Проповедь о постепенном духовном преуспеянии

Проповедь о постепенном духовном преуспеянии

Твердая же пища свойственна
совершенным, у которых чувства навыком
приучены к различению добра и зла.

Евр. 5:14

Питающиеся молоком чувственного рассуждения не легко могут отличить добро от зла. Они обычно приходят к выводу, что все веры имеют равную ценность, что грех – необходимая тень добродетели и что вообще зло – неизбежный спутник добра. К таким ошибочным заключениям не может прийти истинный христианин. Ведь истинный христианин – это человек зрелый, который молоком не питается, не доверяет органам чувств, а рассуждает гораздо тоньше, проводя тончайшие различия между ценностями всего сущего и происходящего. Христианину, правда, Божиим Откровением даны ясные руководства к различению добра и зла, однако и ему [самому] предлежит долгое и трудоемкое научение, чтобы, достигнув совершенства, мог он в каждом конкретном случае знать, что добро, а что зло. Это его знание, дабы быть надежным и непогрешимым, должно перейти в чувство. Ведь и добро, и зло стремятся прикоснуться к человеческому сердцу. Посему надлежит человеку опытно обучиться [тому], чтобы сердечным чувством, не мешкая, распознать, что к нему приближается, – точно так же, как языком он тотчас ощущает пресное и соленое, сладкое и горькое.

Постараемся же, братья, на всякий день и час изощрять сердце свое, чтобы всегда могло оно отличить доброе от злого. Всё, с чем мы сталкиваемся, ставит перед нами [один-единственный] вопрос: что добро, а что зло? Собственно, всё с нами случающееся – имеет место только для того, чтобы могли мы распознать добро и избрать его. Сторицею на день предстоят нам такие искушения. Имеющий очи видеть – да видит.

О Господи человеколюбивый, согрей наше сердце добром, сущим от Тебя. И умудри нас, Господи, к различению добра и зла. И укрепи нас, Владыко, к тому, чтобы всегда могли мы с любовью принимать добро и отвергать зло – во славу Твою, Человеколюбие, и во спасение наше. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.

Наверх