Проповедь на Вход Господень в Иерусалим

«И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем» (Лк. 19:41). О каком же городе плачет в торжественный момент Сладчайший Спаситель?

Может, о Тире, Сидоне, Вавилоне, которые, не зная истинного Бога, погибали в разврате и беззаконии? А может, Он плачет и жалеет о другом каком-либо городе, который не знает Бога? – Нет, Христос Спаситель плачет в нынешний день о том городе, который отличен Божиим благоволением, который избран из всех городов для особого Богоприсутствия, для Божьего жилища, для откровения славы Божией. Он плачет о городе, в котором через несколько дней совершится искупление рода человеческого, о том городе, который первым услышит весть о преславном Воскресении Христовом и из которого эта весть распространится во все концы вселенной. Об этом городе плачет сегодня Христос. Что же исторгает пречистые Его слезы в этот радостный день, когда, по свидетельству Евангелия, все восклицали Ему «осанна», когда «весь город пришел в движение и говорил: кто Сей?» (Мф. 21:10), встречая Его как истинного Царя и Бога?

Святое Евангелие свидетельствует, что Христос за время Своей земной жизни трижды плакал. Плакал он вчера над другом Своим Лазарем, будет плакать через несколько дней в Гефсиманском саду, молясь до кровавого пота о Чаше и прося Отца Небесного: «Если возможно, да минует Меня чаша сия» (Мф. 26:39). Плачет Христос и сегодня, в день торжественного входа в Иерусалим. Слезы в Гефсиманском саду исполнены глубокой тайны и не подлежат объяснению. Слезы сострадания людскому горю, плач над другом Лазарем тоже исполнены таинственности. К чему было плакать Спасителю над тем, кого Он, вырвав из объятий холодной и жестокой смерти, воскресит через какое-то мгновение? Слезы же, сегодня проливаемые Христом при виде Иерусалима, больше всего понятны. Христос плачет над Иерусалимом, над его жестокостью, заблуждением и нераскаянностью. Плачет над его жителями, которые сами себя обрекли на осуждение. Они с восторгом встречают Его, входящего в город, оказывают Ему почести – и не признают в Нем Вестника Царства Небесного, Царства, которое Он вместе со Своим пришествием низвел на землю, давая возможность желающим войти в него. Плачет, что люди не познают времени своего спасения: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих» (Лк. 19:42). И потому «...окружат тебя и стеснят отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк. 19:43-44).

Не уразумел Иерусалим Божественного посещения. Не разумеем, братья и сестры, и мы его. И плачет Христос не только о Иерусалиме и о его жителях, плачет Он о каждом из нас. Плачет Он о тебе, жестокий человек, когда ты не имеешь в своем сердце мира, всепрощения и любви и оттого сам страдаешь и причиняешь горести другим. Плачет, когда ты не исполняешь заповедей Христовых, когда ты, будучи христианином, не живешь по-христиански, губишь время в суете, забывая, что «едино есть на потребу». Плачет Он и о простом мирянине, и о недостойном священнослужителе – о всех нас, когда мы не понимаем Его посещения ради нашего спасения. Такими посещениями исполнена жизнь каждого из нас. Их трудно перечислить, потому что они неповторимо личные. Особым посещением можно, к примеру, назвать дар веры, любви и христианской надежды, дар молитвы, дар богослужения, церковных праздников, дар таинств святой Церкви. какой богатый дар – Покаяние и Причащение, в которых происходит благодатное соединение с Господом! «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем... и Я воскрешу его в последний день...» (Ин. 6:53-54,56). Есть особые посещения в минуты житейской скорби, болезни, потерь и лишений. Благочестивые люди обычно в такой момент говорят: меня посетил Господь. Такие посещения помогают более трезво оценивать себя и других, все происходящее вокруг, они помогают человеку подчас проснуться от греховного сна и прийти в разум истины. Бывают особые посещения и в минуты жизненной радости и благополучия, когда душа на крыльях воодушевления поднимается горе. Посещений множество. Нынешнее преславное посещение Господне Иерусалима касается не только города и живущих в нем, но и каждого сердца, каждой человеческой души. Важно быть зрячим, чтобы увидеть, важно быть способным уразуметь в Божественных посещениях милость своего Бога и Спасителя, в меру возраста Которого мы призваны возрастать (Еф. 4:13).

Изменчивы нравы людей. Меняется наше настроение, меняются наши действия и поступки. Вот Иерусалимские жители: потрясся город от восторгов, жители постилают свои одежды на пути, по которому идет Господь. Дети бросают ветви к Его ногам. Криками «осанна» все воздают Ему честь и славу, признают Его и Сыном Давида, и своим Царем. Но пройдет очень немного времени – и тот же самый народ будет злобными криками «распни, распни Его!» требовать Его крови и Его смерти.

Бывает особое осенение и особый восторг и в нашей жизни. Его можно назвать состоянием нашего «осанна». Кажется, в такой момент все становится ясным как Божий день: и бытие Бога, и наше бессмертие, и крест, и цель существования. Но проходит какое-то время – и все меняется: мы вновь, осуетившись, становимся мрачными, мелочными, раздражительными и завистливыми, уподобляемся иерусалимской толпе. Забыв светозарные моменты Божьего посещения, мы своими греховными мыслями и делами распинаем вновь Христа.

Если мы, братья и сестры, пришли сегодня в храм Божий, чтобы прославить нашего Спасителя по случаю входа Его в Иерусалим, зажжемся светом и радостью Божественного посещения и будем помнить, что оно необходимо для дела нашего спасения. Будем побеждать в себе всякую низменность, порочность и нечистоту, всякую неправду и всякий мрак, помня о том, что помощь Божия всегда с нами! Христос сопутствует нам, насталяет нас на всякую истину, плачет о нашем неразумии и радуется нашему восстанию от греховного сна. Познаем, братья и сестры, время нашего посещения (Лк. 19:44) и вместе со множеством народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, воскликнем: «Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин. 12:13). Аминь.


Источник: http://foma.in.ua/articles/blazhennejshij-mitropolit-vladimir-propoved-na-vkhod-gospoden-v-ierusalim

Наверх