В неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц. 22 апреля 2007 г.

Сегодня Святая Церковь прославляет, чтит память, молится жёнам-мироносицам. Им посвящена целая неделя. Этим самым Святая Церковь прославляет не самих жён, потому что вместе с ними мы вспоминаем и Иосифа Аримафейского, и Никодима, тайного ученика Христова, вспоминаем их служение. Каждому человеку, христианину, Господь через Духа Святаго даёт особый дар. В мире и в Церкви у каждого человека есть своё служение. В том празднике содержится одна очень важная и глубокая мысль, которая, к сожалению, уже перестала посещать головы ныне живущих людей, даже христиан. Мы отмечаем пренебрежительное отношение человека к своему служению.

Христос является образцом для всех христиан. Святые отцы призывали нас вести христоподражательную жизнь. Христос для того и принял плоть человеческую, чтобы нас соединить с Божеством в Своей плоти. Но, с другой стороны, и для того, чтобы мы имели и образ перед собой. Если бы не было Христа, как бы мы могли понять, что такое христианство? Он первый прожил на земле христианскую жизнь. Глядя на Него, прожили жизнь по-христиански и апостолы. Этот образ христианского отношения к жизни пришёл в мир от Христа. В этом есть свет и спасение миру. Служение жён-мироносиц, которых сегодня прославляем, было, возможно, не столь ярко, как у апостола Павла, например, но оно также весьма значительно. Церковь сравнивается апостолом Павлом с Телом Христовым, поэтому, если продолжить этот образ Тела Христова, мы не можем сказать, что какой-то член тела мало важен. Каждый человек, рождающийся на земле, даже если это инвалид, даже если человек не в состоянии двигаться или слепоглухонемой, или лишённый каких-то талантов, его присутствие в мире необходимо. Каждый человек играет свою благословенную Богом роль, если он ищет воли Божией. У большинства людей другая цель в жизни – заработать денег. Самая главная цель у современного человека очень сместилась, причём в сторону, которая активно противодействует замыслу Божию. Господь однажды сказал: Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6, 24). Категорически нельзя. Это никому не удастся, если Господь говорит, что нельзя. Если человек ставит перед собой цель заработать денег, он служить Богу не может. Не может человек служить двум господам, не может его сердце разделиться. Сребролюбие – это корень всех зол.

Господь пришёл на землю для того, чтобы, как Он Сам сказал, послужить. Причём послужил человечеству больше всех из живущих на земле людей. Многие люди послужили, многих людей человечество с благодарностью вспоминает. И писателей, и поэтов, и архитекторов, и учёных, и воинов, всех. Церковь прославляет людей разных сословий – и многодетных матерей, и монахинь, и апостолов, и воинов, и мучеников-страдальцев, и великих победителей. Среди святых есть всякие люди, всяких национальностей, всяких званий, начиная от представителей верховной власти, царей и императоров, кончая последними нищими, убогими, как сейчас сказали бы, бомжами. Среди святых тоже есть лица без определённого места жительства, которые прославили Бога и оказались угодниками Божьими. Взять блаженную Ксению, ну чем не бомж? У неё не было определённого места жительства, она жила всеми пренебрегаема, но своей душой прилепилась к Богу и служила людям. Просто у императора одни возможности послужить Богу, у врача другие. Святая Церковь прославляет врачей безмездных. Три пары врачей Космы и Дамиана в разных странах, в России, в Риме. Целитель Пантелеимон. Они лечили людей, но не для того, чтобы строить себе какие-то хоромы. Пока люди больные есть, они готовы всё отдать, лишь бы выздороветь. На этом всегда можно наживаться, и очень неплохо, что большинство врачей и делают в мире. При этом ещё и имеют дерзновение говорить, что они помогают людям. Извините, они не помогают людям, они оказывают платные услуги – это совершенно другое дело. Помочь человеку – это когда есть бескорыстие, когда человек делает бескорыстно. Он имеет в виду исцеление человека, а не заработать на нём. В этой мотивации главный смысл. Ради чего человек идёт в профессию? Ради того, чтобы стать богатым или ради того, чтобы облегчить страдания болящих? Совершенно разные мотивы.

