Седьмая Неделя по Пасхе, святых отец

Ныне память святых отцев Первого Вселенского Собора (325 г.), утвердивших истинное учение о воплотившемся Сыне Божием, Господе нашем Иисусе Христе. В числе этих святых Церкви сияли на соборе верою и благодатию святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святители Александр и Афанасий Александрийские, Пафнутий Фиваидский, Спиридон Тримифунтский, Иаков Низибийский и многие другие чудотворцы. Они научили нас и мыслить о Господе Спасителе истинно, и, как к Богочеловеку, обращаться к Нему молитвенно. Истинное учение о Господе Иисусе Христе мы повторяем за ними в Символе веры, то есть в исповедовании, начинающемся словами: «Верую...».

Прибегать же к Спасителю с любовью и смирением они научили самим примером своей жизни во Христе. Поэтому смиренная молитва с любовью к единородному Сыну – Спасителю мира должна неугасимо гореть и в нас. Святые апостолы свидетельствовали о подобном же настроении: «Я живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня», – восклицает апостол Павел. «Христа Иисуса, – пишет апостол Петр христианам, – вы, не видевше, любите... достигая наконец верою... спасения душ».

Мы с любовью должны молиться своему Спасителю как воплотившемуся Сыну Божию, потому что Он первее возлюбил нас и любит. Постоянно невидимо соприсутствуя нам, Он ни на минуту не перестает с любовью следить за нами и заботиться о нас лучше, чем мы умеем.

Каждого из нас Господь ведет ко спасению удобнейшим путем. Он Пастырь несравненный, знающий Своих овец знанием частным, особенным, по имени, и говорящий им по сердцу их. И мы взаимно должны чувствовать себя в личных отношениях к своему Спасителю и крепкою любовью сердечно приникать к Нему. Как дитя, обняв руками материнскую шею, смотрит иногда в глаза матери с любовью и пристально, так мы, объяв любовию Спасителя в молитве, должны говорить к Нему: «Иисусе, Сыне Божий! Ты мой Искупитель, мой Спаситель, [Тобою] я оправдаюсь». Подобным образом, с любовью молился Господу Иисусу Христу, например, святитель Димитрий Ростовский, говоря: «Иисусе мой прелюбезный, сердцу сладосте, един в скорби утеха, моя радость! Рцы душе моей: «Твое есть Аз спасение, очищение грехов и в рай вселение». Никто же мне в моих бедах грешному поможет, аще не Ты, о всеблагий Иисусе Боже! Хотение мне едино – с Тобою быти даждь ми, Христе, в сердце всегда имети».

А преподобный Макарий Египетский, предавая дух свой Богу, говорил: «Мой Господь Иисус, весьма любимый моею душой, прими дух мой».

Пусть такая же любовь всегда проникает в наши призывания Спасителя.

Хотя у нас крохи любви, зато у Него бездна любви, по которой Он готов спасать нас Своим осиянием. Когда Ему угодно, Он касается сердца молящегося и, как Сам есть весь любовь, так исполняет любовью и всякое сердце, которого касается, и тихо сдувает с него греховную пыль.

Вместе с любовью да дышит наша молитва ко Господу еще и смирением. На всех людей ежедневно с самого утра нам следует смотреть так, как на духовно высоких, которые ходят по горе. А мы пред ними должны полагать себя внизу низко-низко. И если наша душа кого-либо из людей увидит ниже себя, крепко за то укорим себя. Теплое сердце ко Господу хранится лишь смирением. Как только умаляется в ком смирение, так и пойдет холодность. Господь тотчас отступает от души, считающей себя великой, и она, оставшись одна сама с собой, охладевает.

Необходимо всегда в сердце чувствовать свое ничтожество. Чем грешнее себя кто сознает, тем правее его путь. Только чувство личной греховности должно исходить натурально, из глубины души. Оно – основное. Когда его нет, все в нас плохо. Без смирения и любви ничто духовное не упрочится в нас. Духовное растет в нас вместе с ростом этих чувств и проясняющимся сознанием своей негодности. Коль же скоро дается себе цена, дело жизни духовной в опасности. Потому всякий да желает и молится о воцарении в себе глубокого духа смирения. От него – слезы и сокрушение. Как мы всегда, бодрствуя, видим свет, так постараемся отныне видеть в чувстве любви и смирения Господа Спасителя, своего Искупителя, соприсутствующим нам, чтобы Он в нас сиял Своим радостотворным светом благодати. И нам через это будет светло и покойно.

Чувство любви к Богу держится в душе смирением. Как только склонится чья-либо мысль к сознанию своего значения, так благодать от внутреннего запаха гордыни удалится. Настоящее самопознание есть ясновидение своих недостатков в такой мере, что ими переполнено все. Аминь.

Наверх