Проповедь на Рождество Христово, 1860 г.

Проповедь на Рождество Христово, 1860 г.

Слава Тебе, Господи! – Дождались мы и еще светлых дней Рождества Христова: повеселимся теперь и порадуемся! – Св. Церковь нарочно для того, чтоб возвысить наше веселие в дни сии, учредила пред ними пост – некоторое стеснение, чтоб вступая в них мы чувствовали себя, как бы исходящими на свободу. При всем том однако ж она никак не хочет, чтоб мы предавались услаждению только чувств и одним удовольствиям плотским. Но исстари, наименовав дни сии святками, требует, чтоб само веселие наше во время их было свято, как святы дни. Чтоб не забылся кто веселясь, – она вложила в уста нам краткую песнь во славу Христа рождшегося, которой остепеняет плоть и возвышает дух, – указывая ему достойные дней сих занятия: Христос раждается – славите и проч. – Славьте же Христа, – и славьте так, чтоб сим славословием усладилась гортань, душа и сердце, и тем заглушился позыв ко всякому другому делу и занятию, обещающему какую-либо утеху.

Славьте Христа. – Это не то что – составляйте длинные хвалебные песни Христу. Нет... Но если помышляя или слушая о рождестве Христа Спасителя, вы невольно из глубины души воскликнете: слава Тебе, Господи, что родился Христос. Этого и довольно. Это будет тихая песнь сердца, которая пройдет однако ж небеса и внидет во уши Божии. Воспроизведите немного пояснее то, что совершено для вас Господом, – и вы увидите, как естественно ныне нам такое воззвание. – Чтоб это было для вас легче, приравните к сему следующие случаи. Заключенному в темнице и закованному в узы царь обещал свободу... Ждет заключенник – день-другой, ждет месяцы и годы... не видит исполнения, но не теряет надежды, веря цареву слову. Наконец показались признаки – что скоро; внимание его изощряется, он слышит шум приближающихся с веселым говором; вот спадают запоры дверей – и входит Избавитель. Слава Тебе, Господи! восклицает невольно узник. Пришел конец моему заключению, скоро увижу свет Божий! – Другой случай. – Больной, покрытый ранами и расслабленный всеми частями, переиспытал все лекарства, и много переменил врачей. Терпение сие истощилось, – и он готов был предаться отчаянному гореванию. Говорят ему: есть еще искуснейший врач, всех вылечивает, и именно от таких болезней, как твоя; мы просили его, – обещал прийти. Поверив, больной, возникает к надежде и ждет обещанного... Проходит час, другой, более, – беспокойство снова начинает точить душу... – Под вечер уже кто-то подъехал... идет... отворилась дверь, – и входит желанный... Слава Тебе, Господи! вскрикивает больной. Вот и еще случай! – Нависла грозная туча, – и мрак покрыл лицо земли; гром потрясает основания гор и молнии прорезывают небо из края в край: от этого все в страхе, – будто настал конец мира. Когда же потом гроза проходит и небо проясняется, всякий свободно вздыхая говорит: слава Тебе, Господи!

Приблизьте сии случаи к себе и увидите, что в них наша история. Грозная туча гнева Божия была над нами... Вот пришел Господь-примиритель и разогнал тучу сию. Мы были покрыты ранами грехов и страстей. Вот пришел врач душ, – и исцелил нас... Были мы в узах рабства... Вот пришел освободитель и разрешил узы наши... Приблизьте все сие к сердцу своему и восприимите чувствами своими; – и, думаю, не можете удержаться, чтоб не воскликнуть: слава Тебе, Господи, – что родился Христос! – Услышал сию весть отец Предтечи – Захария и воззвал: благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем Своим, и воздвиже рог спасения нам и проч. (Лк.1:68). Услышала пречистая Дева, и воспела: величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем (Лк.1:46–47). Услышали Елисавета и младенец во чреве ее... и возрадовались. В самый же час рождения Господня небо все подвиглось на славословие, и всякая тварь – разумная и неразумная. Пастыри, волхвы, Симеон праведный и Анна пророчица – воспели славу Богу рождшемуся, восприяв сердцем, что рождением Своим Он сотворил избавление людям. Восприимите и вы сие чувством, и возрадуется сердце ваше и радости сей достанет вам не на эти только дни, но и на всю жизнь, – такой радости, при которой не захочет искать других радостей, – и если сами придут, будет встречать их и останавливаться на них мимоходом, как на деле придаточном и случайном, если не излишнем.

Не усиливаюсь словом моим привить к вам такую радость: это не доступно ни для какого слова. Дело, совершенное Господом рождшимся, касается каждого из нас. Вступающие в общение с Ним, приемлют от Него свободу, врачевство, мир; – обладают ими, и вкушают сладость их. Тем, кои испытывают их в себе не за чем говорить: радуйтесь... ибо они не могут не радоваться, а тем, кои не испытывают – что и говорить: радуйтесь; ибо они не могут радоваться. Связанный по рукам и ногам, сколько ни говори ему: радуйся избавлению – не возрадуется; покрытому ранами грехов откуда придет радость уврачевания? Как воздохнет свободно устрашаемый грозой гнева Божия? Таковым можно только сказать: пойдите вы к Младенцу повитому, лежащему в яслях, – и ищите у Него избавления от всех обдержащих вас зол, ибо это Спас мира Христос.

Желал бы я видеть всех вас радующимися сей именно св. радостью и не хотящими звать других радостей. – Но не все сущие от Израиля суть Израиль. Начнутся у вас увеселения пустые – буйные, разжигающие похоти: глазерство, кружение, оборотничество. Любящим сие, сколько ни говори: – укротитесь, – они затыкают уши свои, – и не внемлют, – и всегда доведут светлые праздники до того, что заставят милостивого Господа отвратить очи Свои от нас и сказать: мерзость Мне все эти празднества ваши. – И на деле так есть, что многие из наших увеселений общественных суть воистину мерзость языческая, т. е., одни прямо перенесены из языческого мира, а другие, хотя и позже произошли, пропитаны духом язычества. – И как будто нарочно они изобретаются в большом количестве в дни Рождества и Пасхи. Увлекаясь ими, мы даем князю мира – мучителю своему, противнику Божию повод говорить к Богу: – что сделал Ты мне рождеством Своим и воскресением?!.. все ко мне идут! Но, братие, чаще да проносятся во глубине сердца вашего слова 50-го псалма, что оправдится Господь во словесех Своих и победит, внегда судити Ему.

Нас увлекает просвещенная Европа! Да, там – впервые, – восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие. И оттуда уже перешли они к нам и переходят. Дохнувши этим чадом адским, мы кружимся как помешенные, сами себя не помня. Но, братие, припомним 12 год. Зачем это приходили Французы?.. – Бог послал их истребить то зло, которое мы у них переняли дотоле. – Тогда покаялась Россия и Бог помиловал ее. – Но вот, кажется, начал забываться тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлет на нас Господь учителей наших, чтоб привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему. Это не пустые слова, но дело, голосом Церкви утверждаемое, как ныне же услышите вы в молитве на молебне. Ведайте, что Бог поругаем не бывает, и ведая сие, веселитесь и радуйтесь во дни сии со страхом. Освятите светлый праздник святыми делами, занятиями и увеселениями, чтоб все, смотря на нас, сказали: у них святки, а не буйные какие-нибудь игрища не знающих Бога – нечестивцев и развратников. Аминь.

1860 г.

Наверх