Проповедь на неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех Святых. 10 июня 2012 г.

Проповедь на неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех Святых. 10 июня 2012 г.

Сегодня особенный день и очень важный не только потому, что мы именинники сегодня. Важность этого дня заключается в том, что каждый христианин должен глубоко и правильно понимать, что такое святость. Потому что, к сожалению, большинство людей, даже которые принимают святое крещение, не могут объяснить, для чего это делается. А делается это для того, чтобы приобщиться к святости, к святой жизни. Потому что каждый христианин должен быть свят. Святость не зависит от того, что человек делает какие-то упражнения, получая какой-то результат. Святость зависит исключительно от желания Бога поселиться в сердце человека. Без Его желания это не состоится. Даже если человек всё тело своё отдаст на сожжение, этого будет недостаточно, что дало возможность преподобному Серафиму сказать, что стяжание благодати Святаго Духа – это главное дело христианской жизни, ведь благодать Божия и соделывает человека святым. Просто, конечно, степень святости разная.

Апостол Павел говорил, что на небе звезда от звезды в славе разнится. Одна слава солнцу, другая луне (см. 1 Кор., 15, 40-41), но это, действительно, все небесные светила, разным светом мерцающие на небесах. Есть звёзды чуть заметные, а есть очень яркие. Так вот и святость человеческая по-разному освещает этот мир. В этом образе ещё важно то, что светят эти звезды на фоне абсолютно чёрного неба. Потому что мир лежит во зле. И Божья воля заключается в том, чтобы каждый христианин, который стал учеником Его, приобщился к святости. Зачем? Зачем Богу это нужно? В чём Его воля?

Христос хочет, чтобы Его дело на земле продолжалось. И такая задача возлагается на каждого христианина. Во-первых, каждый христианин должен стать маленьким апостолом Христовым. Во-вторых, приобщение к благодати Божией очищает человека, потому что очиститься человеку можно только благодатью. И через это очищение человек приобщается Самому Богу.

Нам трудно как-то над этим размышлять, трудно порой это почувствовать, ещё труднее в это поверить, потому что каждый про себя знает, какой он грешный человек, но Бог-Отец нас любит. Это тоже есть и должно быть предметом нашей веры. Как два существа, любящие друг друга, хотят быть вместе, а друг без друга скучают, так и Господь скучает по каждой душе. И душа, потерявшая Бога, не находит нигде себе места и найти успокоение может только в Боге.

Но, к сожалению, гордость не позволяет часто это понять, так маленький ребёнок капризничает, портит отношения со своими родителями, не понимая, что он полностью от них зависит. И вот в Евангелии, которое святая Церковь избрала для сегодняшнего дня, евангелист Матфей приводит такие слова: «Итак, всякого, кто исповедует Меня пред людьми, того исповедую и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее, и враги человеку – домашние его» (Мф., 10, 32-36). Вот такие, на первый взгляд, странные слова о том, что слово Божие разделяет людей по степени их приятия. Не бывает, к сожалению, за редким исключением, чтобы в одной семье все одинаково преданно служили Богу. Всегда кто-то опережает, кто-то отстаёт. Кто опережает, тому кажется, что все остальные как-то ленивы, недостаточно ревностны и усердны. А кто отстаёт, тому кажется, что другой вообще фанатик какой-то, зачем так? Сходил в церковь на Пасху, на крестном ходу постоял, ну, и хватит. И, естественно, возникает недопонимание и всякие трения, и даже враждебные действия, о чём Господь и говорит.

Господь, зная это свойство человека, прекрасно понимает, что Христос, Его Церковь, Его ученики принципиально не могут найти компромисс с этим миром. Это невозможно. Просто невозможно вступить в какой-то диалог, привести какие-то аргументы, что-то доказать. Никогда это не удается. Почему? А потому что людьми владеют не разумные доводы, не научный подход к той или иной проблеме, а исключительно страсти, исключительно собственные желания, исключительно чувства ненависти, недоброжелательства. Вот ты попробуй разберись, в чём фанатизм? Что я делаю не так? Что плохого? Нет, вот раздражает и всё. «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». Поэтому, хотя люди мирские, часто где-то слыша звон, не зная, где он, вдруг начинают заявлять о христианском всепрощении, это, к сожалению – к их сожалению – чушь собачья. Христос принёс на землю меч. Или, как в другом переводе сказано, разделение. И каждый христианин должен сделать для себя выбор: либо ты со Христом, и тогда ты будешь гоним от людей, от так называемого общества, либо ты с обществом, тогда ты вынужден будешь быть против Христа. Вот поэтому Господь и говорит: «Если вы Меня исповедуете пред людьми, то и Я исповедую вас пред Отцом Моим Небесным» (см. Мф. 10, 32).

В чём это будет исповедание и зачем вообще оно нужно? Не лучше ли тихонько на даче, в баньке немножко так веровать, и ни гу-гу. Может быть, для того, чтобы продлить своё существование, сохранить спокойствие, и так хорошо? Но цель христианская другая. Если бы Христос ставил целью желание подольше пожить, Он вообще бы в Иерусалим не пошёл. У Него апостолы спрашивали, куда Он идёт. Ведь ещё совсем недавно иудеи искали убить Его. Он знал, на что идёт. Он прекрасно знал, с кем имеет дело, и Он прекрасно знал, чем это кончится. Как модно теперь говорить, Он сделал сознательный выбор. Выбор заключался в том, чтобы исповедовать правду до смерти. Потому что правда – это нечто большее, чем сама жизнь. Тем более, жизнь всё равно закончится. Долго ты в своей баньке проживёшь, коротко ли, проломят ли тебе голову или, как большинство, от рака умрешь – это не играет роли. А играет роль то, как и во имя чего ты живёшь.

