Проповедь на Преображение Господне, 2015 г.

Проповедь на Преображение Господне, 2015 г.

Итак, мы вместе со всею Церковью достигли праздника Преображения Господня. Это самый сладкий праздник церковного года благодаря виду этих прекрасных плодов земли, которые приносятся в церковь. Но в наших краях это не так явно – что мы можем принести в этот день в церковь с того урожая, что мы вырастили? Ну только огурцы и, может быть, у кого теплицы есть, ещё помидоры. А вот в странах южных уже действительно и виноград поспел, и какие-то виды персиков. Когда-то в древности это, конечно, всё имело смысл, потому что каждый крестьянин, а это было большинство населения христианских стран, жил от того, что взрастит земля. Ну и, понятно, за тысячелетия обработки земли труженики давно заметили, что от их труда зависит совсем не всё. Ты можешь трудиться, а саранча всё съест. Ты можешь трудиться, а ранний мороз убьёт всё. Ты можешь трудиться, а испепеляющая жара сожжёт твой труд – целое поле не укроешь от палящего солнца. И так далее. Вот всякими стихиями повелевает Господь, поэтому в каждой церковной молитве всегда присутствовало прошение о благорастворении воздухов, чтобы не было слишком холодно или слишком жарко, чтобы не побил урожай град. Потому что от этого зависит, будем ли мы не только сыты, а вообще живы. Сейчас, конечно, при новых технологиях, при развитии транспортных коммуникаций вообще об этом можно не беспокоиться: картошечка из Израиля, яблочки из Польши (до некоторого времени; но и то просачиваются). Можно вообще ничего не делать. Торговать тем, что у тебя есть, и так всё наладить. И так у нас и было. Если по России проехать, на полях берёзы растут толщиной с ногу уже, а не с руку. А зачем? Да и некому. Не только земля не рожает, но и народ не рожает. А зачем? А в древности было не так. Каждый ребёночек воспринимался как дар Божий, потому что рождается новый труженик, который будет помогать в хозяйстве и выращиванием скота, и тем, что будет убирать урожай и ткать одежду. И всё люди делали сами. Поэтому такой обычай возник именно в день Преображения, когда появляются уже плоды первого урожая, приносить их с благодарением Богу. Сейчас, конечно, смысла нет. Это всё равно что кулич купить в магазине. Не ты его сеял, не ты его пёк, твоё всё усилие – привезти его в храм, окропить водой и съесть. Экие такие вообще труды! Остаётся только внешняя форма.

Но понятно, что это всего лишь такое совпадение, что в этот день Преображения приносят плоды земли трудящиеся люди. А смысл праздника, конечно, совсем другой, потому что Господь пришёл на землю не для того, чтобы мы были сыты, и не для того, чтобы вкусно ели в эти такие благодатные времена последних дней августа. Нет, совсем не для этого. А для того, чтобы мы духовно преобразили свою жизнь. Господь наградил нас верой. Все люди, которые пришли в Церковь, пришли к Богу, это люди, которые получили награду от Бога. Причём награду не за труды, а за то, что Господь в каждом из нас углядел вот эту возможность для преображения. Поэтому дал нам веру, чтобы с помощью веры наша жизнь преобразилась. Сначала, конечно, жизнь внутренняя. И вот это преображение, о котором в самом начале Своей проповеди говорил Господь: Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное (Мф. 4, 17). Потому что первый шаг преображения – это покаяние. Покаяние – это значит, что человек увидел то, в чём ему нужно измениться. Потому что изначала человек не видит. Как маленький ребёнок – орёт в храме, он не видит, что орать в храме неприлично. Но подрастёт – начнёт примечать, что вокруг люди стоят, не орут, значит, и мне это не пристало. Потихонечку до него дойдёт, даже если ему не говорить, что кричать нельзя. Чтобы ускорить этот процесс, отец с матерью могут ему говорить: «Знаешь, орать в храме нельзя». Так потихонечку этот процесс может быть ускорен. И уже возникнет преображение: то крик, шум-гам, а то – благоговейная тишина. Вот те люди, которые в том приделе шумят, тоже не понимают. Люди отвлекаются от главного – куда пришёл, зачем? – и начинают как-то о чём-то своём заботиться.

