Проповедь на перенесение мощей блгв. кн. Александра Невского и обретение мощей блгв. кн. Даниила Московского

Проповедь на перенесение мощей блгв. кн. Александра Невского и обретение мощей блгв. кн. Даниила Московского

Сегодня мы читали из Евангелия от Матвея притчу, которую сказал Христос Спаситель, которая очень важна. Даже человек, который никогда Евангелие не читал, он, если живет в нашей стране, он все равно к этой притче причастен, потому что слово «талант» из этой притчи вошло в русский язык и, тем или иным образом, осмысляется. Это осмысление может быть разного плана. Обычно у нас слово «талант» подразумевает какой-то от Бога дар в смысле человеческих способностей к искусству, к математике, даже вот к зарабатыванию денег или там к педагогике – какие-то такие выдающиеся способности. Но, на самом деле, талант, который подразумевается в этой притче, он имеет многоплановый образ.

Итак, «человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое». Ключевое слово в этой фразе – это «поручил» и «свое». Потому что человек рождается на земле, как-то он голенький, беззащитный, совершенно нежизнеспособный. И то, что он получает, он получает все от Бога: и родителей, это тоже очень важно, каких Господь даровал ему родителей, и вот те способности, о которых мы говорили, и можно в дар получить от Бога здоровье, а можно в дар получить болезнь. Так грешный человек, конечно, всегда выбирает здоровье. Люди духовные рассуждали так, что здоровье – это ценный дар, но болезнь – дар бесценный. То есть болезнь лучше. Почему? Потому что здоровый человек – он гораздо больше может иметь возможностей согрешить. Здоровый человек обычно более гордый такой, нахальный, потому что человек грешный и о Боге забывает, и начинает думать, что это все он сам. Некоторые такие сумасшедшие даже говорят: «Я все достиг своим трудом». Хорошо, а если бы тебя трамвай переехал вдоль, смог бы достигнуть своим трудом? Нет. Ну, вот, видите? Поэтому ты трудился – молодец! Бог труды любит, это тоже известно. Но сами понимаете, одним трудом… Если в пруду нет рыбы, даже если трудись, неделю лови все время… А если Бог даст рыбу, тогда поймаешь. И то, если будет на то благословение Бога. Поэтому то, что человек имеет, это ему не принадлежит. И свое имение Господь дал ему. Вот это очень важно понимать. И Господь в этой притче нам это хочет сообщить. Пойдем дальше.

«Одному дал он пять талантов, другому – два, а иному – один». Опять, ключевое слово: каждому по его силе. «И тотчас отправился». Ну, на самом деле, не Бог отправился, а человек как-то отходит от Бога. И дальше считайте, что за таланты, без меры, пять талантов, другой тоже способный – два таланта. У другого – всего один. И то слава Богу, каждому по силе, и Богу всякие люди нужны. Почему? Потому что, ну, если бы все были гении, тогда, в общем, на земле ничего нельзя, вообще, построить и сотворить. Ну, представьте себе, давайте, самое простое – семья. Папа гений, мама гений. И сыночек гений. Ну, и что? Что это будет за семья? Это сплошной скандал, потому что у гения свое мнение, он его может аргументировать. Один видит далеко, другой – еще дальше. Непонятно. Но семья-то ладно? Представим себе - батальон. Батальон солдат, офицер. Офицер - гений, и все солдаты гении. Можно воевать в такой ситуации? Нет. Они будут сидеть, рассуждать, спорить. Ну, потому что все гении. Поэтому это довольно редко. Два таланта – почаще. Один талант дан каждому.

Теперь пойдем дальше. «Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов». Вообще, талантами тогда, в древности, измеряли деньги, золото. Чтоб людям было понятно, евреи в те времена были людьми, в основном, занимающимися бизнесом, говоря на американском языке. Поэтому им это было понятно, о чем речь. Он вложил в дело, получил другие пять талантов – прибыль. За счет сообразительности. Действительно, очень талантливый человек очень часто приумножает свои возможности. Композитор Бородин и прекрасную писал музыку (выдающуюся, на мировом уровне), но и был прекрасным химиком. Сейчас бы он вполне на том уровне мог членом-корреспондентом Академии Наук быть. То есть, видите, и в такой сфере, и в такой, и все это приумножил. Мало того, что ему дан талант, он еще этим это все развил и получил такой результат. А вместе с ним – и мы. Понимаете? Он давно умер, но мы до сих пор радуемся его музыке. «Точно так же и получивший два таланта приобрел другие два. Получивший же один талант, пошел и закопал его в землю, и скрыл серебро господина своего». Серебро – тоже тут талант подразумевается. Что это значит? Это значит: то, чем его Господь наделил, он никак не использовал. Все, что ему было дано, с тем и закончил свою жизнь.

