Проповедь о том, что вместе с грехом наступает и безобразие

Проповедь о том, что вместе с грехом наступает и безобразие

И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса

будет веревка, и вместо завитых волос – плешь...

вместо красоты – клеймо.

Ис.3:23

Здесь речь идет о женщинах, роскошествующих в своем беспутстве [в серб. букв.: роскошных и беспутных. – Ред.], и о дочерях сионских, которые возгордились и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью и гремят цепочками на ногах. Что сделало гордыми еврейских женщин? Добродетель ли? Но добродетель никогда не приводит к гордыне, а напротив – врачует ее. Сила ли народа и прочность государства? Нет, как раз наоборот: пророк предвещает именно близкое рабство народа и гибель государства. И как на одну из главных причин рабства и гибели указывает он на тщеславную роскошь, духовное ничтожество и беспутство женщин. Итак, что же сделало их такими гордыми и надменными? Драгоценные украшения и вышивки, ожерелья и цепочки, шпильки и заколки, подвязки и пояса, кольца и ретушь, сумочки и зеркала. Вот что сделало их столь высокомерными и кичливыми! Собственно говоря, всё это – отражение их безумной гордости, а подлинная причина гордости – духовное ничтожество. От сего последнего и рождается гордость, а вся эта внешняя мишура, которой женщины обвешивают свое тело, есть лишь ясное выражение безрассудной гордости. Во что всё это обратится в конце концов? В смрад, в веревку, в плешь, в клеймо. Случится это тогда, когда народ поведут в рабство. Так это обычно и происходит: сперва дух порабощается плотью, а затем и плоть – внешним врагом.

Но будет это и тогда, когда придет неотвратимый завоеватель наших тел – смерть. В могиле, в царстве смрада, не помогут благовония. Не нужны будут пояса для голого позвоночного столба. Не спасут и косы от плешивости черепа, а от черного клейма смерти угаснет вся красота. Это – неизбежная участь даже самых красивых, самых дородных [в серб, букв.: здоровых. – Ред.] и самых роскошных женщин. Впрочем, не в этом самое большое несчастье. Самая большая беда в том, что душа таких женщин – со смрадом, распоясанностью, плешью и клеймом – предстанет пред Богом и пред всем небесным воинством прекрасных Божиих Ангелов и праведников. Ведь смрад плоти свидетельствует о смраде души, разжигаемой блудной похотью; распоясанность тела означает ненасытную тягу души к плотским наслаждениям, плешивость тела – отрешенность души от добрых дел и чистых мыслей, клеймо на теле – признак сожженной совести и ума.

О, как страшно видение Исаии, сына Амосова; страшным было оно в то время, страшно оно и сейчас: страшно, потому что истинно.

Господи Святый и Пречистый, помоги женщинам, осеняющим себя крестом Твоим, вспомнить о душах своих и очистить их прежде Твоего праведного Суда, – дабы души их вкупе с их телами не стали добычей вечного смрада. Тебе слава и похвала вовеки. Аминь.

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/ohridskij-prolog/8

Наверх