Проповедь на Мф. 25, 22-23

Проповедь на Мф. 25, 22-23

«Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом был ты верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего (Мф. 25, 22–23).»

У некоторых добрых служителей Церкви Христовой иногда появляются унылые речи. Вот я – простой, обыкновенный священник или епископ. Никаких особых талантов у меня нет. Что я могу сделать полезного? Пастырь-семинарист говорит с горечью: «Почему я не окончил Академию? Тогда я работал бы широко!» А кандидат богословия замечает: «Вот, если бы я был магистром богословия, много добра я тогда сделал бы!» Иной скорбит: «Если бы у меня были такие таланты, как у Антония или Филарета!» Все подобные речи от лукавого... Они напоминают о том неверном и ленивом рабе, который свой талант зарыл в землю и за это наказан был Богом (Мф. 25, 24–30). Боже! Избавь нас от этих вражеских дум. Здесь в нас говорит грубая зависть. Не всякому Господь дает много талантов: иному больше, а другому меньше – все это распределяет Премудрый Владыка – каждому по его силе (Мф. 25, 15). Не все святители Антонии, и не все священники Иоанны Кронштадтские: им от Бога даны многие таланты, которые они своими неустанными трудами во славу Божию и благо ближнего во сто трудов уплодоносили...

Но и каждый, самый обыкновенный священник Православной Церкви, тем более святитель, может с Божьей помощью совершать много добра. Что важнее всего в служителе Церкви Божией? Верность непоколебимая Богу и Церкви Святой: когда пастырь Христов открыто, явно для всех, не боясь угроз и вместе не поддаваясь ни лести, ни наживе, исповедует пред всеми людьми свою веру глубокую в Бога и проявляет твердую преданность Святой Православной Церкви. В дни современных религиозных шатаний, когда ради земного покоя и боясь тюрем немало и пастырей Церкви изменили святой вере, в которой родились и откуда восприняли свою благодать, и стали вне Церкви безблагодатными раскольниками, – эта верность своему пастырскому долгу, святому православию имеет главнейшее значение в пастырском деле. Одна лишь стойкость в святой вере пастыря способна удержать и всю его паству от нечестивых расколов и безверия.

И если нет этой твердости в служителе Церкви, то не имеют никакого значения ни ученые дипломанты, ни красноречие, не иное что другое. Такую стойкость в вере может иметь обыкновенный средний Христов работник – пастырь или святитель. Если с верностью в служителе Христовом соединяются еще и молитвенность, и церковность, и сострадательная любовь к ближним, то такой духовный труженик имеет большое благотворное влияние на паству. Что такое молитвенность? Это когда пастырь каждый шаг своей жизни и деятельности обвеял молитвой к Богу, когда, подобно псалмопевцу, всегда он видит перед собою Господа (Пс. 15, 8). В храме Божием он горит огнем молитвы, привлекая к ней и всех молящихся; в домах своих овец духовных он зовет к молитве Богу во всей жизни человеческой... Церковность в пастыре – это когда он всю свою жизнь и деятельность строит по нормам Церкви: молится так, как учит Церковь; в нем нет сектантской экзальтации и обновленческого духовного распутства. Службу Божию церковный пастырь старается править, приближаясь как можно теснее к церковному уставу. Оттого и пение имеет церковный характер, и всюду чинность и благоговение. А сострадательность к пастве – это когда пастырь не закрывается сам в себе, но все доброе и святое спешит нести своей пастве, не ожидая, что к нему придут люди, напротив, сам устремляясь к бедным, несчастным и грешникам, из любви и жалости к ним, подражая великому Пастыреначальнику и Спасу душ наших Христу Богу, Который, выйдя… увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их (Мф 14, 14).

Всеми этими чертами светлыми может обладать (и обладает нередко) каждый обыкновенный благодатный служитель Православной Церкви.

Наверх