«По долгом времени (имеется в виду, в конце жизни), приходит господин рабов тех и требует у них отчета». Что это за отчет? Отчет – это суд над душой человека, который есть результат его жизни. Каждый из нас такой отчет будет держать обязательно». Подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: «Господин! Пять талантов ты дал мне, вот другие пять талантов». Он ему отдает, потому что это талант не его, он его возвращает, да еще вдвое. «Господин ему сказал: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю. Войди в радость господина твоего». Что это за «радость господина твоего»? Царство Божье. «Подошел также получивший два таланта: «Господин! Два таланта ты дал мне, вот другие два таланта я приобрел на них». Господин сказал: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю. Войди в радость господина твоего». Тот принес ему пять талантов, этот принес еще два. А радость одна. А почему так? Почему этому дал радость не в пять раз больше, а этому не в два раза больше? А потому что та радость, которую человек приобретает от общения с Богом, она безмерна. И ее нельзя разделить. Выше этой радости, вообще, ничего нет. И в ней, вообще, все растворяется. Некоторые сумасшедшие говорят: «Ну, а как же я буду радоваться в Царствии Небесном, а мой троюродный племянник в тюрьме сидит?» Радость столь безмерна, что в этой радости растворяются, вообще, все печали. Сам Господь Бог пребывает в таком блаженстве, что даже грехи наши шестимиллиардные не могут хотя бы умалить эту радость. И вот в эту радость Господь зовет каждого человека». Подошел и получивший один талант и сказал: «Господин, я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, собираешь, где не рассыпал. И убоявшись, пошел, скрыл талант, свой талант, в землю. Вот тебе твое». Что это такое? Это речь идет о тех людях, которые не знают Бога, говорят о Нем невесть что. Они считают, что Бог ответственен за их грехи, Бог ответственен за их болезни, Бог ответственен за какие-то катаклизмы в жизни и так далее. Они во всем Его, Бога, обвиняют в жестокости, они ропщут на Бога. И вот Господь говорит в ответ этому человеку: «Лукавый раб и ленивый!» Почему лукавый? Потому что обманывает. А ленивый потому, что не удосужился даже узнать, а кто такой, Господь Бог, который наделил его талантом. «Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал, ну, если так, посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, а, придя, получил бы мое с прибылью. Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба выбросьте во тьму кромешную, там будет плач и скрежет зубовный». Сказал это и возгласил: «Кто имеет уши, да слышит!»

