Проповедь о бедствии тех, кто приходит ко Христу, а затем отступает от Него

Проповедь о бедствии тех, кто приходит ко Христу, а затем отступает от Него

Ибо если, избегнув скверн міра сего чрез

познание Господа и Спасителя нашего

Иисуса Христа, опять запутываются в них

и побеждаются ими, то последнее бывает

для таковых хуже первого.

2Пет. 2:20

Светло солнце, братья, а еще светлее – слова апостольские. Солнце освещает тела, братья, а души не способно оно осветить, тогда как апостольские слова освещают именно души. Все восхождения души и все ее бездны апостол созерцает ясно, а потому – движимый горячей любовью – и освещает их для нас, чтобы вывести нас на чистый путь спасения. В нескольких словах дает он нам два значительных поучения. Первое поучение гласит: скверн міра сего нельзя избежать иначе, как только через познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Прежде всего, без познания Господа Иисуса невозможно ни увидеть, ни осознать нечистоту сего міра, а затем без познания Господа Иисуса человек не способен очиститься от сей скверны. Второе поучение сводится к тому, что если, приобщившись познания Господа Иисуса, человек избегнет скверн міра сего, а потом снова в них запутается, то сие последнее для него оказывается хуже первого. Ибо, познав свет, он паки возвращается во тьму – и тьма для него становится еще темнее; и познав правду, он опять погрязает в неправде – и кара для него бывает еще страшнее; и познав святость, он вновь ниспадает в животное состояние, которое проявляется в нем с сугубым неистовством. Святой апостол не стесняется сравнить такого идущего на попятную человека с псом, возвращающимся на свою блевотину, и со свиньей, которая, когда ее вымоют, снова идет барахтаться в грязной луже.

Познавший Господа Иисуса узнал всё, что́ ему нужно для спасения; стяжал он широкий кругозор, чтобы видеть и скверну, и ложь, и неправду, – и получил силу, чтобы убегать от всего этого. Итак, да не возвращается он вспять, чтобы не поглотила его вечная смерть. И да не искушает Бога до бесконечности. Ибо если Бог был скор спасти его в первый раз, то во второй раз не будет Он уже так спешить, а в третий – и подавно. О, как ясны и светлы апостольские слова, братья мои!

О Господи Иисусе, Спаситель всемогущий и всеблагий, не отступи от нас в минуты слабости и защити нас, если скверны міра сего снова повлекут нас к себе. Тебе слава и похвала вовеки. Аминь.

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/ohridskij-prolog/7

Наверх