И вот, преображение заключается в том, чтобы человек немножко отвлёкся от своей жизни, от своих дынь, арбузов, винограда. А наоборот, обратил внимание на Бога. Ради чего Он пришёл на землю, ради чего пролил кровь? Ответ очень простой – чтобы мы из плохих сделались хорошими. Причём, хорошими не с точки зрения какого-то человека или какой-то философской мысли, а с точки зрения самого Бога. Потому что только Бог знает, что такое хорошо и что такое плохо. Может знать и человек, но наученный от Бога. А если человек от Бога не получил это знание, он не знает, что такое хорошо и что такое плохо. И возникают страшные ошибки, о которых и Господь предупреждал: Придет время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем творит службу Богу (Ин. 16, 2). Сейчас на земле уже сотни тысяч людей заняты не тем, что разделывают домашний скот или режут арбузы, а отрезают головы людям – они думают, что этим они творят службу Богу. Но с точки зрения Бога этого не может быть, потому что каждый человек, даже заблуждающийся, это есть дитя Божие, которого надо просветить, а совсем не отрезать ему голову, как простому барану. Но вот, у людей такое происходит в мозгу, что они начинают воспринимать действительность так, что верят, что отрезать голову другому человеку – это служба Богу. И человек может очень быстро дойти до такого озверелого состояния. А Богу угодно, чтоб мы не только не озверели, а чтоб мы из человеков преобразились бы в Ангелов. С чего нужно начинать? Начинать нужно с ближних. Вот живут два человека в одном доме. Можно жить, как псы: всё время рычать друг на друга, всё время кусать, всё время нападать, всё время жаловаться друг на друга. А можно это всё преобразить: начать терпеть, начать друг другу помогать, начать смиряться, начать друг другу служить, начать друг другу помогать в несении болезней. Каждый человек так может. Даже в животном мире мы это наблюдаем: время от времени бывает так, что мама-кошка погибает, а собака начинает кормить котят, которые остались без материнского молока. Если неразумное животное на это способно, то тем более разумный человек. Люди же – нет, и некоторые уже на закате своей жизни превращаются не в ангелов, как это Господь бы хотел, для чего нам веру даровал, а в сущую ведьму и бабу-ягу.

С чего надо начинать преображение? Прийти сегодня домой, посмотреть в зеркало на свою мрачную рожу, сказать: «Почему у меня рожа такая мрачная? Потому что я злой человек. Мне надо преобразиться». Но преобразиться не как в школе Станиславского, когда надо представить, что ты счастливый, добрый человек, и это из себя изобразить. Это никому не нужно, это называется «накрашенный гроб» (см. Мф. 23, 27). Гроб можно накрасить, цветочки прибить, всякую ткань, если деньги есть, так можно вообще лаком покрыть, но внутри всё равно труп. Поэтому это не годится. А нужно стать таким. А стать можно только совершая дела. Если ты ленивый, как тебе сделаться трудолюбивым? Очень просто. Начинай с уборки своего дома: вымой всё, вычисти, разбери шкафы, протри пыль, даже сверху буфета, шкафа, пойди на рыночек, купи стремянку, слазь, возьми тряпочку, намочи, отожми, вытри. А через четыре дня повтори это. И так месяц, два, год. Пройдёт два с половиной года, смотришь, а ты уже трудолюбивый. Так же и с ленью на молитве. «Я, – говорит, – не могу заставить себя молиться». Экие большие усилия – сложить троеперстно руку, осенить себя крестным знамением и сказать: «Господи, помилуй!». Ой, прям кубометр земли вырыть! Нет, не могу. Не «не могу», а «не хочу», потому что никто ж тебя не заставляет делать тысячу поклонов. «Господи, помилуй!» Какие страшные усилия! Но нет, просто лень. И вот, человек может из ленивого сделаться трудолюбивым. Так же из жадного сделаться щедрым. Из бросающегося на всех демона или бабы-яги превратиться в добрую, хорошую, доброжелательную, участливую женщину. Потом подойдёшь к зеркалу через годик, смотришь – на тебя глядит светлое лицо, и морщин-то уже столько нет, и взгляд не исподлобья, а открытый, светлый, и все соседи: «Здравствуйте!», и все рады, потому что в ответ – улыбка, приветствие. Один человек добро сердца посылает другому. И всё вокруг – не только внутри, но и вокруг – начинает преображаться. Преподобный Серафим говорил: «А ты стяжи мирный дух, и вокруг тебя спасутся тысячи». Потому что жить в этом мраке, в злобе, в раздражении, в подозрительности, в негодовании, в постоянном осуждении очень тяжело и болезненно, потому что это есть подлинный ад. И вот, Господь и хочет спасти человека от этого ада. А спасти можно только единственным способом.

