Проповедь о пути ко спасению (часть 3)

Проповедь о пути ко спасению (часть 3)

В прошедшей беседе мы дошли до следующего вывода: «узнай и сердцем содержи все, чему учит св. Церковь, и приемля божественные силы чрез таинства и возгревая их чрез все другие священнодействия и молитвования Церкви, иди неуклонно путем заповедей, предписанных нам Господом Иисусом Христом, под руководством законных пастырей, и несомненно достигнешь Царствия Небесного и спасешься». И это ответ, – прямой и единственный – ответ всякому вопрошающему: что сотворив, живот вечный наследуем? Все спасшиеся спаслись сим, а не другим способом, и все ныне спасающиеся спасаются так, а не иначе.

Нечего бы больше и говорить о сем. Но я боюсь, нет ли кого между вами, кто неправо о сем судит? Не думает ли кто, что не все из сказанного одинаково необходимо, или не для всех все необходимо, – что без иного, может быть, можно обойтись, не умаляя тем своего спасения, иное может быть оставлено на произвол, не будучи обязательно для всех. Потому вынужденным себя нахожу пояснить вам, что все сказанное нами, т. е. здравое учение веры, хождение по заповедям, принятие таинств, участие во всех молитвованиях Церкви и руководство законных пастырей, – все это существенно необходимо в деле спасения, так что там только и содевается спасение, где есть все в совокупности; где же чего-либо не достает, там дело спасения подвергается великой опасности и портится. – Ибо

Какого спасения чаять тому, кто не содержит истинного учения Церкви и неправо мыслит или о Боге, мире и человеке, или о настоящем состоянии нашем испорченном, или о способе нашего восстановления, который один, или о смерти и будущей участи нашей, или о каком бы то ни было догмате, – когда сам Господь говорит, что если кто отвергнется словес Его в роде семь прелюбодейном и грешном, того и Он отвергнется пред Отцем Своим, Иже есть на небесех (Мк.8:38)? А кого Господь отвергнет, где тому место? Уж верно не в Царствии Небесном. А вот есть же люди, которые говорят: как хочешь веруй, только живи хорошо, и ничего не бойся; – как будто можно жить хорошо, не имея здравых понятий о предметах, сообщаемых истинной верой. Не льститесь, братия! В состав истинной жизни входит не одно поведение, но и здравый образ мыслей, так что у кого не достает последнего, о том не следует говорить, что жизнь его исправна и хороша. С другой стороны, жить хорошо значит, жить Богоугодно, – Богоугодная жизнь вся ведется по воле Божией, – а одно из первых определений воли Божией относительно к нам, есть веровать в Того, кого Он послал (1Ин.3:23; Ин.6:29), т. е. в Господа Иисуса Христа и Его божественное учение. Значит тот, кто говорит: как хочешь веруй, только живи хорошо, – когда истинно веровать есть заповедь, – походит на такого человека, который сам разоряет основание, на котором хочет строить дом, или на такого, который хочет переплыть реку на ладье, которую сам сознательно разбивает под собой.

Какого также спасения чаять и тому, кто нарушает какие-либо заповеди Божии, например: заповедь правды или милосердия, воздержания или трудолюбия, чистоты или нестяжательности, супружеской верности или другой какой, умаляя тяжесть своих грехов каким-нибудь кривотолкованием, – например: природа влечет, сердце требует, – или стараясь заслонить их безобразный вид от совести какими-нибудь видимыми, не совсем трудными, делами благочестия, – например: хождением по церквам, устроением ценных икон и возжжением лампад? Какого, говорю, чаять спасения таковым, когда прямо говорится, что если хочешь внити в живот, соблюди заповеди (Мф.19:17)? – что неправедники, какого бы рода они ни были, Царствия Божия наследити не могут (1Кор.6:9). Нужны конечно, и нужны существенно в деле спасения, и внешние дела благочестия, но не одни: необходимо притом исполнение и всех других заповедей Божиих. Сие подобает творити, – говорит Господь, – и онех не оставляти (Мф.23:23). Как без ног идти или без крыльев летать, так без исполнения заповедей достигнуть Царствия Небесного невозможно.

