Проповедь к новоизбранным судьям, декабрь 1860 год.

Проповедь к новоизбранным судьям, декабрь 1860 год.

Слава Тебе, Господи, скажем и мы с вами! Кончились труды и беспокойные соображения ваши, желания улеглись, порядок установился, остается одно чаяние исполнения предположенного... И вы собрались ныне в храм – одни, – чтоб принести благодарность за окончание труда и предать Господу надежды в выборах, другие, – чтоб испросить благословение Божие на начало новых трудов и освятить молитвой первые шаги свои на пути служения. Да благословит вас Господь, по молитве вашей!

Как вы теперь сделали, так делайте и во все время служения вашего и во всех делах его. – Особенно, когда мысль будет двоиться, или обстоятельства так сложатся, что трудно определить, на какую сторону надо склониться своим содействием, всегда обращайтесь к Господу за вразумлением, – и получите просимое... Ибо Господь близ, и Он есть действуяй в нас и еже хотети и еже деяти истинно доброе. – Сами будете недоумевать, как в час молитвы сложатся мысли, и сердце примет правую сторону. Ибо не ум решает. Вы верно знаете, что правит всем Господь, – и что Его намерений никто переменить не может. Если Он и попускает что, то только прикосновенное, а не главное, – куда Он потом устремляет и попускаемое. Есть путь промышления Божия или программа для течения происшествий – и больших и малых, – умом Божиим созерцаемая и силой Его приводимая в исполнение. Весь труд правителей, а равно и все достоинство правительствования состоит в том, чтобы попасть на сей след Божий, в эту стезю, проначертанную мыслью Божией. Те только действия и плодотворны и велики, которые попадают на сей путь, хоть бы они не выдавались из-за других, – и это истинно не только относительно многообъятных действий, но и относительно малых, касающихся одного лица, семейства, рода, а не только целого села или округа. Сознавши сие, спросите сами себя, как попасть на сей благотворный след? И вы не найдете другого ответа, кроме следующего: предайте всецело в руки Божии и себя и свое служение, и затем молитвенно припадайте ко Господу о вразумлении и укреплении всякий раз, как приступаете к делу, или еще лучше, непрестанно содержите в себе сей молитвенный дух и настроение, и никогда не будете лишены должного руководства. Еще никто из уповающих на Бога и живущих в Нем сердцем не был посрамлен. Не увлекайтесь видимостью. – Жизнь спеется сокровенно: так совершается и все животворное. Не прельщайтесь успехом, не смущайтесь и невидением тотчас успеха. Плод трудов, может быть, отложен Господом за пределы вашего служения. – Пусть он не будет приписан вам, не скорбите: это только здесь, – на том же свете чадо сие найдет своего родителя. – Но и на этом не все дела так закрываются, чтоб нельзя было угадать, где их источник. Вы только сейте по тому указанию, какое сложится в вашем сердце, освященном Богомыслием и предстоянием Богу; а плоды предоставьте распоряжению Домовладыки всего мира и всей вселенной. Пусть даже говорят: вот делал, да ничего не сделал. После оправдаетесь. Да и то истинно: Бог оправдаяй, кто осуждаяй (Рим.8:33–34)?..