Господь всегда говорил эту фразу, когда смысл притчи не совсем понятен, нуждается в некотором изъяснении. Потому что если ты о Боге имеешь такие представления, то тогда и, как говорится, поступай соответственно. Раз ты должен Его бояться, раз Он таков, тогда – тем более. Если ты не можешь, как сын от радости, что тебе Господь дал, с благодарностью приумножить то, что Он дал, хотя бы как раб, хотя бы убойся господина своего. И приумножай то, что тебе дано. Вот здесь нам уместно поговорить о том еще, какие бывают таланты. И что на эти таланты нужно приобрести. Например, есть такая русская поговорка, народ заметил, что в семье не без урода. Вот бывает семья, а какой-то из членов семьи – урод, от которого всем плохо, который всех мучит. Некоторые даже иногда про себя думают: «Ну, скорее бы он сдох! Или трамвай его переехал». Он говорит: «О, Господи, прости, нехорошо зла желать! Но настолько, вообще, человек вредный! Что это такое? Почему он живет в нашей семье?» Это талант. Потому что талант – это не только абсолютная святость. Талант – это, может, и урод, который есть часть твоей семьи, и от которого никуда не денешься. Зачем дан такой талант, и что нужно на него приобрести, на этот талант? На этот талант нужно приобрести терпение. А как терпение приобрести, если не терпеть? Никак. Терпение достигается с помощью многолетней, а иногда даже много десятилетней тренировке. А зачем вам нужно терпение, зачем такая трудная тренировка? А потому, что только из долгого терпения рождается смирение. Другого пути, вообще, нет. А со смирением приходит та благодать, которая есть радость господина. То есть тебе дано терпение не для того, чтобы ты злился, проклинал, ненавидел, желал смерти. Не для этого. А для того, чтобы ты вырабатывал терпение, потом – долгое терпение, а потом – смирение. А со смирением уже приходит то, что другой с помощью пяти талантов достигает. Поэтому ты получаешь то же, что и он, не имея вот этих талантов, которые есть у того. Поэтому и тебя Господь не оставил, Он помогал. Так же – и болезнью. То, что больной, особенно с детства, человек, он сразу имеет преимущества перед здоровым. Сразу! Потому что вся жизнь – терпение. Вся жизнь – полная зависимость. Поэтому рассуждая по-мирскому – несчастье. А по-духовному – повезло. Даром дается тот же талант, но другого качества, который тебя приводит к тому же Царству Бога. Видите, как у Бога? Не забыт ни один человек. Потому что невозможно войти в радость господина своего, если ты не несешь крест. Потому что сам господин нес. Поэтому и каждый – у кого пять талантов, у кого два, у кого 48 талантов – все несут крест. И это никак не обойдет. Каждому по силе. Сильному побольше. И, мало того, что несешь свой крест, еще апостол добавляет, говорит: «Мы, сильные, должны немощи немощных носить». Мало, свое несет, еще должен ближнему помогать, будь он неладен! Потому что иначе не войдешь в Царствие. Но если мимо него пройдешь – все, ты уподобляешься ветхозаветному священнику и левиту, и, проходя мимо человека, которому надо помочь, ты проходишь мимо Христа и мимо Царствия Небесного. Ничего не сделаешь. А если хочешь – давай, но только таким методом. Другого пути нет. Так вот Господь премудро устроил, что никак не обойдешь. Можно только взять и от всего отказаться. Но тогда – «плач и скрежет зубов». Почему плач? Плач об утраченных возможностях. А скрежет зубов потому, что уже ничего нельзя исправить. Как только ты умер, ты уже не можешь что-то претерпеть, ты не можешь достичь смирения, ты не можешь достичь Царства Небесного – ты уже ничего не можешь. Только живя на земле, ты можешь и потерпеть, можешь и пострадать, можешь и помочь другому. А другой говорит: «Но я лежу, болею, даже не могу до туалета дойти. А как я могу помочь?» Очень просто. Не ной, не стони, не капризничай, не жалуйся. Сделай, чтобы ухаживать за тобой было приятно. Чтоб люди, которые волею судьбы или по долгу службы оказались около тебя, чтоб им с тобой было приятно обращаться. Даже в этом уже лежачий человек, ходящий под себя, и то он может другим помогать. Такой не бывает ситуации. Ну, может быть, когда только в коме человек. Но он уже лишен сознания, может быть, он что-то и чувствует, и слышит, но контактов нет. Только в этом положении он ничего-ничего не может поделать. Но если сознание есть, он может помочь. Как? Может лежать и молиться: «Господи! Дай доброго здоровья этому врачу! Господи, да помоги его детушкам, если у него такие есть!» А если он седенький: «Да благослови его внучков! Чтобы внучки нашли себя хороших женихов, не ублюдков, а сыновья нашли бы хороших жен, чтобы с ними мороки не было, чтобы они кроткие были, спокойный и трудолюбивые, и не бедствовали!» Можно лежать, молиться, будучи для остальных в полном бессознательном состоянии? Можно. И это, знаете… Ну, кто когда-нибудь молился (я знаю, что сейчас такие люди есть), то дороже этого ничего нет.

Мне даже вчера случай рассказали, что у одного человека, как сейчас у нас модно, захотели отнять имущество. А чтоб отнять имущество, нужно его посадить в тюрьму. Договорились с теми, кто может посадить в тюрьму, дали им денег – сел. Там пытались, там пытались – естественно, ничего не получается, потому что сел он за деньги. Как же... кто же его теперь выпустит? Он говорит: «Но есть только один способ, - говорит. - Вот что...Так как мы четко пришли к тому - не отпустят! Давайте, - говорит, - молиться!». Поехали в один монастырь, стали молиться. А один из них (кто мне это рассказывал): «После этой нашей общей молитвы я на следующей неделе еще поехал, помолился. На следующей неделе еще поехал, помолился. И когда уже выхожу из этого монастыря – звонок. «Алло!» И вдруг – он. Я говорю: «Откуда у тебя мобильный?» А он говорит: «А я вышел». Вот, видите? Молитва, она тюрьмы открывает, не то, что там что-то исцелять или воскресать. Самые простые люди молились. Вместе, как-то старательно, очень человека любили. Понятно, что не за что. Так что всегда один человек может помочь другому. Поэтому все, что нам дано, даже остатки разума – это тоже дар Божий. Мы можем этим остатком разума и ближнему помочь, и тем самым послужить Богу.

Запомним эту притчу. Не будем унывать, будем помнить, что все, что мы имеем – и трудное, и хорошее, и то, что нравится, и что для нас горькое лекарство – это есть все таланты от Бога, которые нам даны, чтоб приумножить то, что мы имеем. И когда человек умирает, вроде бы он лишается всего: и родственников, и знакомых, капиталов, здоровья – все, хладное тело. А что он приобретает? Царство Небесное. А тот, кто умирает и Царство Небесное не наследует, у него все отбирается, и ничего взамен. Только тьма. Спаси и сохрани нас, Господи, от этого.

Благословение Господне на вас, Его благодатью и человеколюбием, всегда и присно, и во веки веков.

Наверх