Проповедь на Великую Среду Страстной Седмицы. 11 апреля 2012 г.

Проповедь на Великую Среду Страстной Седмицы. 11 апреля 2012 г.

В древности считалось, что тот, кто в среду и пятницу не постится, тот и не христианин. В пятницу установлен пост ради памяти о том, что в этот день был распят Иисус Христос, а среда – это день, когда Иуда задумал предать Христа Спасителя. Великая Среда как раз этому и посвящена. Богослужение вообще так устроено, что мы через молитву становимся соучастниками тех событий, которые происходили две тысячи лет назад, потому что они для нас очень назидательны. Каждый год мы проживаем эти святые дни Страстной седмицы. Страстная – от слова “страдание”, которое пережил Сын Человеческий, Который, будучи Богом, сошёл на землю, чтобы прожить обыкновенную человеческую жизнь и для того, чтобы тех, кто захочет, привести за Собой в Царствие Небесное.

Одно из испытаний, которое Ему надлежало пройти — это предательство. Каждый человек в своей жизни неизбежно с этим сталкивается в той или иной степени. Предательство бывает самое разнообразное. Человек может предать и собственное дитя, и отца с матерью, и жену, и друзей. В частности, очень распространено, когда подруги друг друга предают. Вроде дружат лет двадцать, а потом очень легко совершают предательство. В том, что произошло с апостолом Иудой, очень хорошо видно, что предательство, во-первых, всегда имеет некую корысть. У него была корысть материальная, но бывает корысть и душевная. Например, когда человек ради каких-то поблажек своей душе готов предать другого человека, чтобы своей душе сделать нечто приятное. Не всегда корысть выражается в денежном выражении, как у Иуды. Предать своего Учителя за тридцать серебряников, сумма значительная. Вблизи Иерусалима можно целый участок земли купить.

Второе, что нам очень важно извлечь из этого события, что предательство на пользу не идёт. Иуда замучался совестью и удавился. Так и не успел купить эту самую землю, а деньги бросил. Не пошло ему это на пользу. Ни одно предательство не может идти на пользу человеку. Недавно один молодой человек пятнадцати лет сказал такую фразу, над которой я думаю уже три дня. Он сказал, что в нашем мире совесть уже не нужна. Замечательный пятнадцатилетний философ. Наблюдая нашу жизнь взрослых людей, он понял, что совесть – это некий атавизм. Интересно понаблюдать за ним, как он сумеет от неё избавиться. Иуда, когда предавал Христа Спасителя, тоже думал, что это очень легко ему сойдёт с рук. Прикуплю земельку, построю себе что-нибудь. Не вышло.

В храм ежедневно приходит очень много женщин, которые и двадцать, и тридцать лет назад, и десять, а некоторые и в этом году совершали предательство по отношению к своим детям – вместо того, чтобы их родить, они их убили. Почему они задумали их убить? Потому что думали, что так будет легче, потому что ребёнок – это обуза, им надо заниматься, его надо кормить, дополнительные расходы, а самое главное – менять ту жизнь, которая есть сейчас. Ребёнок вторгается и заставляет всех вокруг него крутиться, а этого не хочется. Поэтому думают: “Да, убью”. Не тут-то было. Приходят, плачут и спрашивают, что им теперь делать. Ничего. Если ты ограбил банк, ты можешь продать свою квартиру и вернуть деньги. А если человека убил? Возьми десять сирот и воспитай. Молодец, но того-от убил, это уже не исправишь. Или изменить жене. Можно попросить прощения, может она и простит, но назад в предыдущее состояние ты уже не вернёшься никогда, ты уже не сможешь не быть изменником. Ты с этим будешь жить, с этим ты и умрёшь. Поэтому, даже если ты предал, но тебя простили, это не значит, что это исчезло в твоей душе. Предательство – это вещь, которая действует разрушительно на душу самого предателя. Он, к сожалению, никогда не сможет это забыть. Это всегда будет с ним. Тот, кто предаёт, обрекает себя на большие страдания, чем тот, которого предают. Как бы ни привлекательно это было для нас с вами, как бы себя ни оправдывали какой-то мнимой необходимостью или тем, что тот человек, которого мы собираемся предавать, этого вполне достоин, всё равно со своей совестью никак не примиришься.

Этот мальчик, про которого мне рассказали, я его лично знаю, надеется, что он куда-то свою совесть отложит и она не будет его мучить. Это не так. Одно дело, когда человек мучается тем, что что-то не смог сделать или совершил какую-то ошибку, а другое дело – предательство. Предательство – это всегда сознательное действие, в результате которого человек невинный страдает из-за тебя. Дорогие мои, хуже этого нет ничего на свете.

Христос как Бог мог Себя и защитить. Потом, как мы убедимся, на Тайной Вечери, хотя Он и призывал Иуду, и знал, что он это задумал, как Бог, Он не стал этому противиться. Ни один человек на земле из семи миллиардов не может показать на Христа пальцем и сказать: “Тебе хорошо рассуждать о любви к ближним, Тебя никогда не предавали”. Христос прошёл и это. Ни один человек не может показать пальцем и сказать: “Ты не испытал того, что нам пришлось испытать”. Тем не менее, не оскудела в Нём любовь к ближним, понимая всю низость совершённого поступка человеком, который был Его учеником. Ученики часто предают своих учителей, и учителя тоже предают своих учеников. В нашем мире что только не происходит. Сколько гадостей всяких люди делают друг другу. Христос пришёл для того, чтобы нас от этого освободить, чтобы на Своём собственном примере показать весь кошмар и ужас этих поступков, и как они разрушительно действуют на нас самих. Поэтому, если нам удастся усвоить Евангелие и ту благую весть, которую нам принёс Христос, не только в словах, но и в Своих поступках, то от многих грехов мы сможем сохраниться в нашей жизни.

Наверх