Ο том, думаю, нечего говорить, что главное у вас должно быть свидетельство совести. Это вы знаете; но не лишним считаю прибавить – совести, просвещенной словом Божиим и укрепленной благодатью Божией и молитвой. Совесть всегда можно сбить с толку кривотолкованием. Верный руководитель ей – слово Божие. Уясните себе, по его указанию, дело свое и свой долг, и потом действуйте но тому, умудрясь только не покривить дела в применении начал к обстоятельствам, или в направлении сих последних по началам принятым и предначертанным. – Думаю, что все так и делают. – Но вот что, – может быть, не все делают, или не все делают с должной настойчивостью и усилием. Надобно построить программу для своих действий по духу Христианства, и в сем одном духе действовать во всех обстоятельствах. – Ведь вы, как и все действующие лица, стоите в числе устроителей блага народного. Благо должно бы принадлежать человеку по природе, но не принадлежит. Почему? Потому что он восстал против Бога в лице праотцов и пал. – Благость Божия восстановляет его в Господе Иисусе Христе в св. Церкви, или чрез Христианство. Восприявший дух Христианства получает право на благо внешнее и действительно приемлет благо внутреннее, – восстановляется в себе духовно с правом на возвращение потерянного и во вне, если то – благо ему, и по усмотрению благодателя. Вот как выражается сей закон: ищите прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам (Мф.6:33). Так хотите ли созидать благо народа прочно, возгревайте в нем дух Христианства и ничего не допускайте такого, что бы могло, хотя сколько-нибудь погашать и ослаблять его. – Не говорите: – не наше дело. – Нет, – ваше. Вы Христиане, поставлены действовать в кругу Христиан и во благо им, как Христианам. Как же при такой обстановке вы будете действовать, не имея во внимании духа Христианства?! – Разве занятия ваши не способны принять такое направление?! Быть не может. – Есть и пить – что проще? но и сие может быть обращено в славу Божию. Велико ли дело – стакан воды или праздное слово? но и они в день суда поставлены будут в расчет и послужат в оправдание или в осуждение нам. От чего так? – От того духа, каким исполняются сии дела. Если теперь эти малозначительные дела способны исполниться духом, из-за которого они обращаются в славу Божию и оправдание нам на суде: тем более дела вашего служения способны преисполняться духом Христовым. Они все могут быть – милость и суд – две наперсницы Божии. – Если же при всем том вы считаете чуждым для вашего служения – блюсти Христианство, помогите мне в этом труде... Бросим этот раздел, в Христианстве неуместный, – светский и духовный, как будто ни от нас к вам, ни от вас к нам – нет перехода. Возьмемся все дружно за одно дело Божие – созидать во всех дух Христов, для споспешествования в сем – обладать истинным благом, доступным человеку на земле.

Все, – доселе предложенное вам, обнимает все в совокупности ваше служение. Что касается в частности до дел ваших, то относительно их помяну только одно: не только сами не допускайте, но и преследуйте в других дела, привлекающие гнев Божий и отнимающие благословение Божие. Благословение Божие всегда готово; оно объемлет и покрывает нас; его отдаляют от нас дела, Бога прогневляющие и привлекающие Его клятву. Не будь сих дел, всегда будет благословение; след. довольство, мир и во всем счастливый успех. Желаете ли сего; – изгоните из нашей епархии дела, вопиющие на небо и размножьте дела, привлекающие Божие благословение. – Главное вот что: не обижайте и не давайте в обиду; не доводите до слез, напротив осушайте слезы плачущих. Слезы сирых и горьких вдовиц, причиненные, – или не иссушенные по нерадению, иссушат поля наши и внесут огнь в жилища наши. – Паче всего блюдите себя в отношении к ним. – Будьте око слепым, нога хромым и всякому нуждающемуся верная помощь и подпора; творите суд, правду и уравнение всем во всем, – без лицеприятия и мздоимства. Ο сем впрочем излишне распространяться много. – В себе самих имеете вы о сем учителя – вашу добросовестность и сердоболие.

