Проповедь о трезвении ума

Проповедь о трезвении ума

Посему [возлюбленные,] препоясав чресла
ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте
на подаваемую вам благодать.

1Пет. 1:13

Ум, братья, – это путевождь и советник души. Бог дал животным только душу, поэтому не наделил их свободой, но руководствует их [собственным] Своим умом. Человеку же даровал Бог и душу, и ум, а [вкупе] с умом – и свободу. Ум и свобода нераздельны. Отсюда пусты все кривотолки неких философов о том, что человек и вправду имеет ум, однако свободой не обладает. Ведь из повседневного опыта ясно, что свобода – неотлучный спутник ума. Но так как человек не обладает совершенным умом, то не имеет он и совершенной свободы, пребывая так или иначе под надзором и водительством Божиим. Только Бог имеет совершенный ум и совершенную свободу; мы же – лишь образ и подобие ума и свободы Божией. Вдосталь нам ума, чтобы уразуметь волю Божию, и вдоволь свободы, чтобы сделать выбор к исполнению Божией воли. Если ум утрачивает самодержавную, руководящую силу над душой, то в душе наступает многоначалие, знаменующее собой смущение, хаос и гибель.

Что означают апостольские слова о том, что должны мы, препоясав чресла ума нашего, трезвиться? Значит – не давать уму своему пребывать в фантазиях, но сосредоточить его на размышлении о законе Божием. И к тому же – не давать уму злоупотреблять данной ему от Бога свободой, ибо иначе будет предавать он душу в рабство плоти, міру и диаволу, но пригвоздить его ко Христу, как ко кресту, дабы душа во Христе воскресла. А сверх этого – ограждать ум свой от всех произвольных мечтаний, упиваясь которыми попадает он в плен диаволу, но держать его связанным в тесноте своего сердца, где трезвился бы он молитвой и очищался плачем. Одном словом, это значит – упражнять ум так, чтобы не употреблял он свою свободу во зло, то есть чтобы не хулил он Бога живого и милостивого и не умерщвлял душу страстями.

О Господи Иисусе, Ум Божий и Божия Премудрость, помоги нам обуздать ум наш, чтобы размышлял он только о том, что́ от Тебя и Твое, и, таким образом, трезвенно бы вел душу ко спасению. Тебе слава и похвала вовеки. Аминь.

Наверх