Никогда Христос не говорил, что богатство – это категорическое препятствие для Царствия Божьего. Нет, Он говорил, что богатому труднее, чем бедному, но не значит, что невозможно. Многие святые были очень богаты. Даже отец всех верующих Авраам, ещё в Ветхом Завете, был человек небедный. Тогда денег не было, но у него были огромные стада. По тем временам он был вполне состоятельный человек, даже можно сказать один из самых богатых. Не богатство препятствует, а отношение. Господь сказал: Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 21). В чём сокровище? Для жён-мироносиц их сокровищем было служение ближнему, служение апостолам, служение Христу. За это Святая Церковь и прославляет этот подвиг, потому что их цель – послужить. Послужить не своим страстям, чтобы занять в церковной общине какое-то определённое место. Я тут хозяин, я тут распоряжаюсь, я командую. Это цель возвеличивания самого себя и рост собственного тщеславия и честолюбия.

Нет, Христос заповедовал нам умывать друг другу ноги, Он Сам умывал ноги Своим апостолам. Смысл появления человека на земле – послужить Богу и ближнему. Можно сказать, что одному Богу, потому что служение Богу возможно только в ближнем. Господь сказал: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40). Делая нечто человеку ради Христа, мы делаем это Самому Христу. В этом весь смысл. То, что мы делаем, мы должны делать не шаляй-валяй, а превосходно. Что такое превосходно? Качество того, что мы делаем, должно превосходить то качество, которое мы покупаем на рынке, потому что на рынке за деньги.

Очень часто человек позиционирует себя как христианин, например, некий маляр или штукатур, а делает свою работу так, что не жалко деревянным молотком отбить ему руки за такую работу. И ещё требует денег. Как же это возможно? Получается непрестанный обман. Мать безобразно воспитывает своих детей, отец не хочет в этом воспитании никоим образом участвовать. Люди безобразно содержат свой дом, они непрестанно опаздывают и халтурят на своей работе, а хотят получать за это деньги. Часто человек к работодателю предъявляет такие требования, которые никак не соответствуют его возможности эти деньги каким-то образом оправдать. Сребролюбие совершенно вытесняет христианское отношение к труду, который есть первое благословение Божие отпадшему человеку. Господь сказал Адаму, а в нём и каждому из нас: В поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт. 3, 19). Каждый из нас стремится найти работу, чтобы получать побольше и на ней вообще не потеть. У нас в церковной общине я вообще наблюдаю такую, казалось бы, странную задачу, которую ставит себе человек – не что-то создать, а создать себе приятное рабочее место, с приятными людьми, ещё посещать это место тогда, когда мне удобно, ещё получать весь социальный пакет, да ещё работать так, что действительно руки отбей и выгони. Фактически, человек не работает, он играет в работу. Делает то, что нравится, в размере, который приятен, не хочет нести никакой ответственности. Если просишь отчитаться, воспринимается как личная обида. Ещё постоянно недоволен тем, сколько он получает за труд. Казалось бы, какие проблемы? Тебе не нравится – на все четыре стороны. Почему человек не уходит? Потому что здесь чрезвычайно комфортно. Здесь можно зарплату не получать, потому что кормят. А отношение к труду? Какого качества работа? Был даже такой эксперимент – некий человек поступил на работу в храм, кем-то вроде плотника. Изготовлял всякие вещи, шкафчики. Однажды нашей ризничной Тане, Царствие ей Небесное, нужно было сделать шкафы, полки в её комнате, чтобы она хранила облачение и прочее. Он взялся. Она пришла и плачет. Я спрашиваю, что случилось. «Я просила его сделать то-то и то-то, он сделал совсем другое». Я спросил его, зачем он так сделал, ведь он делает для неё. А он говорит: «Я сделал как лучше». Хорошо, ты сделал и уйдёшь, а она с этим будет трудиться. И она, действительно, трудилась в церкви до самой своей смерти. Нет, как лучше он сделал. Спорить было невозможно, потому что человек не мог даже понять, что от него требуется. Он лучше знает, что нужно другому человеку. Он лучше знает, чем сам заказчик. Интересное дело. Потом я говорю: «Как ты думаешь, если купить в магазине всё, что ты сделал, сколько это будет стоить?» Он говорит: «Примерно столько». Я говорю: «Да, а давай теперь посчитаем, сумму материала и ту зарплату, которую тебе выплатили, пока ты это сделал». Получилось в три раза больше. Вещь, которая хуже, от которой человек плачет, оказалась в три раза дороже. Спрашивается, зачем это надо? Человек желает не послужить ближнему, сделать так, как ему удобно, хорошо, комфортно, чтобы он радовался, а поиграть. Люди хотят играть. Как ребёнок, когда играет, не думает протереть кубики влажной тряпочкой, сложить их аккуратно в уголке, чтобы мама с бабушкой радовались, нет. Он играет себе и хочет ещё, чтобы мама и папа его за это кормили, обстирывали, укладывали спать, лечили и так далее. Но это ребёнок пяти лет. И то, мы уже с четырёх-пяти лет начинаем его к чему-то приучать. Современный человек хочет только играть и получать за это то, что он называет достойной зарплатой. Но этот термин никак не соответствует тому, что он делает. Отнестись немного критически к своему труду, к тому, что он делает, у человека нет возможности. Нет духовной возможности. Это очень важная проблема, потому что изобразить из себя внешнее благочестие, перестать сквернословить при всех, надеть соответствующую одежду, а не раздежду, как сейчас носят, ещё какие-то вещи, например, креститься в определённой ситуации – это легко. Вроде бы верующий, но это ли важно для Бога? Нет.

