Проповедь на неделю 5-ю Великого поста, преподобной Марии Египетской. 2012 г.

Проповедь на неделю 5-ю Великого поста, преподобной Марии Египетской. 2012 г.

Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе (Мк. 10, 32). Чего они боялись? Они боялись смерти, потому что знали, как иудеи ненавидят их Учителя. И знали, что Его хотят убить. Они были люди молодые, конечно, полные жизни. Умирать, понятное дело, не хотелось. Страшно боялись, но шли. Храбрый – это не тот, кто не боится. Кто не боится – это сумасшедший. Храбрый – это тот, кто боится, но идёт. Так что Господь в них не ошибся, что из всего Израиля избрал их.

Подозвав Двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним (Мк. 10, 32). Много раз Он им это говорил, напоминал, потому что это очень важное слово, которое Он обратил к ним.

Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет (Мк. 10, 33-34). Представляете, эти слова Он им говорил накануне, буквально за неделю до того, как это произойдёт. Несмотря на это, когда Он отдал душу Отцу Небесному на Кресте, они разбежались. Когда услышали, что Он воскрес, стали сомневаться. Поэтому Господь и говорил это много раз в надежде на то, что они это как-то запомнят и усвоят. В надежде на то, что эти слова начнут как-то в их жизни руководить ими.

Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн (Мк. 10, 35). Любимый Его ученик. Какой ученик бывает любимым? Тот, кто лучше всех учится. Он лучше всех Его понимал, и всё же.

И сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим (Мк. 10, 35). Как маленькие дети: “Вот сделаешь, тогда скажу”. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем (Мк. 10, 36-39). Они плохо себе представляли и плохо слушали, что ждёт их любимого Учителя.

Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься (Мк. 10, 39). Да, они испили. Хоть Иоанн Богослов и остался в живых, но претерпел страшные муки, тюрьмы, ссылки, страшные пытки. А Иакова убили, как и всех остальных апостолов. Не могли не убить, ведь Христос ненавистен не только для иудеев, Христос вообще ненавистен для этого мира. Мир состоит из людей, которые живут не по своей воле, к сожалению, а по воле, которая управляется дьяволом. Как дьявол, так и эти бедные люди, исполнены гордостью. Гордость не терпит никакого обличения. Христос Своей жизнью, Своими заповедями, Своей Церковью их обличает. Поэтому, как уже приходилось говорить, есть только два пути – либо покаяться и быть с Ним, либо Его убить. С глаз долой, из сердца вон. Второй путь проще, потому что покаяться трудно, нужно отвергнуться себя, взять свой крест и следовать за Христом. Это очень трудно. Убить того, кто является для тебя обличением, гораздо проще. Большинство людей это замечали, да мы и сами такие. Попробуй нам что-нибудь скажи, мы тут же начинаем спорить, тысяча аргументов, начинаем испытывать чувство недоброжелательства к этому человеку. А если он постоянно это говорит, то даже и убить бы его неплохо. К сожалению, вот такие у нас появляются чувства. К счастью, эти чувства не всегда пересиливают здравый смысл, страх Божий и страх человеческий, а так бы непрестанно была бы война между людьми, как она бывает между нашими детьми. Поглядите, как дети друг к другу относятся. В этих отношениях нет добра, есть только зависть, злоба, раздражение, насмешки, постоянное предательство друг друга. Отношения между детьми ещё ужасней, чем между взрослыми. Те детки, которые оказываются в тюрьме, становятся очень жестокими. Это замечают те, кто имеет с ними дело. Не встречаясь в жизни вообще с добром, они воспринимают жизнь только с одной стороны, как в джунглях – кто сильнее, тот и прав, кто самый подлый, тот и наверху. Отчего это происходит? Оттого, что, во-первых, человек грешен, поэтому всё греховное ему ближе. То, что сатана вкладывает в его сердце, ему наиболее близко, потому что человек, как говорили древние, удобопреклонен ко греху. Когда он сталкивается со Христом, тогда в нём просыпается что-то, лежащее на самой глубине души. Христос – Создатель каждого человека, даже самого озлобленного и самого плохо воспитанного. Если начнёт в человеке пробуждаться это Божественное начало, то обычно с голосом совести. Когда человек что-то делает, он не всегда это осознаёт. Спустя какое-то время совесть начинает пробуждаться, звучать. Это тоже для человека мучительно. Если человек возьмётся и хватит у него решимости поступать по совести, он может выйти на пусть спасения.

Ну а пока мы остановились на том, что Христос сказал Своим ученикам: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься (Мк. 10, 39). Что это за крещение? Они уже были крещены в Иордане. О чём речь? “Крещение” в переводе со славянского на русский язык значит “погружение”. Погружение во что? Погружение в страдания. В этом мире христианин не может жить и не страдать, это невозможно.

А дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна (Мк. 10, 40-41). Почему негодовать? Из зависти. Чего это они лезут? Это свойство человека. Так же и в храме. Стоят люди на исповеди, вдруг кто-то идёт первый. А тот, кто стоит второй, возмущается. Я всегда думал, а чего возмущаться? Если бы у нас исповедь проходила у ворот храма, допустим, ты исповедовался и пошёл на автобус или метро, домой, тогда понятно. А здесь какая очередь? Исповедался, отошёл в сторонку и ждёшь, когда Чашу вынесут и тебя причастят. Какая разница, первый ты или последний? Никакой. В страстях разума нет. Ещё можно объяснить, когда подходим ко кресту, и кто-то расталкивает локтями, ему на самолёт надо. Ладно, лети, голубчик. Это хоть понятно, приложился ко кресту и пошёл. Если много народу, можно и не прикладываться. Что за необходимость? Зачем толкаться? А уж на исповедь вообще не понятно, как и Причастие. Я понимаю, ребёночка причастили и понесли домой, ему может быть трудновато в храме, в таком обилии народа. Но взрослый человек всё равно пойдёт теплотой запивать. Первый ты или последний, всё равно будешь до конца стоять. Вот сейчас стоим, слушаем, кому надо, уже пошли домой, кому не надо, тоже пошли. Один из тех, кто здесь стоит, исповедался первым, а другой исповедался последним, и все стоят здесь вместе. И чего ломиться тогда? Как чего? А зависть, а желание быть первым, а пренебрежение другими. Это всё остаётся. И последний вопрос: а зачем тогда причащаться, какой тогда вообще в этом смысл? Если мы не можем, я уже не говорю, как апостолы, жизнь за Христа отдать, мы не можем даже научиться прилично себя вести, как воспитанный человек. Будь он безбожник или какой-то другой веры человек, есть какие-то правила поведения. Как должен относиться мужчина к женщине, молодой к старому, здоровый к больному, это везде вроде принято.

Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так (Мк. 10, 42-43). Господь не говорит, что не будет, потому что будет, но Он хочет, чтобы этого не было. “Да не будет” означает “пусть не будет между вами так, как устроено в этом мире”.

А кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом (Мк. 10, 43-44). Что такое раб? Раб – это человек, который вообще не имеет никакой собственности, никакой воли, у него есть только одно послушание. “Слышь, иди сюда. Стой. Взял. Быстро неси”. Принёс, даже “молодец” не скажут. Вот, что такое раб. А когда надоел, взяли и продали. Кто из христиан хочет быть первым, он должен быть рабом, но не одного господина, а всем. Любой человек может им воспользоваться таким образом, любой. Тогда этот человек будет первым в Царствии Небесном. Почему? Не как награда, а как некое следствие. Человек, который пришёл в такое устроение, когда он раб всем – это самая крайняя степень смирения, которая называется отказом от своей воли. Когда человек достиг этой степени, к нему приходит благодать Святаго Духа в таком обилии, что вместе с ней в его сердце приходит вся полнота Царствия Божия. Так могут не все. Господь говорит нам быть хотя бы не рабом, а слугой. Этому послужи, этому послужи, этому послужи. На шею сядет ведь! А как же, обязательно сядет. А что тебе нужно, человек? Чего ты хочешь достичь? Если ты хочешь достичь Царствия Небесного, тогда пусть он на тебе сидит и едет, да ещё пятками погоняет, шенкелей даёт, чтоб ты лучше шёл и нёс, чтоб ему не тряско было. Если ты хочешь, как в миру устроено – ты начальник, он подчинённый, ты его заставляешь, он делает, тогда это другое дело. Но к христианству это не имеет никакого отношения. Господь хотел бы, чтобы между нами были вот такие отношения. Такие отношения возможны только по любви. Если есть любовь, тогда сделать что-то для любимого в радость. Видите, как всё связано – и покаяние, и служение, и любовь. Христос буквально в двух предложениях это объяснил.

Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк. 10, 45). Если так поступает наш Господь и Учитель, Он этому и хочет нас научить. Вот оно христианство – не в том, чтобы отстаивать свою правоту, кому-то что-то доказывать. Во-первых, это бессмысленно. Ничего, кроме ссоры, не выйдет, никакой истины никогда ни в каких спорах не рождалось. Истина родилась в Вифлееме иудейском, и имя этой истине Христос. Он пришёл для того, чтобы спасти. Он много веков не мог прийти, потому что не было на земле человека, у которого было бы такое смирение, чтобы благодать Божия сотворила бы в Ней Сына Человеческого. Пока не родилась Дева Мариам, невозможно было бы и Христу воплотиться. Она была воплощением смирения, поэтому к Ней пришла благодать Святаго Духа, и Она стала Богородицей. Если б Она не была столь смиренна, ничего бы этого не было. А почему Она была так смиренна? Потому что она произошла от таких родителей, они воспитали Её первые три года Её жизни, Она это впитала через них, плюс, как теперь говорят, через гены. А почему Иоаким и Анна стали такие смиренные? Потому что десятки лет в них плевали, их поносили, на них клеветали, а они не защищались, они терпели, ждали и молились. За эти десятки лет непрестанных поношений и от родственников, и от знакомых, и от сослуживцев, что они претерпели, даже какие-то малейшие следы тщеславия, гордости, превозношения, желание занять какое-то место в обществе или какое-то идиотское собственное мнение о чём-то, всё это у них ушло совсем. В результате этого появилась Дева Мариам, Которая родила в мир Христа Спасителя. Он пришёл нас спасти, но сначала объяснить, в чём спасение. Многие так и думают, что спасение — это утром правило почитать, на завтрак вместо яичницы съесть овсяную кашу, потом постом пособороваться, по воскресеньям, растолкав всех, причаститься, потом чуть-чуть кого-то осудить, выругаться, некоторые ещё и покурить, немножко украсть, а в целом вот так спасение и придёт. Спасение человека возможно только благодатью Божией, а благодать Божия приходит только к человеку, у которого есть смирение. Бог смиренным даёт благодать. Если хочешь в Царствии Небесном быть первым, должен быть всем рабом. Как юродивые Христа ради. Тогда ещё не было гуманитарных принципов организации общества, в XVIII веке и дальше вглубь веков всегда над этими странными людьми смеялись, кидали в них камнями, дразнили. Обычно издевались дети, им всегда охота над людьми издеваться. Почему? Потому что они не понимают чужой боли. Как маленький младенец полутора лет может хлопать мать по лицу наотмашь, даже до крови может, потому что он не понимает, что маме больно. Пока ему по руке не дашь, он так и будет хлестать по лицу. На уровне условного рефлекса, ты наотмашь бьёшь взрослого, он берёт твою ручку и по ней. Заплакал, потом подзабылось, снова шлёпнул, тогда немножко начнёт понимать, что если он так сделает, то следствие будет такое, а оно ему не нравится. Начинает уже как-то думать, рефлексы превращаются в некое осмысленное действие. Так и Христос, Он никого не хочет и не может заставлять, потому что Он любит, Он самый лучший педагог всех времён и народов. В чём заключается самая лучшая педагогика? Он Сам сделал то, к чему Он и призывает. Когда Он родился, Создатель нашей вселенной, Ему даже в гостинице не нашлось места. Дом его предков в Вифлееме давно был разрушен и продан, поэтому в пещере, в которой укрывался домашний скот от непогоды, только там, в яслях для содержания животных, Ему нашлось место. Он пришёл, потому что обещал.

Люди очень стесняются по гордости слова “раб Божий”. Что я, раб? Нет, ты не раб, ты дурак. Ты не понимаешь, в чём твоё спасение. Раб Божий. На самом деле всё наоборот – это Бог всем раб. Любой пьянчужка, любой веры или атеист, грязный, вшивый, когда проспится в своей канаве с отмороженными ногами, скажет: “О, Господи”. Господь тут же придёт к нему на помощь, как последний раб. Всегда. Господь никогда никого не оставляет без помощи, Господь каждого жалеет, Господь каждому хочет помочь, и помогает. На этом религия и держится, потому что невозможно человеку внушить, что Бога нет. Как Его нет, если Он мне помогает? А кто мне помогает? Ты, что ли? Даже если через людей, я всё равно твёрдо знаю, что это от Бога. Я уже не говорю о тех бессмысленных чудесах, которые Господь творит даже без всякого вмешательства людей. Таким странным, только Ему понятным чудом. Каждый, кто верует, что бы он ни исповедовал, какой бы религии или конфессии ни принадлежал, Богу не это важно, для Бога важно, верует ли он в Сына Божия и есть ли у него смирение. Если верует в Сына Божия, значит он уже христианин, он на особой примете у Бога. Другим Господь тоже желает спастись, Господь им тоже хочет поведать о Сыне Божием. Каждый человек на своём языке может почитать о Сыне Божием, каждый человек может на своём языке обратиться к Нему, и Сын Божий ему поможет. Он даже сказал: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). Ему очень любо, когда Его детки вместе делают что-то хорошее. Что может быть лучше, когда двое или трое людей вместе молятся о ком-то, кому нужна помощь. Лучше этого вообще ничего нет, потому что в этот момент самое лучшее, что есть в человеке, собирается в сердце, и всё это возносится к Богу. Это то самое, чему Господь хочет нас научить. Если мы научимся, тогда придёт в наше сердце благодать Божия, и познаем мы, что есть Царствие Небесное.

Наверх