Всяческие философы, политические деятели, они идиоты. Потому что они хотят мир преобразить вокруг. Ничего не получается. Что бы они ни строили, получается концентрационный лагерь смерти. Почему? Потому что хотят преобразить не сердце человека, а внешнюю жизнь. И получается что? Бараки, колючая проволока. Ничего другого. В любой стране мира, как только затевают сделать людей счастливыми, заканчивается всё концентрационным лагерем и отрезанием голов, больше ничем. Потому что человек этому не подчиняется. <Человек обретёт счастье>, только если он преобразится сам. Представим себе, сто человек на один процент станут добрее. Что это значит? Это значит, 99 останется такими, как были, а один станет святой. И он уже будет этот свет радости, добра, прощения других, терпения, распространять и на других. И все вокруг – и дети, и внуки – все будут преображаться, потому что будут наталкиваться на добро, снисходительность, на готовность помочь, на желание подставить плечо, а не наоборот, затоптать. Всё наоборот. Жизнь улучшится. И в нашей жизни есть поле, оно огромное, для того, чтобы нам преображаться. И вот, Господь хочет именно этого. И это действительно, и в Писании написано: блаженнее давать, нежели принимать (Деян. 20, 35). Гораздо. Это и сердцу веселее, и Богу угодно. Это только маленький ребёнок, неразумный, ещё не обученный: «А мне? А мне? А мне? И я хочу!». Потому что он грешный человек, что в нём? Только обыкновенная человеческая зависть. А человек, наученный христианству, наоборот, лучше даст: «Да ничего не надо, да возьмите». Да, можно приобрести что-то материальное, но потеряешь-то духовное. А попробуй, за материальное приобрети что-нибудь духовное. Пойди в булочную и скажи: «Отрежьте мне 800 грамм чего-нибудь духовного». Нет. Это возможно, только трудясь самому. Только сам.

Это как и с плодами. Если ты пошёл на рынок, купил винограду, принёс, освятил, собственно, а что в этом? Да ничего. Купил и съел. Другое дело – ты сам лозу вырастил и радуешься тому, что Господь тебя благословил урожаем, это другое дело. Так и для Бога – если ты что-то купил и показываешь, это Богу неинтересно. Богу интересно, что ты сам из себя создал с Его, конечно, помощью, кем ты стал в результате того, что Он вложил в тебя семя веры, какие ты принёс плоды – в два раза, в пять раз или в десять. Вот что важно для Него. Вот что важно для вечности. Ты действительно преобразился в результате той веры, которую получил, или остался таким, как есть, то есть закопал свой талант – то, что тебе дал Бог. И горе тому, кто стал хуже. Придём домой, посмотрим, какие мы были в детстве – в 10 лет, в 13, какие у нас хорошие были личики, и сравним с тем, что видим в зеркале. Это очень будет нам наглядно. Пока нас ноги носят, время у нас ещё есть. А делом преображения христианин должен заниматься всю жизнь.

Источник: http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/propoved-66364/

Наверх