Гораздо важнее отношение человека к такому событию, как собственное появление на свет. Ты появился на свет, чего Бог от тебя хочет? Именно в этой ситуации, в этой координате. Из чего состоит эта координата? Это не только геометрические длина, ширина и высота. У человека гораздо больше координат, человек – существо многомерное. Одна координата – это та семья, в которой ты родился. У одного человека отец и мать прекрасные люди, а у другого отец – ублюдок, которого лучше бы и не было. Как говорится в Евангелии: лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской (Мф. 18, 6). Есть же и такие люди. Есть масса людей, от которых всем остальным один только вред. Есть же такие? Есть. Но мы из гуманного христианского отношения терпим их как крест. Есть талантливый, есть умный. Есть глупый, есть больной. Есть толстый, есть худой. Есть здоровый, есть инвалид. Раз Господь терпит, и мы должны терпеть. Возможности у разных людей разные, но каждый призван послужить. А как может послужить лежачий больной? Очень просто – не стонать по каждому пустяку, тем облегчить страдания ближнему по уходу за твоей персоной. Может? Может. Все, особенно сёстры, знают, что больные разные. Одни капризные, а другие терпеливые, одни кроткие, а другие измываются над тем человеком, который за ними ухаживает.

Я помню, мы ухаживали за одной бабушкой, Царствие ей Небесное, она заставляла каждый раз, когда к ней приходила медсестра, мыть с мылом батареи в квартире. Есть такие больные, которые придумывают, как бы поиздеваться над людьми, которые практически бескорыстно, за мизерную цену за ними ходят. Хотя брось её, через две недели от пролежней умрёт. Будет заражение крови и пожалуйста. Или в доме престарелых, не за две недели, но за четыре уберёшься с гарантией. Ходишь, хорошо, но слёг, никто тебя переворачивать, лечить, батареи мыть не будет. Там всё стерильно, санэпидемстанция. Там питание, всё по графику. Тридцать дней – и на кладбище. А здесь ходят годами, а вместо благодарности издевательства и претензии. Вот какие больные бывают.

Зачем? Тоже смысл – выработать терпение, выработать христианское отношение у ближнего, не у самого себя. Нужны не только люди добрые, нужны и злодеи, они необходимы для того, чтобы мы возрастали духовно. Это тоже существует в плане Божием, но христианин не может быть злодеем. Христианин не может опаздывать на работу, христианин не может красить без того, чтобы наложить грунт, чтоб через пятнадцать дней всё отлетело после того, как ты уже получил свои денежки. Христианин не может требовать три цены, когда это стоит одну. Где мы видим христианское отношение к своему служению, которое ты сам выбрал? Ведь каждый человек сам выбирает, чем ему заниматься, никто его на это не толкал. За исключением рабства, когда человека схватили, связали, отвезли, избили, заставили под пытками заниматься тем, чем ему не хочется. Это уже особая статья.

