, – счастлив ли кто, или несчастлив. Ибо кто похвалится чисто имети сердце, аще и един день жития его на земли? – Кто, следовательно, может питать помышление, что ему не нужно покаяние, очищение, исправление, – не нужны, потому, и меры очистительные, исправительные и покаянные? – Если так, то, в настоящих обстоятельствах, лучше всех поступит тот, кто скорее обратится к очищению сердца и исправлению жизни, или, если она исправна, к исправлению своих чувств и расположений. Слезы вообще утешительны, а слезы покаяния еще больше подают утешения глубоким примирением совести и сердца со всемилостивым Господом и восстановлением дерзновения пред Ним. Их возбудить поспешите, братия, и вы, – и Господь поспешит к вам с милостью, как древле скоро помиловал Он Ниневитян, покаявшихся проповедью Иониной.

Таким образом, признав в бедствии нашем перст Божий, вразумляющий нас, войдем все вместе и каждый отдельно в себя, подвергнем все строгому совестному разбору, и если что найдем там такого, что не может быть угодно Богу, положим твердое намерение отстать от того и исправиться. Этим мы воспроизведем в себе настроение духа, способное привлечь с неба не утешение только, но и милость. Утешение при сем будет излито на нас несомненно, и излито тотчас; а милость и тотчас может прийти и может быть отсрочена, по прозрению Бога, ведущего, что спасительнее для нас. Но то несомненно, что не до конца гневается Господь и не в век враждует. Поразил, – и исцелит. В Его деснице и живот и смерть. Уповающего же на Господа милость обыдет. Сие действенное упование возродится в очищенной совести, – возродится несомненно и несомненно привлечет милость.

В сих чувствах приидите, поклонимся и припадем, и восплачемся пред Господом, сотворшим нас! – Господи, воздвигни силу Твою и прииди, во еже спасти нас! Аминь.

Наверх