Но есть еще – ряд дел, привлекающих проклятие Божие, которые не всеми однако ж признаются таковыми. Это образ мыслей, противный правилу веры. При настоящем, распространяющемся всюду просвещении очень важно сколько способствовать сему распространению, столько наблюдать за духом и характером его. – Не все то золото, что блестит. – Вы знаете, сколько худых мыслей проходит в книгах, украшающихся хорошими титлами. Да и без книг идеи будто по телеграфу электрическому разлетаются повсюду и тлят благомыслие искренно верующих... Станьте же вы стражами и блюстителями нашей епархии от вторжения к нам тлетворных мыслей, – да никтоже будет нас прельщая философиею и тщетной лестию по стихиям мира, а не по Христе (Кол.2:8). Не думайте, что все равно, как бы кто ни думал, и что Бог одинаково смотрит на производительность ума, согласна ли она с Его волей, или нет. Напомню вам чин, бывающий в неделю Православия, и вы сами уверитесь в противном. – Там сначала кратко изображается, что Бог положил начало нашему спасению в Господе Иисусе Христе еще в раю, потом подготовлял людей к принятию Его чрез пророков, а наконец Сам Господь пришел и совершил сие спасение смертью Своей. По воскресении же послал в мир Апостолов, которые и устроили на земле св. Церковь Его – столп и утверждение истины. Последуя ей, мы веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца и проч. – как читается в символе веры, – с прибавлением, что – веруем и всему преданному Церкви устно и установленному Соборами. Затем поражаются анафемой все противящиеся истине: анафема такому-то, анафема такому-то.

Укажу вам для примера, кому это:

– Тем, кои не пленяют разума своего в послушание Божественному откровению и противятся ему и всем истинам его, – анафема.

– Кои отрицают бытие Божие и утверждают, что мир сей и все в нем бывает без промысла Божия, и по случаю, – анафема.

– Кои дерзают говорить, что Сын Божий не единосущен и не равночестен Отцу, как и Дух Святый, – т. е. не исповедуют, что Бог есть един по существу и троичен в лицах, или что Отец, Сын и Дух Святой суть един Бог, – анафема.

– Кои хульно учат, что для спасения нашего и очищения грехов наших не нужно пришествие в мир Сына Божия, и Его вольное страдание, смерть и воскресение, – анафема.

– Кои отметают бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесах, а за грехи осуждение, – анафема.

– Кои отвергают соборы св. Отец и их предания, Православной Церковью благочестно хранимые, – анафема.

– Кои отметают таинства, св. Церковью содержимые, не почитают Пресвятой Богородицы, Ангелов и всех Святых, а также св. мощи и иконы, – анафема.

Не думайте, что анафема есть простое слово. Нет; это слово и дело вместе, по непреложному определению Самого Господа: елика аще свяжете на земли, будут связана на небесех (Мф.18:18). – Анафема церковная скрепляется и утверждается изволением Божиим, следовательно, распространение пораженных церковной анафемой идей есть распространение проклятия Божия. – Хотите ли отвратить сие бедствие, – оградите нашу епархию от вторжения противохристианских учений, тлящих детские и юношеские умы, чрез превратное воспитание, чтение дурных книг, знакомство с нехристианскими обычаями, и проч.

Больше сего не нахожу что сказать вам еще. – Исполните сказанное, и будьте уверены, что сие творя и сами спасетесь и спасете многих.

Думаю, что вы ожидаете помина о предлежащей перемене взаимных у нас отношений. Об этом нечего вам сказать с сего места, кроме одного: будем молиться, чтоб Господь дал мирный исход сему делу – великому, как награду за кроткий и миролюбивый дух, господствующий у нас повсюду. – Уповаем, что и будет тако, по благости Божией. – Если же, паче чаяния, произойдет где какое нестроение, будем молиться, чтоб Господь дал местным деятелям ум и силу, уладить поспешно сие настроение и обратить все ко общему благу. – Вернее же всего, – как сие, так и все прочее, предадим в руки всепромыслительного попечения Божия о нас! Ибо, уповающего на Господа милость обыдет (Пс.31:10).

В сих мыслях оканчиваю мое вам слово, призывая на вас благословение Божие, и моля Его благость, да поможет вам действовать в том духе, какой благоугодными представит вас пред лицом правды Его неизменной, в день окончательного воздаяния всем деятелям на поприще течения дел всего мира. Аминь.

Декабрь, 1860 г.

Наверх