Жёны-мироносицы дают нам пример, как правильно относиться к своему служению. Когда у нас Богородичный праздник, мы вспоминаем двух из этих жён, Марфу и Марию. Когда Марфа упрекнула Марию, она-де сидит и ничего не делает, Господь ей сказал: едино есть на потребу (Лк. 10, 42). Главное в любом служении — это его духовная составляющая. Почему? Потому что все те деньги, которые мы с вами заработаем за всю жизнь, вся наша собственность – это есть временная иллюзия. Как только человек умрёт, он остаётся такой же нагой, как поступил в этот мир из утробы матери. То, что он приобрёл духовного, это остаётся с ним в вечности. Жизнь наша дана для того, чтобы приобрести нечто духовное, необходимое для нашего спасения. Жёны-мироносицы нас этому учат, этой духовной составляющей нашей жизни. Очень много в нашей жизни всем нам нужно пересмотреть. Что это значит? Это значит покаяться. Очень часто человек кается в том, что он правило не почитает, но я ещё никогда не слышал за двадцать шесть лет своего служения, чтобы кто-то пришёл и сказал: “Я халтурю на своей работе. Я требую, чтобы мне заплатили гораздо больше, чем это стоит. Когда заказчик приходит, я изображаю из себя деятельность, а когда он уходит, я делаю всё кое-как”. Ни разу я этого не слышал. А ведь это же главное. Это главное отношение к жизни. Матери жалуются на свих детей, но крайне редко бывает, когда мать говорит: “Я безобразно своих детей воспитываю. Вообще об этом не думаю и этим не занимаюсь”. Хоть бы одна мать пришла и сказала: “Батюшка, согрешила, ни одной книги по возрастной педагогике не прочитала”. Живёт в Москве, владеет русским языком, кончила несколько классов средней школы, но даже не поинтересовалась, как, собственно, детей воспитывать. Будто это кошка или собака, только поесть, попить и постирать. Вот и всё воспитание. Главное же не насколько чистые штанишки, главное же – душа человека. Надо же заниматься душой. А у нас самое драгоценное для каждой матери, её главное служение – это не работа, чтобы себе купить какие-то побрякушки, нет. Главное – это дети. Это главное, порученное Богом, послушание. А как эти дети воспитываются? Только криком. Кто переорёт, мать или дети. Такое состязание на протяжении пятнадцати-двадцати лет, пока уже не вырастут все сумасшедшие, потому что в такой атмосфере можно вырасти только психом, больше никем.

Стремление приехать в Москву – зачем? Вместо того, чтобы там, где живёшь, создать жизнь, едут в Москву, где уже жить нельзя. Ни дышать, ни работать, вообще через два-три года всё встанет, потому что ни один автомобиль уже не сможет ездить. Все будут ходить пешком в этом чаду. Спрашивается, зачем? Цель только одна, опять же для себя – жить покомфортней. Чтобы работать, сидя в кресле, нажимая кнопочки на компьютере. Ладно бы ещё работал за компьютером, но две трети времени сидит с бородой дядя, с лысиной и играет. На работе сидит и играет. Целая система существует, чтобы поймать этого игрулю. Сорок лет, дома двое детей, жена, а он сидит и играет. Что ты будешь делать, человек хочет играть. Детство к двадцати годам, ну хотя бы к тридцати, должно же быть закончено уже? Не успеешь даже послужить, а без этого человечество деградирует и умирает. Вот в чём нужно покаяться. Не в том, что что-то не доел, не дочитал, что-то такое подумал, а принципиально изменить всю свою жизнь – вот это покаяние. Мы всё время заменяем на какие-то опять же игрушки, мы всё время играем в какое-то выдуманное христианство. Всё время игры. Создали себе такой клуб – вот служба, вот исповедь, вот платочки, вот юбочки, всё такое духовненькое. Да ничего в этом духовного нет. Это просто некие формы, очень традиционные, хорошие и правильные, но ведь должна меняться жизнь. Тогда будет результат, тогда будет изменение вообще всей ситуации в нашем бытии. Сейчас, к сожалению, мы идём к собственному уничтожению. Поэтому жёны-мироносицы нам пример, как на самом деле надо. Если мы будем на молитве их вспоминать и просить их помощи нам, то и они уделят нам часть своего сознания и понимания о том, что есть жизнь христианская.

Наверх