Как это еще иные самовольно замышляют содевать свое спасение сами собой, не приемля Божественных сил, яже к животу и благочестию, чрез св. таинства, и не возгревая их священнодействиями и молитвованиями Церкви? Я уже объяснял, что мы падшие немощны, и шага не можем сделать на добром пути, без особенной благодатной помощи, – что благодать сия приемлется в св. таинствах, и приемлемая подобна бывает вначале малой искре, которая потом возгорается до пламени деятельным участием во всех чинах св. Божией Церкви. Все это и само собой ясно, и сознается своим опытом, и свидетельствуется всеми. А вот есть же лица, которые говорят: «вся эта церковность нужна для простых; понимающим же дело достаточно одного умственного, духовного или сердечного служения Богу». – Блаженны вы, простые души, все беспрекословно приемлющие и всякому гласу Церкви охотно повинующиеся! Вы подобны древам, посаженным при исходищах вод, которые дают плоды свои во время свое. А те, понимающие дело, – по-своему конечно, – подобны, в духовном отношении, тощим былинкам, растущим на сухой, каменистой или песчаной почве, и едва слабые признаки жизни в себе показывающим; или еще и того хуже: они подобны семенам, заглушенным еще в недрах земли, непрозябшим или перезябшим. Вообразите себе на дворе дождь, снег, дух бурен, и поставьте в такую погоду на открытом воздухе человека, неприкрытого, как должно, одеждой; – долго ли он проживет? Точь-в-точь – в таких находится обстоятельствах тот, кто чуждается таинств и всей нашей животворной церковности. Жалки такие люди! эгоизм и самочиние снедает кости их.

Наконец, Господь избрал Апостолов, – Апостолы предали дело свое епископам, определив в сотрудники им пресвитеров. Все они в совокупности составляют Богоучреждаемое пастырство в Церкви, коего дело возводить всех в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова (Еф.4:13), освящая таинствами, возгревая священнодействиями, а паче руководя советами в многораспутистом течении к духовному совершенству. – И благодарение Господу, что так есть! Мы слепы; как слепому нужен вожатай, так нам нужен указатель пути в Царствие Божие, – в очень многих случаях нужно лицо, которое как бы за руки взяло нас и вывело из запутанности мыслей и чувств, в какие повергает нас иногда враг и собственное неразумие. – Не говорите, что «руководитель всем есть слово Божие, – мы и сами прочитаем и увидим, что нужно». – Слово Божие содержит общие указания для всех, а что именно нужно мне, и в моих обстоятельствах, это должен объяснить мне другой – живой, опытный голос. Не будь сего, я должен блуждать по распутьям и быть в постоянной опасности. И вот почему благопотребна нам помощь благоразумного совета пастырского. Как же это иным и, может быть, не малому числу кажется, что у них нет других обязательных отношений к своему пастырю, кроме приглашения в случае нужды совершить таинство или другое какое священнодействие? Такие забывают, что имже несть управления, падают, аки листвие, спасение же есть во мнозе совете (Притч.11:14).

Из всего сказанного выходит снова то же заключение, что и прежде: «хочешь ли спасения, – узнай и сердцем содержи все, чему учит св. Церковь, и, приемля Божественные силы чрез таинства и возгревая их чрез все священнодействия и молитвования Церкви, иди неуклонно путем заповедей, предписанных нам Господом Иисусом Христом, под руководством законных пастырей, – и несомненно достигнешь Царствия Божия, и спасешься». – Все это существенно необходимо в деле спасения, необходимо все в совокупности и для всех. Кто одного чего не принимает или не допускает, нет тому спасения, – тот не уврачует своих немощей и не избежит болезней. Церковь Божия есть врачевательница, содержащая в своем устройстве врачевство, всякую болезнь нашу духовную врачующее. Составные части врачевства сего суть: православное учение, жизнь по заповедям, таинства с священнодействиями Церкви и руководство пастырей. – Как в болезнях телесных врачевство бывает целительно только тогда, когда оно составлено из всех означенных в рецепте веществ, так и в болезни нашей духовной, целительность может иметь место в нас только тогда, когда мы приемлем все стихии, входящие в состав единственного врачевства нашего духовного – Христианства, или Церкви. – Отнимите какую-либо стихию из врачевства телесного, – оно уже не будет иметь своего действия. Не примите чего-нибудь из того, что входит неизбежно в состав Христианства, или Церкви, – и вы сами себя лишите целительности, так вам необходимой, и следовательно останетесь в том же неуврачеванном, пагубном состоянии, – стало не спасетесь и не узрите Царствия Небесного. Аминь.

Наверх