Что это за исповедание перед людьми? Христос в другом месте сказал: «Пусть просветится свет ваш пред человеки, чтобы люди видели ваши добрые дела и прославили Отца, Который на небесах» (Мф., 5, 16). Поэтому, сидя в баньке, это сделать невозможно. Нужно обязательно явить своё христианство этому миру. Понятное дело, что этому миру это очень-очень не понравится. Но тогда Господь скажет Отцу Небесному, как Матерь Божия сказала о преподобном: «Сей от рода нашего». Для него Христос дороже жизни. Вот, собственно, и всё. И люди, которых мы сегодня прославляем и чьи имена мы с вами носим, были именно таковы. Они не боялись идти против всего мира. Они не боялись чёрное называть чёрным, а белое белым не в угоду духу века сего. Они, бывало, оставались вообще наедине с бушующей толпой, исполненной ненависти. Точно так же, как Христос стоял перед толпой в Иерусалиме, которая в безумии кричала: «Распни, распни Его!» Но устояли. Поэтому христианство – вещь весьма неудобна, бескомпромиссная и очень опасная для здоровья и продолжения жизни, потому что Церковь и Христос всегда против течения и всегда сопротивляются этому миру, лежащему во зле. И дальше: «…Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?» (Мф., 19, 27). Т.е., не зря ли мы вообще в это ввязались? Не лучше ли как обычные, «нормальные» люди, прийти, поставить свечку, поглазеть и уйти? «Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследуют жизнь вечную. Многие же будут первые последними, а последние первыми» (Мф., 19, 28-30).

Что же Господь обещает? Он обещает вечность. Он обещает тем, кто последовали за Ним, всегдашнее пребывание с Ним в Царствии Божием. И для этого только нужно явить в течение нашей короткой жизни верность Ему. Все очень просто. Чтобы не отречься, чтобы не испугаться, чтобы не обернуться назад, чтобы не залезть в свою баньку и не спрятаться, а спокойно, очень скромно и очень тихо, но очень твердо шествовать за Ним. Туда, о чем апостол сказал, «ухо того не слышало и очи того не видели, и на ум человеку не приходило, что уготовал Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9).

Надо каждому человеку, который хочет достичь святой жизни, иметь возможность научиться Христа любить больше всего. Недаром в этом списке и жена, и дети, и муж, и материальное всякое богатство, отец, мать – всё. Я уж не говорю о каких-то побрякушках или бумажках. Конечно, Господь видит каждого. И видит, что человеку дороже, чему он служит. Христианство – это служение Богу, Иисусу Христу в Его Церкви. Другого ничего не бывает. Поэтому весь суд состоит не в том, что человек прожил жизнь, его потащили на суд, там прокурор, адвокат разбирают: вот это ты хорошо сделал, это плохо. Потом взвесили, это перевесило – пошёл вон. Нет. Суд происходит в голове и в сердце человека. Он сам выбирает: сынок, что тебе дороже – Господь Иисус Христос или вот этот поганый мир со всем его безобразием? Больше ничего. Человек сам выбирает, в этом-то всё и дело. Поэтому Бог никого не наказывает, никого не карает, человек всё выбирает себе сам.

Другой скажет: а я не знал. Ты не знал? Молодец. А что такое велосипед, знаешь? А как сыграла Дания с Голландией, знаешь? А почему ты знаешь? А потому что тебе это интересно. Значит, тебе футбол интересней, чем спасение души. Ну, вот и гоняй мячик, сынок, пока ноги не отвалятся. Всё очень просто. Человек каждый день, каждый час, каждую минуту и всю свою жизнь, всё время делает этот выбор. Бог так нас любит, что отдал на смерть Единородного Своего Сына. Представьте себе, у нас есть сынок, и где-то там, в Новой Зеландии, есть какой-то серийный убийца. И чтобы этого убийцу спасти, надо отдать своего сынка. И не просто, чтобы он посидел за него, а чтобы он голову на плаху положил. Ну и кто из нас, чтобы спасти этого человека от виселицы, отдаст своего сыночка? Никто. А Отец Небесный это сделал. А нам футбол интересней. Вот и смотри. Это твой выбор. Ты выбрал мир с его футболом, вот и оставайся в нем. И не надо утешать, что ты пришёл, всех облагодетельствовал, тебя причастили. Это ещё пока ничего не значит. Как костыли, лежащие где-то в углу шкафа, ещё не значат, что ты можешь ходить. Потому что идти надо за Христом, и идти надо в гору.

Этот путь очень трудный, и тех людей, которые тебя будут понимать хотя бы частично, довольно редко можно встретить. Но, слава Богу, они есть и они были. Это все угодники Божии, о которых мы читаем в житиях святых. Мы видим, как они выбирали, часто избирая смерть и мучения. Вот если у нас хватит мужества прожить так жизнь, значит, и мы встанем в один ряд с ними. А если нет, то нет. Вас никто не наказывал, вас никто не заставлял, никто ничем не «пужал». Потому что если пугать, то только христианством, потому что христианство не гарантирует никакой успешности ни в бизнесе, ни в семейной жизни, ни вообще ни в чём. А всё порой совсем наоборот.

Наверх