Проповедь на неделю 20-ю по Пятидесятнице, Притча о сеятеле. 2011 г.

Проповедь на неделю 20-ю по Пятидесятнице, Притча о сеятеле. 2011 г.

Когда мы читаем эту притчу и размышляем о ней, то в первую очередь думаем о семени, вот оно семя  — падает при дороге на каменистую почву, падает в терние на сорняки,  падает на благоприятную почву. Под семенем здесь подразумевается слово Божие!

Но главное в этой притче не СЛОВО, в этой притче главное ПОЧВА. Слово Божие несёт в себе огромную силу. Но эта сила не может быть воспринята человеком без его участия. В этой притчи открывается удивительная тайна соотношения божественного и человеческого.  Божьего промысла и человеческой Свободы. Бог дает нам своё слово. Он  даёт его каждому.  Но каждый воспринимает это слово по-своему, в соответствии со своими внутренними особенностями,  склонностями и предпочтениями.

И когда падает семя при дороге по слову притчи,  оно  затаптывается ногами.  Птицы Небесные склёвывают это семя.

Объясняя этот образ, Сам Спаситель сказал,  что это дьявол,  который приходит к человеку, откликнувшемуся на Слово Божие,  но вырывает это семя из его существа.

Как удивительны эти слова,  они применимы к тому, что сейчас нередко происходит. Особенно среди молодёжи. Ведь  есть и такие молодые люди, которые учились в воскресной школе.  И те, кого родители приводили в храмы Божии. И кто слышал слово и принимал его. Но потом дьявол через соблазны, искушения,  разжигание плоти,  через провоцирование самых низменных инстинктов  человеческой природы вырывает это слово из сердец и умов молодых людей. И многим понадобятся долгие, долгие годы, чтобы пройти по тернистым путям жизни.  Набивать шишки и получать раны, чтобы, в конце концов, понять, что ТО Слово, которое когда-то прикоснулось их ума и сердца  несло в себе  Тайну человеческого счастья.
А бывает и ведь так.  Что слышим Слово Божие и воспринимаем его, а сердце каменное. Сердце не способно откликнуться  на Божий призыв, оно подобно семени, упавшему на камень,  которое высыхает, потому, что нет внутренней влаги. В современной жизни бывает так,  что суета, стремление к наслаждениям,  стремление к богатству, подавляет  всякую способность в человеке развивать принятое им Божье слово.
Это имеет отношение к бОльшему числу именно верующих людей,  которые  слышат и знают слово Божие. А суета  житейская, стремление добывать деньги,  лишает нас возможности погружаться в божественное слово,  жить в соответствии с этим словом.
Особенно же опасно, очень опасно, наслаждение !,  к которому устремляется человек. Большинство святых отцов говорит об опасности наслаждения.
Это может удивить современного человека.
Но смысл свято-отеческого свидетельства  в том,  что наслаждение не является синонимом счастья.
Необязательно человек наслаждающийся будет счастлив, а скорее  человек живущий услаждением своей плоти,  никогда не бывает счастливым. И об этом замечательно говорит Иоанн Златоуст, о том, что у таких людей появляются страхи  потерять источник наслаждения.  У такого человека  появляются различные предрассудки. В том числе и такой распространённый, как  страх смерти. Потому, что такой человек ничего кроме наслаждения, как цели жизни, ничего не видит. И для него полной катастрофой и концом всего является смерть.
Господь, толкуя это слово притчи, говорит  о том, что терние это и есть суета житейская  стремление к богатству и к наслаждению.
Все эти дивные божественные слова  помогают каждому ответить на вопрос,  а где я в этом перечне?
Я тот, кто при дороге?
Тот, кто на камне?
Тот, кто в терние?
Или тот, кто на благоприятной почве?
И, наверное, на этот  вопрос нет однозначного ответа,  потому что в каждый момент жизни мы бываем  в одном и другом и третьем и четвертом состоянии.
Смысл ее заключается в том, чтобы разбудить нашу совесть. Разбудить наше сознание. И заставить нас таким образом жить. Воспринимать Слово Божие сердцем своим, трудиться и молиться.
Чтобы, несмотря на слабость  природы своей, быть способным открыть душу навстречу Слову божию. И явить из себя почву, удобную  для восприятия божественной мудрости. Аминь.


Наверх