Проповедь о мучениях Давида и о предречении страданий Христовых

Проповедь о мучениях Давида и о предречении страданий Христовых

Обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша мя;

ископаша руце мои и нозе мои.

Пс. 21:17

Это таинственное переживание кающегося Давида есть в то же время ясное пророчество о Христовых страданиях. Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2Тим. 3:12), – говорит апостол Павел. Когда царь Давид грешил, бесы ему не являлись и не тревожили его. Но когда стал он каяться и направлять свою жизнь на путь Божий, то злые демоны окружили его, ополчились против него и стали истязать. Речь здесь не о людях, а о бесах, которые либо сами являются кающемуся грешнику, либо мучают его через людей. Не назвал бы Давид людей Божиих, венец Божия творения, псами; но псами наименовал он демонов, являющихся праведным людям либо в виде псов, либо в облике змей, либо как эфиопы [в серб. букв.: черные, негры. – Ред.], либо как львы, либо в каком-то ином обличье. А то, что под псами разумеет он здесь злых духов, в этом мы можем удостовериться, читая жития великих подвижников, которым демоны, желая их устрашить, являлись именно в таком виде. И еще мы можем убедиться в этом, памятуя о словах Господа Спасителя, изрекшего с креста: Отче! прости им, ибо не знают, что делают! (Лк. 23:34). Это значит, что не свою волю творят они, а чью-то чужую волю, то есть бесовскую. Пси мнози и сонм лукавых собрались, чтобы уничтожить Владыку Христа. Если не смог диавол-искуситель победить Господа на Горе искушений своими лживыми обещаниями, то все свои усилия сосредоточил он на том, чтобы истребить Его руками людей – бесчестной смертью на кресте. Посмотрите, братья, как ясно это пророчество! Ископаша руце мои и нозе мои. Ни к кому в истории міра невозможно было отнести эти слова, как только к распятому Спасителю. Указаны в пророчестве и все подробности страданий Спасителя: Разделиша ризы моя себе, и о одежди моей меташа жребий. Всё это свершилось так, как предречено, – доподлинно всё! Однако диавол ошибся в расчетах. Помышлял он смертью уничтожить Сильнейшего смерти. Думал обесчестить Того, Кто только и наделяет честью всякое творение. Владыка Христос Своим славным воскресением победил и посрамил диавола и весь сонм его псов и дал нам, людям, силу и власть над ними. Весь языческий мір был не в состоянии отогнать одного единственного демона, а мы можем именем Христовым и Его крестом развеивать как дым легионы бесов, ибо после пришествия Христа в мір стали они подобны побитым и испуганным собакам.

О Господи, Победитель и Спаситель, Тебе слава и похвала вовеки. Аминь.

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/ohridskij-prolog/10

Наверх